Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой?

Средние Века едва ли можно назвать мирным и гуманным временем. Скорее наоборот, в эти года насилие на всех уровнях общества достигло масштаба очень внушающего. Можно сказать, что по сравнению с позднеантичными временами, когда в Средиземноморье единолично правила Римская империя, Средневековье стало эпохой постоянных нестабильности и войн, когда ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в Северной Африке не было долгоправящей мощной державы, которая при этом занимала бы большую часть хотя бы одного из регионов.(всевозможные Халифаты и Франкские империи появлялись редко и распадались через 100-150 лет). Подобная атмосфера, когда любая провинция и любое поселение могли быть разграблены и порабощены очередными захватчиками из пустынь, гор или степей или просто воинами соседнего лорда/маркиза/князя/эмира , создала по всей Западной Евразии пеструю и очень динамичную систему сообществ и политических образований, чаще всего закрытых и враждебных друг другу, при этом внутренне практиковавших суровый авторитаризм и жестокие традиции.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Так выглядела в X столетии карта Франции. Такая раздробленность характерна для всей тогдашней Европы

При всем этом, в эту же эпоху два широко известных авраамических учения, которые на уровне доктрины и книжного описания не были чем-то из ряда вон кровавым, стали доминирующими в этой обширной части мира. Весьма странно - в такое тяжелое, отнюдь не любвеобильное время именно космополитичные и весьма прогрессивные для тогдашнего человека христианство и ислам стали крайне популярны. Люди следовали им поголовно, при этом нисколько не изменяя своим нравам и обычаям, наоборот, изменяя изначальные учения под свой образ жизни, все также продолжая рубить друг другу части тел и заниматься прочими дикими для современного жителя обеспеченного мира вещами.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Христианство и ислам с их относительно травоядной для той эпохи философией все же господствовали в этом суровом мире

Такая двойственность характерна для эпохи, и один из лучших примеров - Византийская империя, провозглашавшая себя самой чистой и верной Христианской державой, но при этом не жалевшая ни врагов, ни собственных подданных, если надо было, и имевшая мощную бескомпромиссную вертикаль власти. Если же обратиться к конкретным лицам - то государственные и прочие видные деятели Восточного Рима очень часто представляли из себя индивидов, максимально далеких от образа не только праведного, но и просто более-менее сносного христианина. Можно вспомнить ослеплявшего в массовом порядке православных болгарских пленных василевса Василия II (простите за тавтологию), или династию Ангелов (ироничное название для такого осиного гнезда), пожиравшую саму себя в чрезмерных дворцовых убийствах. Но самая блистающая звезда на этом пьедестале - Ирина, первая женщина на царьградском троне, ставшая почитаемой православной святой. Этот рассказ будет о том, как она добилась таких почестей и почему заслуженность их вызывает немалые сомнения.

Сиротка из провинции

Ирина появилась на свет в Афинах в 752 году. Она была голубых кровей, происходила из знатного греческого рода, но, несмотря на это, значимыми богатствами не обладала. Родителей у нее тоже рано не стало, и воспитывалась она в семье своего дяди, занимавшего солидную должность в городе. Как и полагается среднестатистическому человеку того времени, Ирина была с самого детства очень набожна, добросовестно молилась и стояла церковные службы. Однако она уже тогда, будучи в не очень удобном положении в дядином доме и не имея заманчивых перспектив на жизнь, отличалась пылким и инициативным нравом. Впрочем, о ранних годах Ирины мало что известно, и не зря - едва ли они отмечены чем-то выдающимся в жизни будущей императрицы, кроме стандартных вещей в жизни каждого византийца.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Сейчас церковные службы могут казаться скучными, но в эпоху до распространения грамотности и до появления радио, телевидения и интернета это был один из немногих способов досуга и отвлечения от рутины

Но, как это часто бывает, счастье привалило девушке внезапно. Тогдашний самодержец Константин V в какой-то момент решил проявить заботу о личной жизни своего сына Льва, и начал искать ему жену. Как ни странно, но Ирина, жившая не в Константинополе, а в куда более скромных тогда Афинах, показалась ему идеальным вариантом. Ей тогда как раз исполнился идеальный для брака и деторождения в те года примитивной медицины возраст - 16 лет, и она была довольно красива, но разве это может послужить веским основанием для столь "высокоуровневого" брака ? Вызывает большие сомнения, но тем не менее Константин посчитал, что вполне этих оснований достаточно, и вот Ирина уже в Константинополе, венчается с наследником Львом. Так с 768 года провинциальная сирота резко повысила свой статус и стала жить непосредственно у престола, который, по всей вероятности, именно тогда начал ее безудержно манить.

