Успех: здоровье или знания?

Успех: здоровье или знания? - выбирайте сами.

Сегодня хочу поделиться своими мыслями на тему здоровья школьников.

В современном обществе сложилось убеждение, что для достижения успеха юноша или девушка должны иметь высокую успеваемость в школе, знать в совершенстве несколько языков, блестяще сдать ЕГЭ и поступить в итоге в престижный ВУЗ. Отчасти, это так. Однако, мало кто задумывается, что чаще всего подобный путь к успеху, сопряженный с высокими нагрузками и стрессом, чреват нанесением значительного вреда для здоровья молодого организма. А, между тем, многие эксперты в течение длительного времени трубят о том, что здоровых детей больше нет...

Ухудшение детского здоровья - это отнюдь не проблема постсоветской эпохи. Она появилась еще в то далекое время, когда наше общество, отказавшись от «дарвиновского» (беру в кавычки в т.ч. потому, что сам не являюсь сторонником дарвинизма) принципа "выживает сильнейший", объявило себя социальным. Дети с тяжелейшими патологиями, пройдя соответствующую реабилитацию, сейчас имеют возможность получать образование наравне со здоровыми сверстниками, вести абсолютно обычный образ жизни и впоследствии, конечно, образовывать свои семьи. Однако, отказ от "естественного отбора" с биологической точки зрения безусловно приводит к тому, что с каждым поколением генетические обусловленные патологии в человеческой популяции накапливаются, а количество здоровых детей, соответственно, снижается.

Не только генетика, но и внешняя среда оставляет отпечаток на детском здоровье. Наиболее серьезное его ухудшение происходит в возрасте от 7 до 17 лет, приходясь на период школьного обучения. Подавляющее большинство функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к совершеннолетию перерастают в хронические заболевания: в 4-5 раз возрастает патология, связанная с органами зрения, в 3 раза - с органами пищеварения и опорно-двигательного аппарата.

Я бы выделил несколько основных факторов, влияющих на ухудшение здоровья современных школьников.

Во-первых, стремительно снижается физическая активность детей. В школе преобладают, так называемые, "сидячие" занятия, в младших классах редко проводятся прогулки, игры, экскурсии. Физическая подготовленность современных учащихся почти в два раза хуже, чем у их ровесников в 60-70-е гг. прошлого века.

Уроки физкультуры лишь в небольшой степени компенсируют дефицит физической активности. Да и сами занятия зачастую проводятся неэффективно: мало уделяется внимания игровым видам спорта и массовым спортивным мероприятиям. А между тем, увеличение уроков физкультуры до 3-5 часов в неделю может снизить, по данным ученых, острую заболеваемость школьников в 3-4 раза.

Во-вторых, дает о себе знать чрезмерная интенсивность образовательного процесса. Год от года в школьной программе увеличивается количество учебных часов. Материал, на изучение которого раньше отводилось три урока, теперь нужно освоить за один. "Рабочий" день современного школьника вместе с приготовлением домашних заданий может составлять 9-10 часов в начальной школе и уже 13-15 часов - в средней. Неудивительно, что дети находятся в состоянии стресса, у них снижается иммунитет, хроническое переутомление создает предпосылки для развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Дети находятся под постоянным давлением: родители, мечтая вырастить вундеркинда, записывают ребенка на несколько секций и требуют от него высокой успеваемости, учителя, пытаясь добиться выполнения "плана", зачастую не обращают внимания, что школьник в силу различных индивидуальных особенностей, в том числе состояния здоровья, не может справиться с учебной программой.

В-третьих, на здоровье детей значительным образом сказывается ухудшение качества питания. Школьники едят на бегу, обычно всевозможные снэки (батончики, крекеры, шоколадки), отличающиеся высоким содержанием углеводов и сахара. Дети не дополучают белковую пищу.

В-четвертых, современные дети нередко очень рано приступают к дошкольному обучению. В детских садах и подготовительных группах малыши все чаще занимаются несоответствующей их возрасту деятельностью: читают, пишут, начинают изучать несколько иностранных языков одновременно, проходят программу первого класса вместо того, чтобы гулять, подвижно двигаться и играть.

Это приводит к тому, что уже в первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем. К концу первого года обучения процент полностью здоровых детей сокращается с 4% до 0%. К старшим классам 20% учащихся имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

В последнее время в некоторых школах в виде эксперимента была введена должность тьютора - специалиста по школьной медицине, в обязанности которого входит профилактический осмотр, проведение прививок и общий контроль за состоянием здоровья обучающихся. По замыслу, тьютор должен работать в индивидуальном порядке с каждым ребенком, следить за его школьной нагрузкой. В идеале специалисты стремятся к созданию электронного паспорта здоровья ученика, к которому будут иметь доступ поликлиника, родители и учителя.

Я вовсе не против этого эксперимента. Хотя признаюсь, что отношусь к нему с определенной долей скепсиса и фантастических результатов на выходе не ожидаю. На мой взгляд, один специалист попросту физически не способен отследить изменение состояния здоровья каждого ученика в школе с высоким количеством обучающихся.

Итак, в вопросе "что важнее для успеха: знания или здоровье?"- выбор остаётся за вами.

Как всегда, впрочем....


Оригинал:https://www.facebook.com/abeliakov/posts/1455597561190446

Успех: здоровье или знания? Школа, Дети, Здоровье, Успех, ВУЗ, Спорт, Образование, Медицина, Длиннопост