9

Учить учиться. Часть 5.

Продуктивное мышление

О субъективных и объективных условиях задач, функциональной фиксированности и роли инсайта в обучении. То, как мы решаем жизненные и учебные задачи зависит от множества факторов. Психолог Сергей Яголковский рассказал о том, как наши знания и опыт могут повлиять на мыслительный процесс во время обучения.

Продуктивное мышление играет очень важную роль в процессе обучения. Что такое продуктивное мышление? Это такой мыслительный процесс, в результате которого появляются какие-то очень ценные, важные результаты. Это могут быть идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека. То есть это мышление, которое что-то меняет, что-то продуцирует. И, привязываясь к процессу обучения, скажем, в школе, необходимо сказать, что продуктивное мышление в значительной степени завязано на то, как ученик понимает поставленную задачу.

В психологии мышления разделяют объективную и субъективную структуру задачи. Объективная структура — это то, что дано в условиях задачи: какая целевая ситуация требуется в результате решения этой задачи, какие средства даны для ее решения. А вот с субъективной структурой все немного сложнее. Это то, как человек видит поставленную задачу внутри себя. Мы по своему опыту знаем, что бывает так, что ученик сходу схватывает условия задачи и потом быстро ее решает. А бывает немного другая ситуация, когда трудно понять условия задачи или ученик понимает задачу не совсем правильно. Это очень важно и во многом предопределяет эффективность продуктивного мышления.

В исследованиях продуктивного мышления есть несколько магистральных подходов, одним из которых является так называемый гештальтподход в понимании мышления. Он представлен в работах достаточно известных классиков, таких как Карл Дункер, Макс Вертхаймер, Вольфганг Кёлер. Они понимали продуктивное мышление прежде всего в разрезе возникновения инсайта, когда человека как бы озаряет и в результате этого появляется решение поставленной задачи. Состояние инсайта они считали квинтэссенцией, самым важным элементом продуктивного мыслительного процесса. Но при всем при этом они видели и целый ряд проблем, связанных с продуктивным мышлением. Одной из важнейших проблем является функциональная фиксированность, которая постоянно толкает нас мыслить стереотипами, смотреть на мир через привычную призму и не дарит ничего нового. Это стереотипное мышление связано с нашей привычкой видеть определенное функциональное предназначение какого-то данного нам объекта. Скажем, если мы видим лопату, то эта лопата непременно должна копать. Но мы не фиксируемся на других возможных ее использованиях. Например, на использовании ее древка как электроизолятора, когда нам нужно разделить два оголенных электрических провода, чтобы не возникло короткого замыкания. Деревянное древко прекрасно с этим может справиться.

В гештальтпсихологии были осуществлены многочисленные эксперименты, подтверждающие важность состояния инсайта. Один из таких примеров — широко известный эксперимент Вольфганга Кёлера с шимпанзе. Обезьяну посадили в клетку и какое-то время не кормили. После этого на некотором расстоянии от клетки положили ветвь вкусных, сочных бананов. Бедная голодная обезьяна, естественно, хотела дотянуться до бананов, но у нее не получалось: прутья клетки мешали. Единственный объект, который был в сфере ее досягаемости, — это метровая палка. Обезьяна долгое время бесилась, прыгала, пыталась грызть прутья клетки, разорвать их, злилась, но без этой палки она никак не могла достать бананы. В конечном итоге ее озарило. У нее возник инсайт, в результате которого она догадалась, что ее лапы можно удлинить этой палкой, достать бананы, подвинуть к себе и съесть. Таким образом она решила эту задачу, как бы открывая для себя совершенно новый, неизвестный путь решения. Это инсайт в полном смысле, в яркой форме.