Духовная оппозиционерка

Впрочем, кое-что неприятное для невесты в этом браке все же было. Но чтобы это понять, нужно углубится в общий контекст Византии тех лет. Когда жила Ирина, в стране господствовало иконоборчество - течение одновременно социальное, религиозное и политическое. Как ясно из названия, оно считало и иконы, и любое вообще изображение одушевленных предметов на религиозную тематику формой идолопоклонничества и желало его полного искоренения. Политическая же подоплека была в том, что, как несложно понять, течение это стало популярным аккурат во время распространения ислама, в котором запрет на изображение живого был железобетонен. Халифат использовал почитание икон в Византии как повод очернить ее и обвинить в языческом уклоне, что плохо сказывалось на защите от арабских вторжений. С большим трудом, применяя свое уникальное оружие - греческий огонь, византийцы выдержали эпическую осаду Константинополя 717-18 годов от этих самых мусульман. Данное потрясение, видимо, повлияло на сознание правившей тогда династии Исавров, и император Лев III в 730 году решился начать постепенную борьбу с почитанием икон. Он, впрочем, приказал лишь убирать их с видных мест и ставить выше в церквях, чтобы люди не могли с ними физически взаимодействовать.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Какой бы забавной не была эта расхожая картинка, греческий огонь и в самом деле представлял из себя стратегически важное оружие

Гораздо радикальнее действовал его преемник - тот самый выбравший Ирину в жены сыну Константин V по прозвищу Копроним (сами угадайте по первой его части, было ли оно лестным), данному ему иконопочитателями. Он в 754 году созвал аж целый Собор, официально осудивший и запретивший почитание икон, мозаик и тому подобного. Произведения такого рода массово уничтожались, а высокопоставленные противники монаршей политики подвергались казням и пыткам. Однако, традиции почитания икон были очень сильны, и просто так не уходили. Так, за пределами столицы иконоборчество было непопулярно, в том числе и на малой родине Ирины, в Афинах. Она была иконопочитательницей, и Константин об этом знал, поэтому заставил девушку публично отречься от своих убеждений перед замужеством. Но реально Ирина ни от чего не отказалась и продолжила моление перед иконами, что, разумеется, тщательно скрывала.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Не только иконы, но и подобные этой ценнейшие мозаики были в огромном числе уничтожены при василевсах-иконоборцах

Когда старый василевс умер и в 775 году муж Ирины - Лев IV, стал новым венценосцем, она начала уговаривать его смягчить репрессии против иконопочитания, и их действительно стало меньше, но общий "курс партии" никак не изменился. Не изменилось и отношение Ирины к этому курсу, и потому когда после пяти лет правления супруга были обнаружены иконы, которым та молилась тайно у себя в опочивальне, Лев воспринял это чуть ли не как измену и решил судить супругу-еретичку. Но "внезапно" умер как раз перед этим, в сентябре 780 года. Прямых доказательств нет, но несложно предположить, кто это сделал. Ирина, как уже упоминалось, была умна и активна, поэтому легко обзавелась связями во дворце, что ее, по всей видимости, и спасло от участи подневольного монашества где-нибудь на одиноком острове в Эгейском море. Впрочем, прямо назвать ее виновницей смерти мужа все же нельзя, хоть и очень это вероятно.

Вкусившая запретный плод власти

На момент смерти Льва IV их с Ириной сыну, Константину, было всего девять лет. Поэтому счастливо овдовевшая женщина стала регентшей при ребенке. Наконец она получила полноту власти, и первое что начала делать, это подготавливать почву для восстановления иконопочитания. Поначалу было сложно, ибо с 730-ых годов в столице накопилось немалое число ярых иконоборцев, но в конце концов их влияние минимизировали и на новом Соборе в 787 году почитание икон было восстановлено. Это событие является первым огромным триумфом Ирины, получившей после этого большой авторитет у большинства населения страны.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

Позднее изображение Седьмого Вселенского Собора 787 года, вернувшего иконопочитание

Но правительнице не повезло с одним - ее сын не оставался малым неразумным дитём, чего очень хотелось бы любящей матери, а возмужал и сам начал плести интриги против родительницы. Он резонно хотел получить законное место на троне, но Ирина с этим тянула. Видимо, высшая власть стала для нее за эти годы слишком сладостной и привычной, и совсем не хотелось отдавать ее тому, кто еще недавно держался за материнскую юбку. Но Константин все же взял верх и в 790 году путем мятежа в армии сместил мать, отстранив от управления империей.

