Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Виктор Глушков. Пророк ОГАСа

Немало есть замечательных людей, чьи достижения оказались не востребованы при жизни и забыты после смерти. Такие люди умирают без особых почестей, их имена забываются. Но не навсегда. Со временем человечество оглядывается назад и отдает заслуженное почтение таким людям.


Один из таких незаслуженно забытых — ученый Виктор Михайлович Глушков, академик АН СССР, член-корреспондент АН СССР, главный редактор журнала «Кибернетика», заслуженный деятель науки УССР, вице-президент АН УССР, герой социалистического труда… продолжать можно до бесконечности. Среди всех званий и почестей у Глушкова есть одно, не только не оцененное, но и сознательно забытое достижение — проект ОГАС (Общегосударственная Автоматизированная Система Управления Хозяйством).


Этот проект никогда так и не был реализован. Вместо него были проведены реформы Косыгина, направленные на увеличение роли хозрасчета в советском хозяйстве, а как следствие — к росту товарно-денежных отношений и, в конечном итоге, на разрушение СССР.


Что такое ОГАС?

Если коротко, ОГАС — простое и элегантное средство создания полного коммунизма. Глушковым предполагалось создание трехступенчатой системы обработки информации и управления экономикой. Первичная ступень — уровень отдельного предприятия. В режиме реального времени автоматически собирается вся необходимая информация о выпускаемой продукции, состоянии дел на складах, количестве рабочих рук и т. д. Данные отображаются на дисплее в удобном для восприятия виде. Это позволяет любому рабочему за несколько минут получить полное представление о работе родного предприятия, предложить внести изменения в работу (компьютер их тут же обработает, и, если рационализаторское предложение действительно эффективно, оно будет немедленно применено) и т. д.


Вторая ступень — отраслевой и территориальный уровень. Вся информация, собранная на отдельных предприятиях, перенаправляется в промежуточный центр, где обрабатывается и также доступна для восприятия в удобной форме. В общем-то, повторяется ситуация с отдельной производственной единицей, но на более высоком уровне. Наконец, третья и последняя ступень — управление всей экономикой из центра. Надо обратить внимание читателя, что проект предлагался в 60-х гг., когда мощностей информационных систем еще не хватало для децентрализованного управления, было неизвестно о распределенных вычислениях и т. д. Поэтому ОГАС с неизбежностью нес на себе «родимые пятна» предыдущей эпохи. Однако, несмотря на все эти минусы, он вполне мог выполнить свою миссию — создание технологического базиса коммунистического общества.


Преимущества ОГАСа

Первое бросающееся в глаза преимущество — сокращение бюрократического аппарата. Здесь все очень просто: раз машина может выполнять роль советских плановиков (собирать и обрабатывать информацию), да еще и лучше, то бюрократический аппарат становится не нужен. Во всяком случае, такой разросшийся, каким он был в 60-е гг., не говоря о 70-х гг. 20-го века.


Второе преимущество, вытекающее из первого — это полная победа над дефицитом. Машина, учитывающая в реальном времени всю экономическую информацию, позволяет эффективно планировать выпуск необходимой продукции. При чем еще и с сокращением рабочего времени. По расчетам некоторых ученых, уже в 60-е гг., при условии применения кибернетических методов планирования, можно было сделать 5-часовой рабочий день с последующим его сокращением до 4-часового. То есть, это означает, что можно было бы даже поднять вопрос об отмене обязательного труда, хотя бы в виде эксперимента, с сохранением трудовой повинности для рутинной работы. Пусть каждый член общества некоторое время занимается физическим трудом. Учитывая общее население СССР, это был бы всего один месяц в год.


Третье преимущество внедрения ОГАС — преодоление необходимости использования денег. При капитализме деньги легко могут быть превращены в капитал, то есть в самовозрастающую величину. Говоря проще, они могут быть использованы для получения прибыли. Способов много: положить деньги в банк, вложить в производство или иной проект, венчурные (то есть рискованные) инвестиции, купить подешевле, чтобы продать подороже и т. д. Не говоря о том, что деньги могут быть украдены или они могут использоваться на черном рынке. В СССР, кстати, некоторые из способов превращения денег в капитал (например, использование их на черном рынке) так и не были закрыты. Напротив, теневая экономика начала процветать с 60-х гг.