Карл Дункер, очень известный исследователь продуктивного мышления, поставил инсайт в основу своей теории, в основу понимания продуктивного мышления. Инсайт хорош, он помогает решать всевозможные задачи. Но, по мнению Карла Дункера, существует целый ряд негативных факторов, которые мешают проявиться этому инсайту и делают продуктивное мышление не столь эффективным, а иногда вообще его блокируют. Эти гештальтподходы к исследованию и пониманию продуктивного мышления базируются на представлении об инсайте как неожиданном озарении, которое вдруг рождает из незнания знание. То есть что такое инсайт? Это когда мы пять минут или несколько мгновений назад еще не знали, что задача может быть решена, не знали, как ее решать, и вдруг нас осеняет. И мы уже интуитивно чувствуем, а потом для себя структурируем, понимаем и, может быть, вербализуем процесс ее решения. Инсайт — абсолютно классная штука — нас озаряет. Проблема лишь в том, что не до конца ясен сам механизм, сам принцип, ткань этого озарения. И на этот процесс достаточно трудно влиять.

В этой связи хотелось бы упомянуть несколько другой подход к пониманию мышления, который во многих случаях тоже очень хорошо объясняет, как рождаются новые решения, идеи, изобретения. Этот подход был предложен Отто Зельцем, представителем, последователем достаточно известной в психологии мышления Вюрцбургской школы. В отличие от гештальтпсихологов, он считал, что любое наше мышление базируется на тех знаниях и опыте, которые у нас есть. И более того, он предложил несколько конкретных механизмов, способов мыслительной деятельности, которые могут приводить к каким-то продуктивным интересным решениям. Одним из самых простых является уже апробированный метод решения задачи, который может быть приложен к другой ситуации. Например, если в школе на уроке учительница дает ученикам в младших классах задачу: «Мама пошла на рынок, купила пять килограммов яблок и из двух килограммов сварила компот. Сколько яблок осталось?» Она показывает, что нужно из пяти вычесть два и получится три. Детишки это понимают, и им на дом дают очень похожую задачу со сходным принципом решения: «Папа купил пятнадцать килограммов груш, и мама из семи килограммов сварила варенье. Сколько груш осталось?» Совершенно понятно, как эту задачу решать. Необходимо приложить уже известный метод ее решения. Это очень простая ситуация. И легко заметить, что здесь новизны и продуктивности очень мало. Хотя она есть, потому что ситуация-то другая.

Более сложный случай — это когда метод решения задачи неизвестен ее решателю. Возьмем другой пример из другой сферы. Школьник десяти лет сталкивается с обычной жизненной ситуацией, когда на него обиделся кто-то из близких. И он не знает, как наладить и восстановить отношения с этим человеком. Он пытается и так и сяк, но у него не получается. И если это смышленый ребенок, он начинает анализировать ситуацию и искать возможные пути ее решения. И вспоминает, что пять лет назад он был свидетелем ситуации в семье, когда или мама папе сказала грубое слово, или наоборот и второй родитель обиделся. Родители дулись друг на друга, и в конечном итоге один из них подошел и сказал: «Извини, пожалуйста, давай с тобой помиримся». Второй родитель расплылся в улыбке, и дальше все было хорошо. Этот ребенок, решая актуальную задачу, проанализировал прошлый опыт и вдруг вспомнил определенную ситуацию, которая когда-то была совершенно неясна. Он вспомнил ее в другом ракурсе, экстрагируя, вытаскивая из нее принцип решения. Как видно, этот метод решения совершенно другой. Он предполагает активную мыслительную деятельность человека, когда нужно проанализировать свой прошлый опыт, имеющиеся знания и вытащить оттуда принцип, который до сих пор был неизвестен. Это второй уровень решения задач.

И наконец, Отто Зельц предложил еще более сложный метод, который здорово работает и в продуктивном мышлении. Я вам его проиллюстрирую на достаточно известном примере с Бенджамином Франклином — это бывший президент Америки, который в молодые годы занимался научными изысканиями. Он долгое время бился над проблемой, которая в то время очень волновала все человечество: как канализировать мощную энергию молнии, чтобы она не била в корабли, повозки, здания, дома; каким образом обезопасить людей от этой мощной энергии? Никто не мог решить эту задачу, и он тоже. Он бился и мучился до тех пор, пока однажды не явился свидетелем очень простой и достаточно банальной ситуации. Он увидел, как на лугу папа с сыном запускают воздушного змея. Он посмотрел на змея как на предмет, который высоко парил в небе и был соединен ниточкой со стоящим на земле человеком. И вдруг его осенило. Он понял, что решение проблемы, волнующей человечество, заключается в том, чтобы вывести в небо какой-то высокопроводящий электричество предмет и соединить его с землей. То есть этот воздушный змей натолкнул его на классное инженерное решение, и в результате появился хорошо нам известный громоотвод. Это более сложный случай, когда принцип решения задачи не представлен в готовом виде в голове у человека. Он не находится в прошлом опыте, а представлен в какой-то наличной ситуации, когда случайные обстоятельства могут натолкнуть на гениальное решение.

Эти методы решения задач, предложенные Зельцем, могут достаточно эффективно использоваться и в образовательной практике. Конечно, как легко заметить, наиболее развивающим методом является последний, предполагающий случайное связывание ситуаций и экстрагирование, выделение основного принципа решения актуальной задачи из подаренной судьбой картины или ситуации. Но и второй метод тоже прекрасен, потому что он развивает способность школьника анализировать свой собственный опыт, какие-то жизненные ситуации, в которых этот школьник оказался, и находить там решение задачи. И первый, самый простой метод тоже хорош, — наверное, на этапе начальной школы, когда ученики должны научиться применять объясненный им и апробированный метод к совершенно другому классу ситуаций. Все эти три метода хороши, и, если их правильно использовать, они, безусловно, сыграют во благо эффективности образовательного процесса в школе. Эти два магистральных подхода к исследованию мышления — гештальтподход и подход Отто Зельца — каждый по-своему описывают специфику мыслительного процесса. В научно-психологической литературе они во многом даже противопоставляются друг другу. Но, как легко увидеть, оба этих подхода могут привнести в образовательный процесс очень много интересного и нового и, безусловно, могут быть использованы и в решении поставленных задач, и в развитии творческого, продуктивного мышления.

Автор: Сергей Яголковский кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Источник: postnauka.ru

Дубликаты не найдены

+2

Бенджи франклин не был ни президентом америки, ни презом сша. Поправьте.

раскрыть ветку 1
0
Не могу, это расшифровка видео.
Похожие посты
53

Ответ на пост «Немного о дискриминации в школах» 

Как добиться установки человеческого туалета в школе, не унижающего достоинство ребенка.


Всё просто. Пишем в прокуратуру заявление от имени Иванова И.И., что школьные туалеты не соответствуют СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Ответ просим направить на электронный адрес.

А именно, что нарушается п.

4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.

Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.

Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.

Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

40

Ответ на пост «Немного о дискриминации в школах» 

Школьные туалеты для мальчиков - тема крайне увлекательная. Мои юные годы пришлись на святые 90е, школа моя находилась почти что через МКАД от Москвы. То есть, не глухая сибирская деревня и не пустынный аул. Но...

1. Мальчишачий туалет находился в самом проходимом месте - на 2м этаже из 4х, аккурат напротив столовой. Дверь не закрывалась никогда. Вернее, её просто не было. Каких-то перегородок тоже не существовало. Когда сидишь и гадишь - смотришь на пирожки в столовой. Когда встаёшь - оттуда видно твои румяные булки.

2. Унитазы стояли в ряд вдоль стенки, ничем между собой не разделённые. Хочешь-не хочешь, но социализироваться придётся.

3. Очки в унитазах представляли собой жуткое зрелище. Уборщица их не мыла никогда. Потому что зарплата у неё маленькая, сама она старенькая и сильно пьющая была. Держали из жалости. Да и сами мальчишки усугубляли ситуацию, упражняясь в меткости. Не считая попыток эти самые унитазы чем-нибудь разнести к хренам. Бачков не было, водичка лилась самотёком, оставляя рыжие следы и плавно огибая (не смывая!) кое-что рыжее внутри. Из дырявой гофры частенько подтекало содержимое и лилось ручьём из туалета - и прямо через весь коридор.


Короче, как ни посмотри - сплошные плюсы:

- никто из мальчишек не прячется в кабинках, не курит, не дрочит там;

- не надо ремонтировать, потому что ломаться нечему;

- расходка не нужна, бумаги отродясь не водилось от слова совсем.