Великий Василевс

Несмотря на крупное поражение, Ирина не оставила идеи завладеть престолом, просто ждала нужного момента для эффектного возвращения. А момент был отнюдь не иллюзорен - в те года Византия часто терпела поражения в войнах, преимущественно от арабов и славян, что меняло настроения войск и могло привлечь их на другую сторону в дворцовой борьбе. Так и получилось - новый император очень скоро будет бит мусульманами, после чего Ирина снова получит популярность на фоне неудачливого отпрыска и будет им возвращена во дворец. Вновь получив политические рычаги, Ирина будет постепенно портить имидж сына и получать себе все больше и больше сторонников, нежной материнской рукой затягивая у Константина на шее петлю.

В 797 году она все же совершила переворот, в ходе которого велела своим слугам ослепить Константина и сослать в неприметное место. Однако вполне вероятно, что низложенный император умер уже тогда. В любом случае, Ирина проявила крайнюю жестокость к сыну, который сам ее после свержения несколькими годами ранее даже оставил жить в столице, хоть и без власти.

Что очень примечательно, византийцы не считали насильственное лишение зрения грехом. Нет же заповеди "не ослепи", потому это действие было очень частым инструментом для выведения политических противников из игры, при этом формально не нарушавшим христианскую мораль.

Но торжествующей Ирине подобные мелочи были, конечно, не важны, так как теперь препятствий к трону больше не было, а что может быть главнее этого? Она объявила себя полноценной правительницей, причем величать ее стали именно мужскими титулами василевс и автократор. Видимо, для большей легитимности, как-никак, но в патриархальном обществе подобная мимикрия была нужна хотя бы для "приличия".

Так с 797 по 802 года Ирина была настоящей императрицей. Она снизила налоги и занималась благотворительностью, в целом была не худшим руководителем. Но была одна проблема - поскольку теперь в Константинополе не было правителя-мужчины, Франкское королевство и его король Карл напару с Папой Римским посчитали, что римский престол как бы "свободен", и можно воспользоваться такой великолепной возможностью. В 800 году в итальянском Риме Карл был коронован императором, что снизило международный престиж Византии. Эта крупная неудача стала черным пятном в правлении Ирины. С этого момента против нее начались заговоры, затягивавшие петлю подобно тому, как сама императрица делала это со своим сыном.

Ирина даже согласилась вести переговоры о вступлении в брак с Карлом Великим, чтобы "соединить Запад и Восток империи", как в старые добрые. Это было уже слишком для основной части византийской элиты, поэтому как раз когда франкские послы находились в Константинополе, Ирину свергли и, после недолгого обдумывания судьбы уже бывшего "василевса", отправили в ссылку на остров Лесбос у берегов Малой Азии, где она и умерла год спустя, в 803.

Святая ли?

Несмотря на все вышесказанное, Ирина была объявлена святой позднее. Это случилось оттого, что иконопочитание было окончательно восстановлено в середине IX века (после Ирины еще будет период императоров-иконоборцев), и сделавшая очень большой шаг в сторону его победы правительница окажется в почете и будет вспоминаться в дальнейшем именно в таком ключе. Тем не менее, если трезво взглянуть на жизнь Ирины, то она не была хорошим человеком - жаждала власти, интриговала, предположительно убила мужа и убила или искалечила жизнь собственному сыну. Не самый благочестивый послужной список. И тем не менее, сомнений в том, что эта женщина достойна стать святой, у современников не возникло.

Византийская императрица Ирина. Как интриганка и мучительница сына стала святой? Византия, Религия, Средневековье, Двойные стандарты, Христианство, Длиннопост

По иконе и не скажешь, что императрица на самом деле была довольно неприятной личностью

Ирина очень хорошо показывает упомянутую еще в начале рассказа двойственность средневекового религиозного мышления - внешняя приверженность вере (принципиальное почитание икон, регулярное посещение церкви и прочее) при реальном грубом нарушении заповедей и христианского образа жизни. Такое было в порядке вещей, так как религия тогда играла роль идеологии и социального клея, и не следовать ей было нереально, каким бы человеком ты ни был. Даже сложно винить Ирину в том, какой она была, ведь в той системе иначе себя вести было попросту невозможно. Тем не менее, сам факт, что такого человека причислили к лику святых, показателен и, на мой взгляд, отлично демонстрирует сущность мышления средневекового человека. И сейчас лицемерия в обществе не меньше, просто оно более не обязательно связано с религией. Все-таки человеческая цивилизация - очень сложное и парадоксальное явление, и приведенный в рассказе пример отлично это демонстрирует.