Визит Блинкена в Китай: Пекину надоело улыбаться своим убийцам
Госсекретарь США Энтони Блинкен покинул Китай, окончив свой трехдневный официальный визит в эту страну. Провожали крупного американского дипломата без какой-либо помпы, пришлось ограничиться крепким прощальным рукопожатием посла США в Китае Николаса Бёрнса. ИА Красная Весна
Чэнь Сяоси, Го Кекуа. Китайский плакат «Империализм и все реакционеры — бумажные тигры». 1965
Визит в целом сложно охарактеризовать как-то однозначно, либо, как удачный, либо — неудачный. Поскольку для такой определенности требуется наличие хоть какой-то интриги в части достижения результатов по итогу переговоров.
В данном же случае такие результаты были известны заранее, поскольку Вашингтон еще до начала визита посредством заявлений официальных лиц продемонстрировал свой бескомпромиссный «ястребиный» настрой на эти переговоры и, соответственно, предопределил этим ответную реакцию Пекина.
Так, накануне визита официальный представитель госдепартамента Мэтью Миллер заявил журналистам, что США «крайне обеспокоены» «поставками материалов» из Китая в Россию в последние месяцы, которые Москва якобы использовала для восстановления своей промышленной базы и производства вооружений, направляемых на поле боя на Украине.
Вашингтон даже предупредил Китай, что «по мере необходимости» готов «предпринимать дальнейшие шаги», если Пекин продолжит помогать России поддерживать ее военный потенциал.
Не остались в стороне и близкие американским демократам СМИ. Так, незадолго до визита Блинкена издание CNN процитировало чиновника госдепартамента США, заявившего, что глава госдепа планирует «еще раз выразить нашу глубокую обеспокоенность по поводу поддержки КНР российской оборонно-промышленной базы, а также нарушений прав человека и несправедливой экономической и торговой практики».
Не слишком настраивали стороны на позитивный лад и недавно озвученные в США планы по увеличению втрое тарифной ставки на китайскую сталь и алюминий или же призывы к полному запрету импорта китайских электромобилей.
На этом фоне еще за несколько дней до начала визита Блинкена в китайском издании Global Times, которое является структурным подразделением издаваемой ЦК Компартии Китая газеты «Жэньминь жибао», были опубликованы различные экспертные оценки относительно перспектив этого визита. По преимуществу данные оценки оптимизмом не отличались.
Так, по мнению эксперта-американиста из Академии общественных наук КНР Люй Сяна, тактическая цель Блинкена состоит в том, чтобы инициировать словесное наступление на Китай, в том числе по проблемам Южно-Китайского моря, Тайваня и торговым вопросам, тем самым продемонстрировав уверенность и силу администрации Байдена, а также оказав дипломатическое давление на Китай.
При этом эксперт высказал уверенность в том, что если Блинкен выдвинет подобные угрозы, Пекин обязательно нанесет «решительный ответный удар».
Аналогичное мнение высказал и другой авторитетный китайский аналитик — профессор Китайского университета иностранных дел Ли Хайдун.
Исходя из заявлений американских официальных лиц, указал Ли, создается впечатление, что США занимают консолидированную позицию по усилению давления на Китай. Это не способствует развитию переговоров, в связи с чем США необходимо исправить свое отношение, добавил эксперт.
В целом китайские эксперты давали негативный прогноз касательно этой встречи, указывая, что при нынешней американской риторике отношения двух стран могут лишь ухудшиться.
Так, профессор Китайского народного университета Дяо Дамин заметил, что если США не будут выполнять свои обещания, и наоборот будут упорствовать в попытках сдерживания Китай из-за предвыборной политики, вмешиваться в его внутренние дела, то это, скорее всего, окажет негативное влияние на будущую траекторию китайско-американских отношений.
На этом фоне нет ничего удивительного в том, что прилетев в КНР, Блинкен не был встречен китайскими властями как почтенный гость. Красную дорожку перед бортом его самолета не расстилали, а у трапа самолета его встречали чиновники не самого высокого ранга, что для трепетно относящегося к церемониалу Китая не может являться случайностью.
После прилета в Китай глава американского госдепа провел встречу с министром иностранных дел КНР Ван И, который в ходе беседы занял крайне жесткую позицию.
«Законные права Китая на развитие необоснованно подавляются, и наши основные интересы сталкиваются с проблемами. Соединенные Штаты не должны вмешиваться во внутренние дела Китая, подавлять развитие Китая и переступать красные линии, когда речь идет о суверенитете, безопасности и интересах развития Китая», — заявил Ван.
По итогу этой встречи китайский МИД сообщил, что стороны достигли консенсуса по пяти пунктам, среди которых традиционные дипломатические аморфные договоренности продолжать усердно работать над стабилизацией и развитием китайско-американских отношений, поддерживать обмены и контакты на всех уровнях, провести ряд консультаций по вопросу китайско-американских отношений, расширять культурные и межличностные обмены между двумя странами, а также продолжать консультации по международным и региональным вопросам и укреплять связь между специальными посланниками двух сторон.