ОГАС решает все эти проблемы очень просто. Достаточно каждому человеку сделать, как бы мы сейчас сказали, электронный кошелек с возможностью расплачиваться деньгами только в государственных магазинах. Передача средств третьим лицам запрещена. При этом зарплата платится не в рублях, а в новой единице — энергии или «энергетических затратах». Машина точно знает, сколько энергии стоит производство любого товара, и сколько человек отдает энергии на разных видах работ. Собственно, тарифная сетка оплаты — ближайшее приближение к новой гипотетической системе. Со временем развитие производственных сил делает производство товаров все более дешевым и деньги становятся всего лишь «фантиками», используемыми для удобства подсчета. Собственно, они становятся фантиками (перестают быть капиталом и лишаются всякой возможности стать им) уже с первого дня внедрения ОГАС.


Фактически ОГАС должен был стать тем, к чему сегодняшний интернет только приближается. Приближается стихийно и неуправляемо.


Кибернетика. От буржуазной лженауки к служанке коммунизма

Судьба кибернетики на советской земле была тяжела. С легкой руки Сталина она была объявлена буржуазной лженаукой, а ученые, ей занимавшиеся, подвергались гонениям. Были разогнаны целые институты. Показательна в этом плане судьба академика Анатолия Ивановича Китова — предшественника Глушкова.


После предложения Китова создать единую государственную информационную сеть (фактически речь шла о советском интернете), да еще и с доказательством, что это позволит «обогнать не догоняя» развитые капиталистические страны (у них-то ничего подобного не было), ученый был исключен из КПСС, уволен с работы, из вооруженных сил и подвергся иным гонениям.


Однако, следующим поколениям советских вождей (прежде всего, речь идет о Хрущеве) пришлось признать революционную роль кибернетики. Именно Никите Сергеевичу принадлежит высказывание «Кибернетика — служанка коммунизма». И именно на основе анализа ее потенциала был сделан вывод о том, что «к 1980-му году будет построен коммунизм».


В результате, когда Глушков представил свой проект Хрущеву, генсек сначала дал добро на его создание. Тем более, что масштабные проекты СССР было проводить не впервой. Совсем недавно был Гагарин, а до него спутник. Правда, строительство ОГАСа обещало оказаться дороже и спутника и Гагарина вместе взятых. Да еще и экономический эффект он бы дал только через 10 лет, когда был бы построен. Наконец, высшая советская бюрократия совсем не горела желанием оказаться ненужной и быть замененной компьютерами. Поэтому несмотря на первоначальное согласие, в дальнейшем от реализации проекта отказались.


Это при том, что 60-е годы в СССР были временем массового брожения. С одной стороны, появился новый революционный класс — интеллигенция, с другой стороны, бюрократия вот-вот полностью осознает свои общие интересы — перестать быть «всего лишь» бюрократией и стать полноценным частным собственником, буржуазией. Стоял вопрос, кто первый поймет свои объективные интересы, и ответ далеко не был очевиден. Да, бюрократия уже почти не верила (но только почти) в коммунизм и готовила рыночные реформы, но зато интеллигенция не только верила, но и физически ощущала, что вот оно — царство свободы, совсем на пороге. Достаточно упомянуть Ефремова или Стругацких, которыми тогда зачитывалась половина страны.


Итак, от проекта отказались, а Глушков, несмотря на весь свой не только технический, но и гуманитарный гений (он сумел распознать общественную значимость своего проекта), не смог понять, что советское общество нуждается в еще одной революции, чтобы ОГАС оказался реализован.


Последствия

И все же ОГАС оказался похоронен не до конца. Частично он был реализован в ВПК (благодаря чему СССР мог делать отличные танки, но не мог делать нормальные кастрюли). Были созданы АСУ (Автоматическая Система Управления) и АСУП (Автоматическая Система Управления Производством). Некоторые из них работают до сих пор.


В 1973-м году ОГАС (попутно переименованный в Киберсин) попыталось создать социалистическое правительство Сальвадора Альенде в Чили. К сожалению, переворот Пиночета поставил на проекте крест, а то что уже было создано, оказалось варварским способом разрушено.


И все же отдельные элементы машинного учета и планирования сегодня применяются даже буржуазными корпорациями. Потому что это экономически выгодно, а то, что экономически выгодно, всегда пробивает себе дорогу.


Значит, создание ОГАСа в какой-то мере неизбежно. Потому что такая система будет на порядок эффективней любой из ныне существующих.


И когда ОГАС будет создан, мы верим, появится памятник и великому ученому Виктору Михайловичу Глушкову.