Воистину космическое разгильдяйство

«Джеймс Уэбб» наконец долетел до цели и уже настраивает оборудование, чтобы сделать первые снимки. А мог бы и не долететь – и даже не взлететь: пред самым запуском его слегка "уронили", к счастью, без особых последствий. Но вот кое-кому повезло куда меньше.

Есть в США такое ведомство как NOAA - National Oceanic and Atmospheric Administration, Национальное управление океанических и атмосферных исследований, и у него, как у всякого уважающего себя подобного агентства, есть собственные спутники. К таковым и относится NOAA-19, весь смысл существования которого сводится к предсказыванию погоды – для этого он фоткает облака и измеряет градиенты температуры, которые потом используются метеорологами. Вот про него-то я и хотел поговорить.

Уровень ответственности и безопасности в космической технике намного превышает таковой в любой другой отрасли, ну да оно и понятно. Но человеческий фактор есть всегда. Практически все известные космические катастрофы случались либо потому, что кто-то положил известный орган на инструкции, либо просто упустили какую-то мелкую деталь (привет, Аполлон-13). Наш случай относится как раз к первым.

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Как бы ты ни накосячил, тебе не придётся говорить боссу: "Сэр, я тут опрокинул спутник за 290 миллионов долларов прямо на пол мастерской"

Вот здесь https://www.nasa.gov/pdf/65776main_noaa_np_mishap.pdf можно почитать полный отчёт NASA об инциденте, но, на мой взгляд, он крайне нудный, так что я просто приведу выдержки из него. Суть такова: белая тележка использовалась для разных программ (TIROS и DMSP) из-за схожести конфигураций оборудования, причём обе программы располагались в одном здании. Команде TIROS нужно было заменить микроволновой датчик влажности, для чего спутник прикрутили болтами к вон той круглой тарелке. В то же время команда DMSP собралась взять эту же тележку, потому как в их собственной обнаружилась неисправность (в технических документах такие штуки обозначают как red mark или red line), но на полпути обнаружили, что проще починить свою, и вернули всё на место. Всё, кроме 24 болтов, о которых, судя по всему, тупо забыли. Такие вещи тоже должны отмечаться red mark, но и об этом почему-то никто не подумал.

В субботу 6 сентября команда TIROS вернулась к работе и тоже облажалась, потому как вместо осмотра ограничилась проверкой документов - а там, как мы помним, никаких отметок не было. В этот судьбоносный момент технический руководитель даже обратил внимание на пустые отверстия для болтов, на что ему в лучших традициях эффективного менеджмента ответили "пофиг, работаем". И результат:

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Бух!

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Бум!

Воистину космическое разгильдяйство Космонавтика, Спутники, Эпично, Падение, Длиннопост, NASA

Хрясь!

Общей причиной называется самоуспокоенность команды, т. е. типичный для техногенных катастроф фактор "ну, всё ж идёт нормально, значит, можно расслабиться", а также усталость и рутина, которые притупляют внимание. Иными словами, операция перемещения дорогущего спутника воспринималась как совершенно обыденная, люди просто привыкли, что работают с таким оборудованием. Нечто подобное можно наблюдать у людей, работающих на высоте - страх постепенно уходит, и многие перестают пользоваться страховкой, ведь "всё ж нормально, я уже профи, что мне та высота". Регулярно такие товарищи становятся героями анекдота "сначала надо надеть на труп каску и страховочный жилет!".

Что в итоге? "Локхид Мартин" пришлось всё восстанавливать, потратив сначала 135 миллионов, а потом ещё 30. Огромная куча бабла вылетела в трубу просто потому, что кто-то не отметил в бумажке то, что должен был, а другой кто-то не проверил это, хотя тоже должен был. Впрочем, в технике это нормальное явление.

Исследователи космоса

16.5K постов46.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
30
Автор поста оценил этот комментарий
Картинка смешная, а ситуация - страшная.
раскрыть ветку (7)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но, по крайней мере, обошлось без жертв. Ну, если не считать то, что сделало потом с техниками начальство.

раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Если хочешь много секса, много ласки и любви, сделай что-нибудь плохое, что тебя потом ебли!
4
Автор поста оценил этот комментарий

Причем мне кажется, что виноваты оказались обычные работяги-инженеры.

А менегерь, который первый орал, "нет болтов?! пофиг, работаем!!" - еще как бы и не премию получил, за организацию работ по спасению останков)

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, в отчёте сказано про rest of the team, то есть ему все остальные сказали, мол, ты чё параноишь, всё ок будет

но RTE-инженер тоже участвовал, да. А вот кто оказался в итоге виноватым, это мне неизвестно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Так у них должны быть инструменты фотовидеофиксации, вроде пресловутых видеорегов для полиции + независимые системы наблюдения.

Да и у астронавтов-космонавтов, кардиодатчики вроде обязательны, можно и видеорег добавить.

Ну и в телеге тоже есть конструктивный недостаток - она под нагрузкой должна стопориться, если не вкручены эти болты.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Пффф, в одной маленькой но гордой республике недавно АЭС запустили, так там при строительстве корпус реактора "проскользнул по стропам". Не пизданулся оземь, а проскользнул
3
Автор поста оценил этот комментарий
Three hundred bucks)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку