...все мысли, какие может выдумать человеческий ум, уже выдуманы

Анафем

Нил Стивенсон


— Нам угрожает инопланетный корабль, начинённый атомными бомбами, — сказал я. — У нас есть транспортир.

— Ладно, я сбегаю домой за линейкой и куском бечёвки.

— Отлично!


Анафем сложная книга. С одной стороны это вроде ода науке и учёные должны писаться от неё кипятком, но с другой стороны это делают только те, кто хоть сколь-нибудь помнит философию и обладает воображением. Если вы принадлежите к категории "омг где логика?", автор не читал Гуссреля и не понял интенциональности, на вопрос была ли тройка миллиард лет назад простым числом? вы отвечаете что это чистая схоластика! что не было познающего субъекта, не было сознания, способного выделить абстрактное «три» как некую общность между, скажем, тремя деревьями и тремя камнями и увидеть ее свойства как ноэмы. То во-первых садитесь вам двойка, а во-вторых это не ваша книга и читать вам её будет не интересно!)) Главное чудо Гилеина теорического мира, что тройка существует вне сознания! если все умрут тройка (как и вся математика с логикой) и тогда будет существовать! ей не нужен мыслитель, который её мыслит, тройка не нуждается в сознании чтобы существовать! даже если вселенная схлопнется, 3+2 всегда будет пять! хотя тут я погорячился, это не факт. Почему так Стивенсон как Аристотель даёт вульгарное объяснение)) впрочем у него есть и научное для самых любопытных в конце книги

...все мысли, какие может выдумать человеческий ум, уже выдуманы Нил Стивенсон, Фантастика, Видео, Длиннопост

Гёделевы представления о математическом платонизме сводятся к следующей модели:


1. Сущности, которыми занимается математика, существуют независимо от человеческого восприятия, определений и построений.


2. Человеческий разум способен воспринимать эти сущности.


Пункт 1 многим представляется бесспорным. Его разделяют почти все математики и большинство тех, кто подходит к вопросу с точки зрения «здравого смысла». Например, всякий, кто верит, что тройка миллиард лет назад тоже была простым числом, по крайней мере частично согласен с пунктом 1.


Однако каждый, кто принимает пункт 1, должен объяснить, как человеческий разум способен получать сведения о математических сущностях, которые, согласно этому пункту, не принадлежат пространству-времени и не находятся в обычных причинно-следственных отношениях с материальной вселенной.


Гёдель подходит к пункту 2 следующим образом:


2а. «Нечто помимо [материальных] ощущений даётся непосредственно». Гёдель называет эти данные «данными второго рода».


2б. «Впрочем, отсюда никак не следует, что данные второго рода, раз их нельзя связать с воздействием неких объектов на наши органы чувств, являются чисто субъективным. Скорее они могут представлять собой аспект объективной реальности, но, в противоположность ощущениям, связаны с иным типом отношений между нами и реальностью».


2в. «Я полагаю, что для обработки абстрактных впечатлений (в противоположность чувственным) требуется некий материальный орган... Этот орган восприятия может быть близко связан с нервным центром, отвечающим за речь».

Если ваши ничтожные яички ещё не сжались под могучим интеллектуальным гнётом Гуссреля, у вас не поплыло перед глазами от этих простых, кстати, чисел! то можете выдохнуть вы таки на Пикабу, а книга бестселлер фантастики, сейчас я вас окуну в целительный фонтан дегенеративно-разлагающего  текста и ваше достоинство воспрянет до прежних размеров настоящего Пикабушника!


Суть Анафема сводится к сеттингу. Тут мало экшена, мордобой и перестрелки занимают от силы пару страничек. Но Стивенсон компенсирует это очень уютным миром матиков, лабиринтов с ископаемыми, прорыва осады, коллизий личной жизни, снегоходов, инквизиции, свежих булочек тысячелетней давности, гидов, узорных замощений, орбитальных бомбардировок, варваров у ворот искусства и снайперов на стенах))


Мир Анафема это достаточно уникальная концепция, в которой произошло разделение общества на учёных и обывателей. Непреодолимые различия не классового, а даже кастового характера выливаются в уход учёных в монастырские замки, двери которых открываются раз в 10 или тысячу лет))


Услышав скрип петель, мы поспешили к воротам, но потом невольно притормозили, потому что не знали, чего ждать дальше.


