Все началось с носка
- Доктор, разрешите?
- У меня на это время назначен другой пациент, а вы не похожи на Варю Сметанину ни возрастом, ни, извините, полом, - Надя строго посмотрела на молодого человека и поправила очки.
Со зрением у нее было все в порядке, но очки без диоптрий и строгий гардероб делали ее старше, поддерживая образ опытного детского психолога. Как бы она не любила свою профессию, но мало кто согласился бы на платные консультации у двадцативосьмилетней незамужней девушки, не имеющей собственных детей.
Когда она еще только начинала и вела блог, скрываясь от обеспокоенных мамочек за монитором компьютера, все было в порядке. Но стоило назначить встречу, как первый вопрос, который задавали родители, касался ее возраста и семейного положения. Одни бестактно спрашивали напрямую, другие завуалировано намекали на недостаток опыта, и каждый раз приходилось выкручиваться, лавируя между оправданиями и ответной дерзостью.
Надя с силой сжимала кулаки, каждый раз, когда вспоминала эти высокомерные взгляды от людей, которые зачастую были старше нее. Так и хотелось напомнить им о том, что их не смущал ее возраст, когда они изучали советы в блоге, а при встрече у них вдруг возникли сомнения, но Надя держалась. Она отлично понимала, что репутацию, наработанную годами слишком легко испортить. Помимо того, что это может отразиться на ее доходах, дети, которым она так стремилась помочь, попадут в лапы ее коллег. А это такая разношерстная братия, что после их сеансов у некоторых из них человеку уже во взрослом возрасте могут потребоваться консультации психоаналитика.
И вот, спустя пару месяцев после открытия собственной практики в качестве детского психолога Надя, наконец, нашла образ, который не вызывал вопросов у родителей пациентов.
- Я знаю, - ответил мужчина, переминаясь с ноги на ногу в дверях, - я ее отец – Петр Сметанин. Понимаете, Надежда Николаевна, у нас в семье творится что-то невообразимое и Варя… Она непросто отдаляется от нас, мы ее теряем. В общем, вы наша последняя надежда, простите за тавтологию.
- Что ж, после такого заявления, мне сложно вас прогнать, - чуть смягчилась Надя, но осталась серьезной. – Проходите, садитесь, рассказывайте, что у вас произошло.
Мужчина сел на мягкий диван, сбоку от кресла детского психолога. Он никак не мог успокоиться и прийти в себя, то вертел головой, оглядывая углы комнаты, то тер руки о джинсы, то замирал глядя на Надю, но снова отводил глаза, не решаясь заговорить. Надя не торопила, она привыкла к тому, что ее маленькие пациенты подолгу молчали, иногда не произнося ни слова до конца сеанса. Доверие – первое, чем должен заручиться психолог. Мысленно попрощавшись с обедом, запланированным после этой консультации, Надя молча наблюдала за нервничающим мужчиной.
- Можно воды? - наконец, спросил он, остановив свой взгляд на кулере.
- Конечно, - кивнула Надя, сдерживая улыбку от того, что первые слова прозвучали. Вряд ли Сметанина мучила сильная жажда, просто он искал возможности раскрыться. Попросить и получить согласие – первый этап выстраивания доверительных отношений. Наблюдая за тем, как молодой человек осушил один стакан и начал наливать следующий, Надя решила ему чуть-чуть помочь: - Вы можете рассказывать с самого начала, мы никуда не торопимся.
Петр кивнул, поставил недопитый стакан и вернулся на диван. Психолог отметила про себя, что он уже вел себя гораздо спокойнее. Тяжело вздохнув, посетитель сказал:
- Все началось с носка.
- С носка? – переспросила Надя, мысленно коря себя за то, что вмешалась, да еще так сразу, на первом предложении.
