28

Византийские "ватники" и "либерахи"

Западники/"либерахи" и посконники/"ватники" это не изобретение современной России. Все же мы наследники Византии во многих смыслах и у нас, еще века с 18 (а можно сказать, что и с 16) повторилась та же ситуация определяющего выбора, что и у Византии в 14 веке - мы таки должны хранить свое наследие или быть с западом. В Византии эти тенденции были вызваны ее слабостью и неспособностью одновременно отбиться и от латинян, и от турок, и от балканских славян. Выбирая между очень плохими вариантами, власти Византии раз за разом возвращались к мысли о необходимости замирения с западом, ценой чему было принятие унии с католической церковью и признание Папы Римского главой христианского мира.

Проблема была в том, что простые ромеи на дух не переносили латинян после 4 крестового похода и распила Византии на крестоносные королевства. А потому попытки продавить в народе идею необходимости унии привели к кристаллизации двух фракций: "латинофронов" (т.е. "латиномудрствующих") и "монашеской партии". Первые были интеллигенцией, которая сохранила традиции классической образованности, считали себя носителями знаний предков и истинной римской культуры. Но в процессе изучения трудов западных схоластов некоторые из них пришли к выводу, что на западе то достигли небывалого прогресса в науке и философии, сумев увязать античную философию и христианскую веру. В то время как в Византии две эти части культурного кода ромеев существовали раздельно, почти не пересекаясь. Поэтому, преисполнившись боли за родину, они начали боротьбу с, по их мнению, носителями пагубы, тянущими Византию в пропасть - местными "ватниками".

"Ватники" в Византии были "монашеской партией" - это были христианские традиционалисты из монахов и им сочувствующих. Они топили за то, что надо жить по догматам истинной веры, а вера латинян суть ересь и подрывает скрепы. При этом, что вообще смешно, монахи то топили за универсалистскую империю по заветам предков, а латинофороны - за эллинский национализм. Обе фракции друг друга так не любили, что пытались постоянно выдавить друг дружку, для чего не чурались доносов и прочих гадостей.

Проблема латинофронов была в том, что их идеи простой народ не понимал, так как не имел ни нужного образования, ни нужных ценностей. А монахи были слишком радикальны в своей тяге к аскетизму и жизни по Библии, что не нравилось уже аристократам. А потому обе эти партии пользовались ограниченной популярностью, будучи радикалами. А императоры, которые были скорее адептами реал политик, вынуждены были постоянно отбиваться от атак обеих фракций. А так как обе фракции были свято уверены именно в своей правоте, то понятное дело, что лучше государству от этого противостояния не становилось.

Источники:

Ε. Μ. ЛОМИДЗЕ - ВИЗАНТИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ В XV В. И ПРОБЛЕМА ЦЕРКОВНОЙ УНИИ
А. Л. Дворкин Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

__________________
Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен

Катехизис Катарсиса

138 постов1.5K подписчика

Правила сообщества

Авторам и читателям:

- Поддерживайте культуру дискуссии

- Уважайте друг друга

- Критикуйте конструктивно

- За нарушения – предупреждение, затем бан