Ну... не совсем так. Мы вполне представляли, что увидим. Правда, я по молодости ещё иногда позволял себе забыть о граблях Диакса, если увлекусь какой-нибудь идеей. История Ороло о матике, который дрейфует во времени по разрыву причинно-следственных областей, запала мне в душу. Так что на несколько секунд я дал волю воображению и притворился, будто живу в таком матике и действительно не знаю, что окажется за воротами: нажевавшиеся дурнопли пены с вилами или бутылками зажигательной смеси; голодные, обессиленные пены, приползшие, чтобы выковырять из земли последнюю картошку. Паломники-мошианцы, которые хотят взглянуть в лицо очередному богу. Горы трупов до горизонта. Девственный лес. Самое интересное будет, думал я, когда ворота приоткроются настолько, чтобы в них прошёл один человек. Кто это будет — мужчина или женщина, старик или юноша, с автоматом, младенцем, сундуком золота или бомбой в ранце?


Двери продолжали открываться. Вскоре мы увидели десятка три мирян, пришедших посмотреть аперт. Некоторые замерли перед воротами в одной и той же странной позе. До меня не сразу дошло, что они снимают нас спилекапторами или жужулами, а потом пересылают картинки тем, кто далеко. На плечах у одного мужчины сидела маленькая девочка. Она скучала и ёрзала, но отец не опускал её, а крутился и шипел сквозь зубы, чтобы она ещё минуту подождала. Под присмотром одной женщины рядком стояли восемь одинаково одетых детей — наверное, из бюргерской сувины. К воротам медленно двинулась очень печальная женщина: она выглядела так, словно пережила стихийное бедствие, которое коснулось только её. В руках у женщины был сверток — скорее всего младенец. С полдюжины людей столпились вокруг какого-то дымящегося артефакта, окруженного большими, ярко окрашенными коробками. Часть людей сидела на них, чтобы было удобнее поедать огромные, истекающие соком бутерброды. Мне пришли на ум полузабытые флукские слова: барбекю, лимонад, чизбург.

...все мысли, какие может выдумать человеческий ум, уже выдуманы Нил Стивенсон, Фантастика, Видео, Длиннопост

В одной далёкой далёкой галактике жил человек по имени Кноус и однажды его озарило, своё озарение он пересказал дочкам, которые ничего не поняли и начали втирать это каждая по своему, Деата говорила что её отец узрел истинного Бога, а Гелея что он изобрёл теоретическую науку. Последователи Гилеи стали называться теорами и объединяться в кружки по интересам. Всё было замечательно до тех пор пока не наступила эпоха праксиса и не изобрели машину судного дня. Обыватели, склонные к истерическим припадкам вырезали часть умников, более прыткая часть забаррикадировалась в универах и построила стену вокруг зданий, это не очень помогло инструменты для создания машины судного дня таки отобрали)) учёные почесали репу и создали принципиально новый материал с уникальными свойствами, миряне снова испугались и отобрали инструменты для создания подобных материалов. Ладно, сказали учёные и занялись генной модификацией, что привело к ещё одному кризису и новым запретом на такую деятельность. Но и это не сильно помогло потому что оказалось что возможно изобрести такой вид научной деятельности для которого не нужны никакие средства))


— Миряне знают, что мы есть, но не знают, как нас понимать. Истина слишком сложна и не укладывается в их сознании. Вместо истины у них есть упрощённые понятия — карикатуры на нас. Эти понятия рождаются и умирают со времён Фелена. Однако, если сравнить их все, обнаружатся устойчивые шаблоны вроде... вроде аттракторов в хаотической системе.


Прасуура Тамура закатила глаза.


— Пожалуйста, без поэзии, — сказала она.


Послышались смешки. Я заставил себя не смотреть на Тулию.


— Инаки, изучающие экстрамурос, давным-давно систематизировали эти шаблоны. Они называются иконографиями. Они важны, потому что если мы знаем, какая иконография у конкретного экса... простите, у конкретного мирянина в голове, мы примерно представляем, что он о нас думает и чего от него ждать.