Правда, насколько всё это нравится мальчишкам - их о том не спрашивали. Они же будущие бойцы недавно ещё советской, а теперь российской, армии - безмолвная прокладка между окопом и винтовкой. Тьфу на них.


В общем, если ты не альфа-старшак, приходилось либо терпеть до дома (при 7 уроках в иные дни + дорога), либо пытаться прошмыгнуть и опростаться во время урока. Если тебя поймают за этим делом - будут дразнить. Если ты в принципе удар по жизни не держишь - станешь объектом травли.


Особо талантливые ребята (сейчас все поголовно за рубеж уехали), нашли ещё более лучший выход из положения. Да, они уходили во время урока, но гадили не в туалете, а в конце коридора, где никто не ходит. Правда, в порыве счастья расстёгивая штаны, можно было невзначай самому вляпаться в коридоре в кучу другого такого же шибко умного.


В общем, я не понимаю, почему из такой простой вещи, как туалет, нужно делать способ унижения и предмет страданий. Старался рассказать смешно, но отчего-то мне всё-таки грустно.

8851

Немного о дискриминации в школах

Побывал тут на днях в одной школе в московской области. Был во внеурочное время, соответственно, детей там уже не было.  Пошёл в туалет и немного офигел от увиденного, но обо всем по порядку.

Вот туалетная комната девочек

Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив
Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив
Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив

У дам есть два умывальника , в которых есть холодная и ГОРЯЧАЯ вода. Все кабинки закрыты, каждый ребёнок может спокойно делать свои дела и не переживать

А вот туалет у пацанов...

Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив
Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив
Немного о дискриминации в школах Школа, Туалет, Образование, Дискриминация, Длиннопост, Негатив

Один умывальник, вода только холодная , горячего крана нет в принципе. Но это ещё херня, ну помоют они руки холодной водой. Но с туалетами то что блRть? Я прямо представляю эту ситуацию: у ребенка прихватило живот, он побежал в туалет, а там вот это - сраный мультиплеер. Пока он будет справлять нужду, мимо него будет ходить куча других детей. Двери стоят так, что крайний туалет(у окна который) видно из коридора.

У меня вопрос - а руководство школы не в курсе, что у них с туалетами? Мне интересно, если бы такой туалет сделали для учителей, им бы как было, комфортно? Сидит Марьиванна на унитазе,  заходит Вер Петровна и говорит "о, Маш,привет, ну как занятия проходят?" И сидят вдвоём, на унитазы давят.

Я все понимаю, парни должны быть жёстче девок, но это уже перебор, они все таки не римские сенаторы в общественном туалете, где можно и посрать, и за жизнь перетереть.


P.s. показал фотки товарищу, он сказал, что это нужно, чтобы удобнее пацанам было в клеш рояль играть, пока сидят. Какой заботливый ход со стороны школы все-таки..

Показать полностью 6
213

Ответ на пост «На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника» 

Не так давно, родители вместе с детьми смогли добиться адекватной работы администрации в отношении неуправляемого ребёнка. Удалось это сделать только путём пикета, другие методы - упорно игнорировались.

И вроде бы счастливый конец истории.

Но чиновники не смогли стерпеть обиду, на участвовавших в пикете - возбудили дело.


Цитата из статьи


Однако сегодня стало известно, что полиция из-за детского пикета проводит проверку на предмет нарушения административного законодательства. По информации одной из активисток, детей начали опрашивать правоохранительные органы: «Допрашивают детей в школе и берут показания у родителей. Детей опрашивают без присутствия родителей. Нашего учителя вызывают к директору, на это время приходит учитель на замену, и полиция вызывает ребенка с уроков». По информации ИА Sakh.com, для того, чтобы не нарушать протокол, опрос ведется в присутствии социального педагога. Родители теперь ищут юристов для защиты.


В прокуратуре области организовали проверку соблюдения прав несовершеннолетних, в том числе при проведении административного расследования.


https://www.rosbalt.ru/russia/2020/09/07/1862262.html

121

Ответ ReMorte в «На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника» 

В моей школе закончилось всё более трагично. Уже класс был седьмой, парня звали Евгений, до этого особо не выделялся, полная семья, с деньгами вроде всё неплохо, отец на нефтяном заводе тогда работал, мать на рынке торговала шмотками. А тут прямо с сентября началось его противостояние с учительницей математики. Посыл матом был самым простым, были стулья и учебники брошенные в учительницу, рукоприкладство, песни пел на её уроках, ссал в горшки с цветами. Концом их противостояния стал удар ножом, повезло в плечо. Но ему тогда было мало лет, отделался учётом в ПДН. Учительница сменила школу. Дальше лучше не стало, у него появились единомышленники, немного правда, всего трое. Мы сами росли шпаной, район не самый интеллегентный был, но многое и для нас с друзьями было зашквар. Били его, было такое, за котов сожженных, и щенков замученных. Девчонок доставал, и за это били. Потом у него была коррекционная школа, срок за изнасилование по малолетке, срок по 228 уже в совершенолетнем возрасте, и как итог жизни самоубийство, 23 года было ему, прыгнул с восьмого этажа. Прыгнул после того как под наркотой изнасиловал свою малолетнюю(9 или 10 лет, не помню точно) сестру. Совесть? Не знаю, может быть.

75

Go over my head - Фраза дня

Всем привет! Сегодняшняя фраза – Go over my head.


Используем, чтобы сказать, что мы чего-то не поняли или неправильно поняли ситуацию.


Возможный перевод: я не понял, это прошло мимо меня, это выше моего понимания, не смог разобраться.


Примеры:


🔸A: Did you understand what happened? – ты понял, что произошло?

B: To be honest, it went straight over my head. – честно говоря, я ничего не понял.


🔸That lesson went over my head. Did you understand it? - Этот урок был выше моего понимания. А ты его понял?


🔸The explanation went completely over my head. — Это объяснение было выше моего понимания. / Из объяснения я совсем ничего не понял.


🔸All this talk about philosophy went right over my head. – Я совсем не понял все эти разговоры о философии.


На видео носитель языка объясняет эту фразу.


Если понравилось, ставьте плюс и подписывайтесь! Будет еще много чего интересного.


Если хотите отработать эту фразу, пишите свои примеры в комментариях.


Всем продуктивного дня и отличного начала недели!

6850

Ответ на пост «На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника» 

В первом классе у младшей такой же "подарочек" нарисовался. Со слов маман- просто активный малчик. Активничал ребеночек по всякому: и визгами-катаниями по полу на уроках и попытками демонстрации разных частей своего тела и выцарапыванием-рисованием чем ни попадя всякого на партах\стенах\полу. В общем, ну оченно активный мальчонка. Полгода родители одноклассников были не особо в курсе ( в локальных стычках вопросы решались кулуарно). Еще полгода пытались обезопасить детей своими силами, попутно взывая к разуму родителей малолетнего хулигана ( а детка борзела с каждым днем и все чаще распускала лапки). Родители то упрекали весь класс в бессердечии, то грозились всех засудить за буллинг. Учительница сообщила, что уговорами и силой воли хулигана убрать из школы не могут. Первый класс закончили.

В августе, перед вторым годом на родительском собрании почти единогласно подписали бумажку, что жаждем воочию лицезреть процесс обучения (точну формулировку не помню)-администрация школы "пошла навстречу"- в классе поставили камеру. Родительница предоставила все справки, что детка психиццки почти нормальная, просто ну очень активная и посему подлежит инклюзии. Учительница честно предупредила, что безопасность и здоровье детей в этом году на первом месте и все дружно подписали бумажки на любые манипуляции в рамках закона и прочего на благо сохранения того здоровья. Так же еще раз расписались за устав школы. Все расписались.

В сентябре детка, "возмудевшая и похужавшая", продолжила свои "шалости". НО. На любое нарушение дисциплины педагоги действовали в строгом соответствии с законом\уставом школы. Срывает урок? Докладная-зам по воспитательной работе-маму в школу на беседу. Выскочило из класса и с гиканьем носится по коридору? Докладная-зама по воспитательной работе-маму с работы-рекомендации походов к специалистам. Обоссало угол рекреации? Докладная-зама по воспитательной работе-маму с работы-акт об ущербе. Тронуло хоть кого то- тот же маршрут+ медик, опционально поездка в травму на снятие побоев (было несколько раз). Повредила детка мебель или чью то вещь? Схема та же. На ВСЕ косяки- килограмм бумажек. Маменька "шалуна" уже судами не грозила, а плакала и просила понять. Мы понимали, но хотелось из школы встречать своих детей целыми и со всем "имуществом", желательно с кусочками знаний в черепушке, а не зашуганых бесенят, которые не всегда понимали, почему "ему можно бегать, а нам нет". Да и программа школьная стопорилась из-за того, что педагоги, согласно своим правилам и уставу, не имеют права позволять ученикам в одиночестве бороздить школьные просторы в течении урока. Поэтому пока прибежит зам, пока педагог успокоит класс-пока все опять вернутся в процесс обучения- звонок. Мы писали письма и администрации школы и выше на предмет " вася парень неплохой, только ссытся и глухой", в смысле- примите меры, наши "дитачки" хотят учиться, а не цирк одного героя смотреть, подвергаясь моральным и физиццким травмам.

К декабрю на "активного детеныша" было более 10(!) актов о порче школьного имущества, 3 заявления о побоях, пачка докладных от представителей школы ( от охранника, которого чадо оскорбляло регулярно и нецензурно, до педагога по истории, на которую "детко" вылил стакан компота в столовой). Так же маменьке намекнули, что дружно пойдем в суд за возмещением испорченной одежды ( маркер на белых девчачьих блузках, изрезанные и порванные школьные принадлежности от пеналов до физкультурной формы и прочие вроде бы мелочи, но в сумме весьма и весьма). Опеке тоже передали привет. Маман забегала по врачам для установления дитачке очередного инклюзива.

Апофигеем стал случай на уроке физкультуры. Дети на улице, ковыляют на лыжах по кругу. По углам стратегически расставлены мамы-бабушки ( попросили кто может присутствовать, переодевать помогать, лыжи цеплять и на уроке поднимать упадающих). Рядом по большому кругу на дорожках бегает секция спортивная. Что у этого детеныша в голове стрельнуло-хз. Но по рассказам очевидцев, увидев, как одна девочка упала, этот малчик (на лыжне ехал следующим за ней) бросился к ней и с визгом стал тыкать лыжной палкой, пытаясь попасть в лицо. Хорошо, что на девочке был пуховик и рядом были люди. Оттащить смогли только вдвоем ( одна из мам и подросток из секции). У девочки порван пуховик, сломана 1 лыжа, вывих голеностопа ( он своей лыжей ей ногу прижал), ссадины и порез на кисти (закрывала лицо руками) и шок. Со слов мамы, которая оттаскивала "от как демон какой то стал, за секунду напрыгнул и быстро быстро стал палками в нее бить".

Естессно тут же 03,02, родителей, администрацию, всю королевскую конницу. Девочка просидела дома месяц и еще пару месяцев посещала психолога. По суду там 100+к родители девочки хотели, сколько уж из них получили хз. Мальчика увезли с мамой на скорой с "нервным срывом под вопросом" и с больничного он уже вышел на домашнее обучение. Физручке вроде только что то типа выговора было, т.к. масса свидетелей и тонна бумажек, что ребенок и до этого был не але.

ЗЫ за запятые и неграмотность- извините, пожалуйста.

UPD:

Уточнила сегодня у учительницы:

1 На момент происшествия с девочкой мама ребенка уже подготовила документы на перевод на домашнее обучение, но сам перевод осуществили бы после НГ каникул.

2 Диагноз таки нашли, ребенок не просто "очень активный" а вполне себе "запущеный СДВГ и там еще всякое"(с) ( не уверена в точности формулировки)

3 Сейчас ребенок повторно во втором классе, т.к."программу 3 класса совершенно не потянул, летом с ним почти не занимались" (с), коррекция и медикаменты помогли, но ребенка почти полгода мотали по врачам и больницам, да и в целом "в плане учебы мальчик слабенький"(с)

4 Мама кается, что запустила детку, но особого рвения в коррекции не проявляет.

Показать полностью
7323

На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника

Директор школы №21 в Южно-Сахалинске уволился после проверки департамента образования, сообщили РИА Новости в пресс-службе мэрии города. В начале сентября ученики этой школы вышли на пикет против обижавшего их третьеклассника.

На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника Школа, Новости, Образование, Южно-Сахалинск, Негатив, Пикет, Школьники

В мэрии пояснили, что проверка выявила ряд нарушений в организации профилактической работы с ребенком и его семьей. С 15 сентября директор ушел в отпуск с последующим увольнением.

3 сентября третьеклассники школы №21 и их родители вышли на пикет с плакатами «Мне страшно ходить в школу», «Я тоже имею право спокойно учиться». Они требовали перевести их одноклассника Васю на домашнее обучение. По их словам, Вася не первый год задирает школьников, показывает им половые органы, кидается камнями и грязью и срывает уроки. После пикета в школу проверила полиция, а третьеклассника перевели на заочное обучение.

https://tvrain.ru/news/na_sahaline_uvolilsja_direktor_shkoly...

На Сахалине уволился директор школы, где ученики вышли на пикет против третьеклассника Школа, Новости, Образование, Южно-Сахалинск, Негатив, Пикет, Школьники

Простите не удержался)

40

Продолжение поста «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» 

У меня вопросы к юристам в системе образования или к сотрудникам Рособрнадзора. Очень нужно мнение специалистов.


Ситуация такая: моя дочь является ученицей школы при Посольстве РФ во Франции, но не числится в этом году ни на одной из форм обучения. В этом году ей сдавать ОГЭ, но для получения допуска к экзамену школа вынуждает нас написать заявление на отчисление.


Как так получилось? Зачислена в школу она была в 1 классе на очно-заочную форму на основании моего заявления и приказом Посла. После этого мы ежегодно подписывали со школой лишь договоры на оказание образовательных услуг (обучение было платное) - подчеркиваю не писали больше ни одного заявления на зачисление.


В этом году платное обучение стало невозможным поправками к закону об образовании, и Посольство просто упразднило очно-заочную форму. Единицы с нее взяли на очную форму, еще немного учащихся - на заочную, но более сотни детей - и моя дочь в том числе - остались в "нигде".

И так как формально мою дочь (а также еще более сотни детей в аналогичном положении) не могут отчислить за неуспеваемость, какие-либо нарушения и пр, её и остальных просто не зачислили ни на одну форму обучения.


То есть она приписана к школе, но не числится ни на одной из форм обучения. И поэтому не имеет права приходить на занятия, получать учебники, проходить итоговую аттестацию и пр.

Школа говорит, что без положительно сданной аттестации за 9 класс у нее не будет допуска к ОГЭ. А к аттестации ее не допустят пока мы в "нигде".

Вопрос 1: это правда так?


Вопрос 2: легально ли то, что ребенок приписан к школе, но его статус не ясен и скоро уже будет месяц, как он не допущен к занятиям и не будет по этой причине допущен к ОГЭ?



В школе говорят, что если мы хотим сдать ОГЭ, то нужно писать заявление с просьбой отчислить из школы с переходом на экстернат - это единственный вариант.

Да, для школы это действительно будет выход: более сотни "мертвых душ" - детей не числящихся ни на одной форме, но являющимися ее учениками, исчезнут с баланса.

Но мне то в этом нет никакого интереса! От школы и так не добьешься информации, а уж если ты на экстернате, у школы перед всякие обязательства вообще пропадают.



В октябре школу будет проверять Рособрнадзор. Чувствую, к проверке нас, "лишних", "мертвые души", рассчитывают выпихнуть с баланса школы ((.



Если описала не очень понятно, более подробно о положении учеников в нашей школе можно почитать в посте "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен".

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен


Очень рассчитываю на ваше компетентное мнение.