Но Петю этот вопрос не сбил, он кивнул и продолжил рассказ, глядя перед собой:
- Был выходной, суббота или воскресенье – не помню. Я вернулся из зала, а жена как раз собиралась стирать. В машинку отправилась форма, а заодно и носки, которые были на мне. Я это хорошо помню, потому что она уже включила стиралку и выбирала программу, когда я подошел с носками в руках. В барабан я забросил их собственноручно. А спустя пару дней, собираясь на работу, мне не удалось найти один из этих носков. Один висел на балконе, а второго нигде не было. Это новые носки со смешным рисунком и их никак не перепутать с другими. Я обыскал всю квартиру, осмотрел пол на балконе, исследовал барабан и все резиновые прокладки вокруг. Залез даже за стиралку, хотя как он мог туда попасть – ума не приложу. И ничего! Я бы даже внимания не обратил, если бы не положил их сам в машинку, - Петя посмотрел на Надю, внимательно его слушающую и отвлекся. – Вы, наверное, думаете, что я – псих? Ну, потерялся носок – бывает, из-за чего такая паника?
- Я не склона делать какие-то выводы по трем предложениям. И не думаю, что вы пришли ко мне из-за этой потери. Продолжайте, пожалуйста.
- Спасибо, - очень искренне сказал Петя. – Вам, скорее всего, интересно, а при чем здесь моя дочь – Варя? – Надя не знала, что на это ответить и привычным жестом поправила очки. Мужчина хмыкнул и, уткнув взгляд в пол, заговорил снова: - Спустя пару дней за ужином, когда жена поинтересовалась, не нашел ли я носок, Варя сказала, что его взял Митя и просил передо мной извиниться, но его носок совсем прохудился, а мой такой красивый, цветной, и он не удержался. Прохудился, - повторил Петр со вздохом, - откуда шестилетняя девочка может знать такие слова? Может в сказке какой-то слышала или в мультфильме. Я тогда не придал ее словам значения, а только рассмеялся в ответ и сказал, что, раз такое дело, то Митя может забрать и второй. Негоже ему в разных носках скакать.
- Митя? – снова переспросила Надя, еще раз пробегая глазами анкету Варвары, которую составили при записи на первый прием, со слов ее мамы.
Семья из трех человек: папа, мама, дочь шести лет. Ни о каком Мите ни слова.
- Митя – причина, по которой я здесь, - подтвердил Петр и снова вытер вспотевшие ладони о штаны. – Помните, был мультик про домовенка, который дружил с девочкой? Там был Кузя, а у Вари – Митя. Точнее, Митрофан, но он разрешает называть себя Митей, как сказала Варя – единственная, кто его видит. Мы – взрослые, по ее словам, на это не способны. Потеряли веру в чудеса, - посетитель развел руками. – Моя жена давно подписана на ваш блог, и мы почерпнули оттуда много полезного в процессе воспитания дочери, поэтому совсем не беспокоились, когда у Вари появился воображаемый друг, ведь, судя по вашим постам, это нормально. Она с ним играла, разговаривала, смеялась о чем-то в своей комнате. Поведение Варвары не изменилось. Все вроде нормально, только часто о нем говорила, что-то рассказывала. Ну, думаю, что и с носком все понятно – его зачем-то взяла Варя и свалила на домового. А, может, действительно для него и взяла. Спрятала куда-то и забыла, как будто Митя забрал. Только вы в блоге не написали, что делать, если воображаемый друг, совсем не воображаемый. Он невидимый, неслышимый, но вполне реальный, - закончил Петр и пристально посмотрел на психолога.
- Да, действительно, в воображаемых друзьях ничего плохого нет, - дрогнувшим голосом ответила Надя, снимая очки. – Это альтерэго ребенка, на которого можно свалить какую-то проказу или найти смелость нарушить запрет. Обычно это тоже ребенок, чаще того же возраста или чуть старше, иногда младше, но домовой в моей практике впервые. Давайте расставим все точки над и: вы верите в его существование?
- До сегодняшнего утра я еще сомневался, но теперь мы с женой в этом уверены, - Петр выставил руки перед собой, - но не спешите записывать нас в шизыки, может, мне удастся и вас убедить в реальности Мити или укажете мне на логические дыры в восприятии реальности.
Мужчина замолчал и выжидающе посмотрел на психолога. Больше всего он боялся, что доктор выгонит его или нажмет какую-то тайную кнопку сигнализации, и в кабинет ворвутся здоровенные санитары со смирительной рубашкой в руках. Но Надя его удивила: надев очки, она просто сказала:
- Давайте попробуем.