Прасуура Тамура никак не показала, устроил ли её мой ответ. Во всяком случае, она отвела от меня взгляд — максимум, на что я мог надеяться.


— Фид Остабон. — Теперь она смотрела на двадцатиоднолетнего фраа с жидкой бородёнкой. — Что такое темнестрова иконография?


— Она самая старая, — начал он.


— Я не спрашивала, сколько ей лет.


— Она из древней комедии...


— Я не спрашивала, откуда она.


— Темнестрова иконография... — сделал он третий заход.


— Я знаю, как она называется. В чем она состоит?


— Она изображает нас клоунами, — сказал фраа Остабон немного резким тоном. — Но... клоунами жутковатыми. Это двухфазная иконография. Вначале мы, скажем, ловим сачками бабочек, высматриваем формы в облаках...


— Разговариваем с пауками, — вставил кто-то. Поскольку прасуура Тамура его не одёрнула, со всех концов посыпалось: — Держим книжку вверх ногами... Собираем свою мочу в пробирки...


— Поначалу это вроде бы смешно, — продолжал фраа Остабон уже уверенней. — Во второй фазе проявляется тёмная сторона. Впечатлительный юноша попадает в сети хитрецов, достойная мать теряет рассудок, политика толкают к безумным и безответственным действиям...


— Таким образом, в пороках общества оказываемся виновны мы, — сказала прасуура Тамура. — Происхождение этой иконографии? Фид Дульен?


— «Ткач облаков», сатира эфрадского комедиографа Темнестра, которая высмеивала Фелена и фигурировала в качестве свидетельства на его суде.


— Как вы определите, что ваш собеседник привержен этой иконографии? Фид Ольф?


— Вероятно, он будет вежлив, пока разговор идёт о вещах ему понятных, но выкажет странную враждебность, как только мы коснёмся абстракций...


— Абстракций?


— Ну... чего-нибудь, что мы получили от Нашей Матери Гилеи.


— Уровень опасности по десятибалльной шкале?


— Учитывая, что сталось с Феленом, я бы сказал, десять.


Прасууру Тамуру ответ не устроил.


— Я не осуждаю, когда вы переоцениваете опасность, и всё же...


— Фелена казнила мирская власть по приговору суда. Это не было спонтанное возмущение толпы, — подал голос Лио. — Толпа менее предсказуема и от неё труднее уберечься.


— Отлично, — сказала прасуура Тамура, явно удивлённая столь логичным ответом из уст Лио. — Итак, оценим уровень опасности в восемь баллов. Фид Халак, каково происхождение доксовой иконографии?


— Многосерийная движущаяся картина эпохи Праксиса. Приключенческая драма о военном космическом корабле, отправленном в далёкие части галактики для борьбы с враждебными инопланетянами и потерявшем управление в результате повреждения гипердвигателя. Капитан корабля — человек страстный и порывистый. Его помощник — Доке, теорик, гениальный, но холодный и начисто лишённый эмоций.


— Фид Джезри, что говорит о нас доксова иконография?


— Что мы полезны мирской власти. Что наши таланты достойны всяческих похвал. Но что мы слепы или ущербны в силу... э...


— Тех же качеств, которые делают нас ценными, — подсказала фид Тулия. Вот почему я никак не мог выкинуть её из головы: только что она распускала нюни, а тут раз и оказалась умнее всех.


— Как отличить человека, находящегося под влиянием доксовой иконографии? Фид Тулия, продолжай.


— Он будет относиться к нам с интересом, уважая наши знания, но слегка покровительственно, поскольку считает, что нами должны руководить люди, прочнее стоящие на земле и слушающие голос своего сердца.


— Уровень опасности? Фид Бранш?


— Я бы оценил как очень низкий. По сути эта иконография довольно точно отражает истинное положение дел.


Все захихикали. Прасуура Тамура явно не одобрила наш смех.


— Фид Ала. Что общего у йорровой иконографии с доксовой?


Суура Ала на минуту задумалась.


— Тоже из развлекательного сериала эпохи Праксиса? Только это, кажется, была иллюстрированная книжка?


— Позже по ней сделали движущуюся картину, — вставил фраа Лио.


Кто-то шепнул Але подсказку, и она всё вспомнила.


— Да. Йорр выведен как теорик, но если посмотреть на его занятия, он больше праксист. Из-за работы с химикатами он позеленел, и на затылке у него выросло щупальце. Всегда ходит в белом лабораторном халате. Опасный безумец. Вечно вынашивает планы захватить мир.


— Фраа Арсибальт, какая иконография связана с риторами?


Он ответил без запинки, как по писаному.


— Риторы исключительно ловко выворачивают слова наизнанку, злокозненно сбивая с толку мирян или, что хуже, влияя на них внешне незаметным образом. Используют унарские матики, чтобы вербовать и воспитывать сторонников, которых засылают в секулярный мир, где те пробиваются на влиятельные должности под видом бюргеров, хотя на самом деле они — марионетки всемирного заговора риторов.


— Что ж, по крайней мере придумано не на пустом месте! — воскликнул фид Ольф.


Все повернулись к нему, надеясь, что это шутка.


— Кажется, мы знаем, в какой орден ты метишь! — с досадой произнесла одна из суур. Все знали, что она собирается в Новый круг.


— Потому что он ненавидит проциан? Или просто потому, что не умеет себя вести? — спросила её подружка негромко, но так, что слышали все.


— Довольно! — оборвала прасуура Тамура. — Миряне не видят разницы между нашими орденами, так что иконография, которую изложил фраа Арсибальт, опасна для всех нас, не только для проциан. Продолжим.


И мы продолжили. Мункостерова иконография: чудаковатый, встрёпанный, рассеянный теорик, хочет как лучше. Пендартова: дёрганые всезнайки-фраа, бесконечно далёкие от реальности, но постоянно лезущие не в своё дело; они трусоваты, поэтому всегда проигрывают более мужественным мирянам. Клевова иконография: теор как старый и невероятно мудрый государственный деятель, способный разрешить все проблемы секулярного мира. Баудова иконография: мы — циничные жулики, купающиеся в роскоши за счёт простых людей. Пентаброва: мы — хранители древних мистических тайн мироздания, переданных нам самим Кноусом, а все разговоры о теорике — дымовая завеса, чтобы скрыть от невежественной черни нашу истинную мощь.


Всего прасуура Тамура обсудила с нами двенадцать иконографий. Я слышал обо всех, но не осознавал, как их много, пока она не заставила нас разобрать каждую. Особенно интересно было ранжировать их по степени опасности. После долгой сортировки мы пришли к выводу, что самая опасная не йоррова, как может показаться вначале, а мошианская — гибрид клевовой и пентабровой. Она утверждает, что мы когда-нибудь выйдем из ворот, чтобы принести миру свет и положить начало новой эпохе. Её вспышки случаются на исходе каждого века и особенно тысячелетия, перед открытием центенальных и милленальных ворот. Она опасна, потому что доводит чаяния мирян до истерического безумия, собирает толпы паломников и привлекает лишнее внимание.

Экстрамурос, мир за стенами матика или секулярный мир не очень отличается от нашего с вами, тут есть мобильная связь, интернет. Население слегка, правда, контролируют хорошином, который избавляет мирян от депрессии и сам мир сотрясают нехилые таки апокалипсисы, но каждый раз учёные восстанавливают цивилизацию и охраняют знания.


Интересно что пропасть между учёными и обычными людьми в принципе не такая чтобы уж очень фундаментальная. В том плане, что учёные это не люди, которые обладают музыкальным слухом, которого нет у других (способностями к математике, виденьем мира идей). Разница во внимании, которое эксы не могут сосредоточить надолго, всё оно поглощено жужелами (мобилками) устроенными таким образом что ими могут пользоваться люди даже безграмотные, не умеющие читать))