Вскоре после разговора с Ван И Блинкен провел встречу и с председателем КНР Си Цзиньпином. И здесь произошло экстраординарное событие — почти сразу же после этой встречи неизвестно как произошла утечка фрагмента технической видеозаписи, ведущейся китайской делегацией, на котором Си в ожидании Блинкена спрашивает у кого-то из делегации — «когда этот уедет?», на что получает ответ — «вечером, сегодня».
Разумеется, в Китае во время встреч главы государства подобные «сливы» исключены, из чего можно сделать вывод о том, что слив видео осуществили сами же власти КНР, желая продемонстрировать свою, скажем так, невысокую оценку гостящего у них в стране американского партнера.
В своей речи к Блинкену Си Цзиньпин был весьма сдержан, хотя и указал, что Китай готов сотрудничать с США, но такое сотрудничество должно быть улицей с двусторонним движением.
«Китай не боится конкуренции, но конкуренция должна быть направлена на общий прогресс, а не на игру с нулевой суммой», — заявил Си.
Он также добавил, что США в отношениях с Китаем должны подкреплять свои слова действиями, а не говорить одно, делая при этом другое.
Указал глава КНР и на то, что США не следует создавать локальные блоки, призванные сдерживать какую-либо страну, противостоять ей или причинять ей вред, очевидно намекая на попытки Вашингтона сколотить «азиатское НАТО», прежде всего, за счет усиления милитаризации Японии, Филиппин, Австралии и ряда других стран.
Блинкен же ничего решительного при личных встречах с китайскими политиками не заявлял, однако по окончанию своего визита провел брифинг, на котором указал журналистам, что он предупредил Китай «прекратить экспорт материалов, которые позволят России восстановить свою промышленную базу».
Более того, он также отметил, что Вашингтон нашел свидетельства попыток Китая «влиять и, возможно, вмешаться» в предстоящие выборы в США.
В итоге визит столь высокопоставленного американского чиновника в США стал, пожалуй, одним из наиболее бесплодных за последние годы.
Блинкен прибыл в Китай с донельзя определенной и заведомо неизменной позицией, не планируя о чем-либо договариваться. При этом тезисы американского политика были по своей сути предельно грубыми и идеологизированными обвинениями Вашингтона в адрес Китая, которые хотя и звучат регулярно с различных американских трибун, но тут почему-то понадобилось выступить еще и непосредственно на трибуне в самом Китае.
Китайские аналитики подобное желание озвучить свои обвинения на китайской территории связывают с разгорающейся в США предвыборной гонкой.
К примеру, по мнению директора Центра американских исследований Фуданьского университета У Синьбо, жесткая риторика Вашингтона и политика Байдена в целом адресованы определенным группам избирателей внутри Америки, в связи с чем в ближайшем будущем США будут все сильнее усиливать свою антикитайскую риторику и политику.
«Если Байден почувствует, что его перспективы на выборах не очень хорошие, он может активизировать свои усилия, чтобы разыграть „китайскую карту“», — указал У.
Однако самым важным во всей этой картине является то, что Китай сам уже практически не верит в возможность какой-либо «оттепели» в отношениях с США.
Ведь, несмотря на то, что отдельные американские политики периодически намекают Китаю на возможность улучшения отношений в будущем, реальная политика Вашингтона неизменно и неуклонно ведет к изоляции Китая посредством выстраивания США ряда военно-политических союзов, а также сдерживанию любым способом экономического роста Китая, в том числе для провоцирования социального и внутриполитического кризиса.
США не прекращают своих усилий по развитию военного альянса AUKUS, прежде всего в части развития атомного подводного флота Австралии, активно милитаризируют обращенные в сторону китайского побережья Филиппинские острова, в том числе создавая там новые военные базы, и главное, США всё более серьезно затачиваются на милитаризацию Японии, разумно полагая, что это единственная реальная военная сила в регионе, могущая хоть что-то противопоставить Китаю.
Цитата: Оборонные объекты США в Индо-Тихоокеанском регионе
Имея все это в виду, неудивительно, что власти КНР принимали Блинкена, мягко говоря, без энтузиазма, понимая, что с этого визита даже клока шерсти не получить, а вот американцы будут вовсю отрабатывать свою антикитайскую повестку.
Однако это вовсе не означает, что Китай не готов вмиг замириться с США хоть уже сегодня, чему свидетельствует в целом примирительная (хоть и с известной долей возмущения) риторика китайских официальных лиц вплоть до самого Си Цзиньпина.
Только вот Вашингтон никакого примирения не желает, прекрасно понимая, что с каждым годом Китай становится все сильнее, как в экономическом, так и в военном плане, особенно на море, что само по себе уже представляет угрозу мировой власти США.
Поэтому удушение Китая в сфере экономики и в виде сжимания вокруг него кольца из враждебных военно-политических блоков США продолжат, что Пекин прекрасно осознает.
Не в последнюю очередь именно такое осознание сподвигает Китай оказывать России политическую и не только помощь в ее противостоянии с Западом, поскольку в КНР понимают, что как только США разберутся с Россией, примутся за Китай.