Варианты решения проблемы армянских авто

Варианты решения проблемы армянских авто Таможня, Авто, ГИБДД, Штраф, Закон, Граница, Контрабанда, Лайфхак, Длиннопост, Армения

На канале выходила серия статей, освещающая события с автомобилями, состоящими на армянском учёте, которые последнее время стали массово задерживаться во многих регионах страны. В статьях разбирались сама суть проблемы и правовая основа происходящего. Люди, которых коснулась данная тема, в большинстве своём не смогли принять неприятные факты, и их реакция была, мягко говоря, недружелюбной. Было много упрёков по поводу того, что никто им не предлагает решения проблемы, в которой они оказались.


Но все люди разные. Помимо граждан, не умеющих контролировать свой пыл, были и те, кто трезво оценивают происходящее и пытаются найти законные способы свести ситуацию к минимуму, т.к. надежды на адвокатов куда сильнее, чем состоятельность их доводов. Многие стали обращаться за помощью и излагать свою ситуацию без лишних эмоций. Что характерно, стали прослеживаться и типовые обстоятельства, при которых есть варианты по смягчению проблемы.


Прежде чем решить задачку, нужно ввести исходные данные. Варианты решения задачи при других обстоятельствах могут быть неприменимы.


Автомобиль приобретался на территории России. Лично таможенная и государственная граница на данном авто не пересекалась. На территорию РФ она была ввезена гражданином Армении (или другим лицом). В настоящее время автомобиль находится под управлением на основании генеральной доверенности или договора купли-продажи.
Пожалуй, это один из самых лучших сценариев для фактического владельца автомобиля, который не обладает статусом товара ЕАЭС. Всё дело в том, что обязанность по уплате таможенных платежей в данном случае висит, в первую очередь, на человеке, который осуществил передачу (отчуждение) автомобиля на армянском учёте другому лицу. Даже если оно было ввезено на абсолютно законных основаниях гражданином, постоянно проживающим на территории Армении. Об этом напрямую нам говорит Договор о присоединении Армении к ЕАЭС:
Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Договор напрямую регламентирует условия передачи иным лицам автомобилей, ввезённых резидентами Армении. Только после таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в стране пребывания данные машины невозбранно можно использовать в стране ввоза.


Грубо говоря, обязанность по уплате таможенных платежей возникает у продавца после фактической и документальной передачи на право пользования автомобилем, не являющимся товаром ЕАЭС. Документами, подтверждающими факт передачи, служат генеральная доверенность и договор купли продажи.

Варианты решения проблемы армянских авто Таможня, Авто, ГИБДД, Штраф, Закон, Граница, Контрабанда, Лайфхак, Длиннопост, Армения

Что же делать дальше в таких случаях? Как говорится, есть два путя.


Режим «Light»


Бежим к продавану и требуем возврата денежных средств (может быть за вычетом адекватной суммы аренды авто) и передаём ему авто назад. Вежливо объясняем нормы права, в соответствии с которыми плательщиком таможенных пошлин является он. Если он является резидентом Армении, то если вы не сообщите «куда надо», он не встревает на сумму уплаты платежей. Его проблема лишь в том, куда деть автомобиль. Но он же наверняка обещал при продаже, что «всё будет хорошо»? А тут почему-то его обещания оказались лишь красивыми словами. Как раз можно проверить лишний раз на прочность обещания определённого круга граждан.


Плюс режима «Light» - это скорость решения проблемы и минимальные финансовые затраты. Минус один: продаван, с учётом общей шумихи, будет всячески отнекиваться и отказываться от приёма товара, который ему уже тяжело будет куда-либо сбыть. Но если после вежливых бесед продаван несговорчив, приступаем к упоминанию готовности использовать режим «Party Hard». А если и после он стоит на своём, то тогда приступаем.


Режим «Party Hard»


Собираем максимальную информацию, делаем копии документов, расписки о передаче денег, чеки безналичных переводов и ищем возможных свидетелей вашей сделки.


После сбора необходимой информации обращаемся в ближайший таможенный орган и пишем заявление с подробным изложением проблемы со ссылкой на нормы права и о том, что у вас есть информация о злостном нарушителе, который осуществил передачу авто, который по совокупности признаков не является товаром ЕАЭС, без декларирования и уплаты таможенных платежей, чего требуют международные договоры в рамках ЕАЭС.


После этого таможня может провести кучу разных мероприятий, по результатам которых продавану выставят уведомление об уплате платежей и заберут авто. Плюсы режима «Party Hard» в том, что обязанность по уплате таможенных платежей (а это суммы, которые зачастую превышают стоимость авто) будет по закону возложена на хитрого продавца, а вы сможете отвести беду от себя.


Минусы режима «Party Hard» в том, что процесс может быть долгим, авто с большой долей вероятности арестуют, а деньги за автомобиль будет вернуть сложно. Особенно если речь идёт о генеральной доверенности. В случае договора купли-продажи есть шансы на признание сделки купли-продажи недействительной в связи с тем, что продавец не имел права вам продавать товар, не являющийся товаром ЕАЭС, без его таможенного декларирования и уплаты пошлин. А дальше в судебном порядке возвращаем деньги, а если потребуется приходим вместе с приставами к нему домой.


Варианты решения проблемы армянских авто Таможня, Авто, ГИБДД, Штраф, Закон, Граница, Контрабанда, Лайфхак, Длиннопост, Армения

Есть и ещё один подводный камень режима «Party Hard» . Если окажется, что продаван не является резидентом Армении, то дополнительно к Договору таможенники могут сверху нацепить 56 ТК ЕАЭС, и вы можете оказаться солидарным плательщиком пошлин вместе в продаваном. Но солидарный плательщик не является первоочередным. И далее через суд можно вытрясти с него бабло. Долго, не очень комфортно, но куда лучше, чем самостоятельно тянуть лямку должника перед государством.


Кстати, не мешает с продаваном проговорить, что если вы намерены идти по режиму «Party Hard», то ему, как должнику перед государством, могут закрыть въезд/выезд в РФ (в зависимости от его принадлежности к РФ). Многих этот факт немного отрезвляет.

Кстати, к режиму «Party Hard» можно прибегнуть и в случае, когда таможня и сама без вас начала что-нибудь проверять, и вы начали получать первые тревожные звоночки. Пользоваться им нужно очень быстро, пока обязанность по уплате таможенных платежей не легла на плечи покупателя авто на территории РФ.


Проблему нужно плавно возвращать туда, откуда она пришла. Во многим ответственность лежит на продавцах. Это они развернули шикарную рекламную компанию серо-бурой схемы и заманили в свой капкан жаждущих сэкономить деньги.


Варианты решения проблемы армянских авто Таможня, Авто, ГИБДД, Штраф, Закон, Граница, Контрабанда, Лайфхак, Длиннопост, Армения

Конечно, предлагаемые варианты выхода из ситуации не являются универсальными, так как каждый случай имеет свои особенности. Но для какой-то части людей, оказавшихся в непростом положении, это может стать хорошим решением проблемы. Никто не заставляет и не призывает действовать по предложенным сценариям, т.к. и они не идеальны. Но в некоторых случаях это единственное разумное решение по сохранению своих кровных средств.


Всем участникам армянской авто-истории нужно вынести важный урок. Любые серые, чёрные и другие сомнительные схемы, которые предполагают значительную экономию денег, заведомо губительны. Особенно если имеются пробелы в знании законов. Как показывает практика, даже юристы попали в эту ловушку с бесплатным сыром. Нельзя начинать игру в теневые схемы, если не являешься профессиональным шулером. Из этого никогда ничего хорошего не получится.


© Злой таможенник