Во времена Реконструкции, буквально в нулевом году, когда на участках будущих матиков проводили геодезическую съёмку, чтобы заложить соборы и часы, группа новоиспечённых инаков подверглась нападению со стороны местных жителей. Дело происходило в пустынной местности. Участок, выделенный для концента, занимали плантации дурнопли; отряд наткнулся на сарай, где из неё варили более сильный, запрещённый наркотик. Все инаки были безоружны. Они прибыли с разных концов света и не успели толком познакомиться. Некоторые даже не говорили на орте. Но так вышло, что многие из них принадлежали к древней школе боевых искусств, которая тогда не имела отношения к матическому миру, хоть и развивалась в монастырях. Так или иначе, никто из них не применял свои навыки за пределами спортзала. Теперь им пришлось действовать. Кто-то погиб. Кто-то дрался умело. Кто-то от растерянности проявил себя не лучше необученных новичков. Такие ситуации стали называться коллизиями. Несколько выживших инаков основали концент в Звонкой долине. По словам Лио, они уделяли размышлениям о коллизиях почти столько же времени, сколько тренировкам: основная мысль состояла в том, что любые навыки бесполезны, если не знаешь, когда их применить. А это много труднее, чем может показаться, потому что иногда всё губит промедление, иногда — спешка.


— Самой заметной чертой противника была его безрассудная агрессия. — Фраа Оза выставил руку и сжал кулак, словно перехватывая нацеленный в себя удар. Жест был очень красноречив, и хорошо, что так, потому что фраа Оза, похоже, не собирался ничего больше говорить про свою стратегию.


— И вы решили, раз уж они так настроены, дать им реальный повод для агрессии, — сказал я в надежде вытянуть из него ещё хоть что-нибудь. — Поэтому вы схватили того человека и начали... э...


Здесь я осёкся, потому что не мог сказать правду. А именно, что они пытали того гытоса. Мне не хотелось критиковать людей, которые полчаса назад спасли меня с риском для своей жизни. Фраа Оза только улыбался и кивал.


— Нервный зажим, — объяснил он. — Впечатление очень сильной боли, но никакого вреда.


Здесь возникала куча интересных вопросов. Есть ли разница между болью и впечатлением боли? Допустимо ли пытать человека, если физически его это не травмирует? Но опять-таки по самым разным причинам я не мог задать свои вопросы сейчас.


— В любом случае тактика сработала, — сказал я. — Толпа обратилась против вас, вы ложным отступлением заманили её в ловушку и там обратили в панику.


Снова улыбки и кивки. Фраа Оза явно не хотел мусолить подробности.


— И много времени вам потребовалось, чтобы составить план? — спросил я.


— Немного.


— Простите?


— Во время коллизии некогда составлять планы. Я сказал, что мы будем действовать как кавалерия лорда Фрода во второй битве на Камышовых равнинах, когда тот заманил в ловушку эскадрон принца Теразина, только вместо Высоких тростников у нас канал, а вместо Кровавой бреши — площадь.


Я кивнул, как будто понимал, о чём речь, хотя представления не имел, о какой это войне, в каком тысячелетии.

...все мысли, какие может выдумать человеческий ум, уже выдуманы Нил Стивенсон, Фантастика, Видео, Длиннопост

Весь сюжет крутится вокруг платоновского мира идей. Мы всё таки как-то мыслим эту тройку, откуда идея для тройки приходит к нам в голову? Из соседней вселенной)) по мнению Стивенсона. Оттуда же и возникает инопланетная угроза.


То есть такая модель, мира, в котором учёные ушли в монастырь а прогресс остановился, всё таки разрушается вторжением извне. Помните как у Стругацких? нельзя вечно уничтожать интеллигенцию иначе соседи с более развитыми технологиями захватят страну. Но всегда ли научное развитие чревато социальным кризисом? 


Анафем по структуре напоминает романы Жюль Верна, в книге даже есть такой персонаж. По сути это каталог философских концептов в обёртке красивых метафор в перерывах между которыми герои как-то там воюют с пришельцами и путешествуют по миру. Но учтите метафоры хоть и довольно красочные, но достаточно сложные чтобы заскучать, а через первую сотню страниц нужно слегка пробуриться и только потом сюжет разгоняется. Возможно в этом вам поможет аудиокнига, если вы любитель))

Книжная лига

22.2K постов78.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.