Вот так вот - с ФЭД-а на Зоркий переходить!

Вот так вот - с ФЭД-а на Зоркий переходить! Фотоаппарат, Пленка, История, Рассказ, Истории из жизни, Ретро, Ностальгия, СССР, Длиннопост

В прошлом году я обнаружил, что моя "коллекция" советского фотографического ширпотреба стала слишком большой (сейчас ещё больше, ага!), и решил продать за символическую тысячу все ненужные аппараты. Отремонтированный Зоркий-5, так и не опробованный с плёнкой, Зоркий-6 под ремонт/на запчасти, коробочный отремонтированный малопользованный ФЭД-5, через который в моих руках прошли две плёнки, и ещё по мелочи... Вот с "Федей" расставаться тяжеловато было: за два года до этого я начинал фотографировать такими же ФЭД-5 и ФЭД-5В, после которых и взял этот, более новый и точный. И, главное, с коробом и документами, отчего ощущал себя полным хозяином фотоаппарата. Но всё равно игрушка надоела, тем более что на все ФЭД-ы в сумме отснято было около семи плёнок. Тут и Хассельбад обычной вещью стать успеет... Больше ни на одну модель такой крепкой и долгой любви у меня не было с тех пор.


Ну так вот, помимо дальномерных фотоаппаратов системы Лейка-ФЭД-Зоркий, был у  меня и Контакс. Киев-4АМ. Он мне не понравился совершенно. Причина субъективна - уж слишком всё идеально и просто с ним получается. Избавился от него ещё раньше.

Но окончательно с дальномерками я не расстался, хотелось проверить одну вещь: в СССР существовала ещё одна мощная линейка дальномерных фотоаппаратов - Зоркий. Лучшими из них считают Зоркий-4 вкупе с Юпитером-8. По крайней мере, за рубежом. Оценивают по качеству снимков как нечто среднее между поздними классическими ФЭД-ами и Киевами-Контаксами. Ну окей, думаю, возможность будет - куплю. Ну и купил! Правда, более поздний и более удобный Зоркий-4К.


На днях завершился ремонт аппарата, и я сразу решил впендюрить в него фотоплёнку. Как раз последняя осталась. Понадеявшись на мышечную память, наработанную на "федях", принялся им оперировать. Зарядил плёнку, закрыл фотоаппарат и, как положено, протащил вхолостую два кадра. Затем меня приспичило заранее установить предполагаемую выдержку, чтобы на месте съёмки не тратить время. Поднимаю головку переключения выдержек, поворачиваю её и ловлю себя на мысли: "ЙАПОНА МАТЬ, ЭТО НЕ ФЭД, ЭТО ЗОРКИЙ!!!"


Прикол вот в чём: для фотоаппаратов с механическим переключателем выдержек, построенных на базе леечной архитектуры, действует правило - устанавливать выдержку только при взведённом затворе. Во-первых, в обратном нет смысла - линейка скоростей нанесена на корпус таким образом, что только при взведённом затворе стрелка на переключателе совпадает с указанной выдержкой (там при взводе диск выдержек вращается вокруг своей оси, и его конечное положение после того, как взведённый затвор заякорится, является рабочим положением, по которому нанесены пометки на корпусе). По рассеянности недолго забыть об этом, как у меня бывало с ФЭД-ом - 5. Но Феде вообще до фени! Проворот затвора за головку установки выдержек стерпел, когда я пытался сделать двойную экспозицию, а не по правилам воткнутую выдержку тем более стерпит. А вот в КМЗ при конструировании Зорких пошли своим путём, и затвор у них имеет какую-то особенность, из-за которой криворукие фотографы типа меня часто попадают на ремонт. При переключении выдержки на невзведённом механизме может случиться pease death клин затвора.


Начинаю колдовать над аппаратом, как сапёр над бомбой. Удерживая головку переключения выдержек, чтоб не крутилась вместе с диском, одновременно медленно взвожу затвор, а вместе с ним незримо проворачивается и сам диск выдержек. Мне это и нужно - надеюсь, что рычаг упадёт в ближайшую выемку. Но он не хотел падать. Вот и пофоткал, думаю. Но оказалось, что на пути рычага была далеко расположенная выдержка 1/30. Когда их положения совпали, головка, к моей радости, заняла своё место. Вот теперь я спокойно переключился на запланированную 1/60. Затем вернуть на 1/30, правда - решил попробовать поснимать в музее при слабом свете. На просроченную плёнку с открытой диафрагмой, ага! При таких условиях и свежая вряд ли что толкового родит, но хто знает, подумал я...


Ощущения от фотографирования на сей аппарат - это уже другая история. Может быть, расскажу позже, когда закончу и проявлю плёнку, чтобы судить не только по удобности и тактильным ощущениям.