Петр выдохнул и продолжил:
- Черт бы с ним с этим носком, но через некоторое время случилась такая история: я возвращался с работы и у подъезда встретился с председателем нашего ТСЖ. Боря – старый хитрый еврей – собирает со всех взносы, но тратит по своему усмотрению, а жильцов ставит перед фактом, ежегодно отчитываясь завышенными сметами. Все работы он выполняет через фирму своего друга, который тоже в соседнем подъезде живет. То есть, понимаете, какая-то работа стоит, скажем, сто тысяч, а он заключает договор на сто пятьдесят, та фирма находит самых дешевых исполнителей за семьдесят, а остаток можно поделить. Раньше с ним многие ругались, но смирились, типа он хоть что-то делает, до него председатель был – одно название. А мы не так давно сюда переехали, и я постоянно с ним ссорюсь, потому что однажды поймал его на том, что цена работ в два раза завышена. Сцепились мы и на этот раз. Слово за слово, я обозвал его вором и вообще много нехороших слов в его адрес бросил. Самое неприятное, что свидетелями этой перепалки стали мои жена и дочь, шедшие из магазина. Вечером я решил… ну, как решил, под давлением супруги, пришел к выводу, что надо поговорить с Варей, извиниться, объяснить, что был не прав. Так и сделал, но как-то увлекся, перешел к вопросу о том, что воровать нехорошо, как смог объяснил ребенку схему вывода Борисом денег и забыл об этом случае. А через месяц где-то, вижу в подъезде объявление об общем собрании собственников для выбора председателя. Сначала не придал значения. Борис опять бабкам на мозги накапает, они все разом за него проголосуют – даже смысла идти нет. Потом возвращаюсь с работы и вижу, как ближайший друг Бориса гоняет грузчиков у подъезда. Подхожу, спрашиваю, что обстановку задумал поменять, с намеком на то, что денег наворовали столько, что решил всю мебель обновить. А он в ответ сказал, что переезжает, что нечистая сила в доме завелась. Я только рассмеялся, но он продолжил, говорит, Бориса в дурку забрали. Он сначала жаловался, что кто-то ходит по квартире ночами, потом кран постоянно сам открывается, а как-то проснулся, и все вещи, что в шкафах и комодах были, по квартире разбросаны. Ничего не разбито, все цело, но на полу. Даже в той комнате, где сам Борис спал, а он несколько раз за ночь вставал кран проверить, и все было в порядке. Убрался, а на следующую ночь то же самое. Он, по словам друга, вообще спать перестал, нервный был и в какой-то момент кукушкой поехал. Я уточнил у соседа, почему он-то съезжает, а он ответил, что уже несколько дней слышит, как по квартире ночью кто-то ходит, а сегодня проснулся, а кран на кухне открыт. Он намек понял, не хочет по пути Бориса пойти. Пока на даче поживет, подождет, пока квартира продастся, а потом другое жилье себе подберет подальше отсюда.
Петр замолчал и посмотрел на психолога. Надя сидела, поджав губы, и молча ожидала продолжения истории. Истолковав ее напряженное выражение лица, как знак недоверия, мужчина продолжил:
- Вы не подумайте, что я принял слова соседа близко к сердцу, - он натянуто улыбнулся, - Боря – мужик пожилой, мало ли что у него там, в мозгах замкнуло. Какая в двадцать первом веке нечистая сила? Я как-то читал историю: у мужика в квартире из розеток кровь начала течь, даже МЧС приезжало. Оказалось: теплые полы наверху дали течь, а наполнены они красной жидкостью, вот вода дырочку и нашла. Выглядит жутко, но все можно объяснить. А когда я жене про председателя с товарищем рассказал, ко мне подошла Варя и похвалилась, что это она Мите нажаловалась, а воровать нехорошо, вот он их и проучил, - Петя тяжело вздохнул. - Внушил на свою голову. Даже тогда у меня ничего не екнуло, но мы с супругой решили, что пора с этими фантазиями заканчивать. Она связалась с вами и назначила встречу, а вчера Варвара закатила нам скандал, что не хочет идти. – Посетитель замолчал, очередной раз протер руки о штаны, посмотрел на недопитый стакан с водой, как будто решая, допить или нет, и закончил: - А сегодня мы проснулись, и оказалось, что все вещи, убранные в шкафы, разбросаны по квартире, - он пристально посмотрел в глаза Наде и повторил, - все! В коридоре, на кухне, и, самое страшное, в комнате, где мы спали. То есть кто-то разгрузил огромный шкаф-купе, выбросил все из тумбочек, разворошил комод, а мы даже не проснулись. Только в комнате Вари все осталось на своих местах. Я знаю, о чем вы думаете, но она не могла этого сделать, до верхних полок она бы не дотянулась даже со стула, который мы непременно услышали бы. А кое-что она бы просто не смогла поднять, но выброшено оказалось абсолютно все. Естественно, я не решился силой привезти дочь сюда, приехал сам, а жена осталась наводить порядок, но я не знаю, как пройдет следующая ночь. У нас ипотека и нет возможности съехать, Надежда Николаевна, посоветуйте, что нам делать?
- Массовый психоз, помешательство, - сказала Надя, снимая очки и откладывая в сторону, - вот, что сказали бы мои коллеги. Я же предлагаю вам посмотреть на ситуацию под другим углом: у вас есть свой личный домовой, девочке удалось с ним подружиться, взрослым нужно последовать ее примеру. Что собственно страшного произошло? Председатель ТСЖ оказался не чист на руку и был наказан. Его подельник предпочел изгнание сумасшествию. Вы пытались заставить ребенка делать то, что она не хотела. Не объяснили, не проговорили, а попытались надавить, естественно включилась защитная реакция. Неважно существует Митя или нет, главное, чтобы в вашем доме был покой и взаимопонимание. Вернитесь домой, пообщайтесь с Варей, объясните, что были неправы, а на ночь оставьте на кухне конфету или какое-нибудь другое лакомство, озвучив, что это для Митрофана, и все у вас наладится. Более того, мой вам совет: купите телефон с автоответчиком. Если вы уедете в гости и не сможете вспомнить выключили ли утюг, то всегда сможете позвонить и попросить сделать это Митю, - улыбнулась Надя.
- Вы издеваетесь? - нахмурился Петя. – Я надеялся…
- На рациональный ответ, - закончила за него Надя. – На объяснение, на диагноз в худшем случае. Но я не специалист по нечистой силе, так же, как не специалист по теплым полам. Вопрос ведь не в том, могут розетки оказаться стигматами или нет, главное, верите вы в саму возможность такого явления. Если удастся наладить контакт с Митей, то вам не страшны ни пожары, ни потопы, ни поражение электрическим током. Домовой не может контролировать все в большом многоквартирном доме, но за вами он присмотрит.
- Но мы же окажемся у него в заложниках. У него и у Вари. На долгие годы. Во всяком случае, пока не расквитаемся с ипотекой. Вы же сами писали о том, что нельзя занимать позицию ведомого по отношению к ребенку.
- У Варвары вряд ли. На следующий год она пойдет в школу. Это новые друзья, новые интересы. Через год-два она изменится, повзрослеет, а взрослые не видят домовых. Как вы сказали? Теряют веру в чудеса. Даже уверенная в его существовании, она не сможет его увидеть, не сможет поговорить, точнее, поговорить сможет, но ответа не получит. Что же касается Мити… Любые здоровые отношения можно сравнить со сдачей в заложники. Постройте дружбу и, даже если его не существует, вы ничего не теряете. Больше мне вам посоветовать нечего. А сейчас простите, вышло не только время нашего сеанса, но и обеда. У меня следующий посетитель, - Надя демонстративно посмотрела на часы и надела очки.
Петр встал и собрался уходить, но обернулся и сказал:
- Я вас ни хрена не понял.
- Тогда переезжайте, - хмыкнула Надя, - так понятнее?
- Вот уж дудки, - пробурчал он и, выходя, добавил – попробую подружиться.
Надя дождалась, пока дверь за Петей закроется, достала мобильник и позвонила домой. Подождав пять гудков, она услышала знакомый сигнал и проговорила:
- Афоня, привет! Представляешь, сегодня у меня был отец девочки, которая тоже видит домовых… Не знаю, общаетесь ли вы между собой, но, думаю тебе будет приятно знать, что ты не одинок. Надеюсь, ты меня слышишь… Прошло столько лет… я очень скучаю.
Традиционно OnceOnesUponATime специально для Пикабу
Как всегда буду благодарен за отзывы, замечания и конструктивную критику.