Показать полностью
273

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий

Гёте не зря писал: «Война, торговля и пиратство — Три вида сущности одной». Стимулом к географическим открытиям часто была не тяга к познанию, а жажда наживы. Но какие «школьные» заблуждения про эпоху Великих географических открытий и мировую торговлю того времени оставили у нас школьные учебники?

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

1. Колумб своим путешествием хотел доказать, что Земля круглая


О том, что Земля круглая, европейцы знали и раньше. Экспертный совет при португальском дворе, куда Колумб неоднократно обращался, отказывал ему в финансировании экспедиции не потому, что считал Землю плоской. Он считал, что Азия близко.

В Лиссабоне были уверены: генуэзец сильно ошибается в своих расчётах — до Китая и Японии расстояние намного больше. И были правы!

При этом на всякий случай португальцы дважды посылали корабли на Запад, чтобы проверить гипотезу Колумба. Безуспешно. И ещё один раз — постфактум, когда узнали, что он всё же достиг каких-то земель. С тем же результатом — Азии на Западе не было.


2. Первое кругосветное путешествие совершил Магеллан


Если спросить — кто совершил первую кругосветку — большинство людей назовёт Фернана Магеллана. Однако этот капитан не успел закончить своё путешествие и погиб ещё на Филиппинах. Экспедицию возглавил Хуан Себастьян Элькано, который и доплыл до Испании на оставшемся корабле «Виктория». Привезённые 26 тонн гвоздики окупили все затраты на экспедицию.

Но, строго говоря, первым человеком, который совершил кругосветное путешествие, был не он. На исторический приз в этой номинации претендует раб Магеллана по имени Энрике, который был родом из Малакки.

И вообще, эта кругосветка была незапланированной. Фернан Магеллан собирался достичь Островов пряностей, которые — как он считал — находились в сфере владений Испании согласно Тордесильясскому договору.

Затем путешественник собирался вернуться в Испанию в обратном направлении, через Тихий Океан, не покидая испанской половины Земного шара.


3. Караваны верблюдов перевозили товары из Китая по Великому Шёлковому пути


Ни в древности, ни в Средневековье этот маршрут так не называли. Термин «Великий Шёлковый путь» ввёл немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в конце XIX века. Название прижилось и вошло в учебники.


4. Португальцы доплыли до Индии, поэтому Колумб отправился на Запад


Так нередко считают, хотя в учебниках правильно указана иная последовательность событий.

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

Христофор Колумб открыл в Америку в 1492 году (впрочем, думая, что он достиг Индии), а Васко да Гама обогнул Африку и приплыл в Индию только в 1498 году.

Кроме того, ещё один путешественник — Джон Кэбот (Джованни Кабото) — открыл остров Ньюфаундленд в Северной Америке в 1497 году. Как и Колумб, он был генуэзцем.

Так что Америку открыли итальянцы.


5. Перец, который привозили в Европу, был на вес золота


Перец стоил заметно дешевле не только золота, но и серебра. В XV–XVI веках перец в Европе был, конечно, товар импортный и престижный, но своего рода «ширпотреб». Уровнем выше стояла корица, которую привозили из Шри-Ланки.

Ну а пряностями «премиум-класса» были гвоздика и мускат, а также мацис (мускатный цвет), которые в то время произрастали только на далёких Островах пряностей. Ныне они известны как Молуккские. Для этих растений нужно было сочетание тёплого климата и вулканических почв. И лишь много позже европейцы вывезли эти культуры и стали выращивать их в других подходящих для этого местах — на вулканических островах Индийского океана и Вест-Индии.


6. Испанцы вывозили из Америки в основном золото


Золота было сравнительно много вначале, среди трофеев империй ацтеков и майя, завоёванных конкистадорами. Но в целом подавляющую массу драгоценных металлов, вывезенных испанцами из американских колоний, составило не золото, а серебро. И это было результатом работы серебряных рудников в Потоси (в современной Боливии), а затем и в Сакатекас (в Мексике).

По официальным данным того времени, в период 1500-го по 1650 год из Нового света в Испанию доставили более 16 тысяч тонн серебра и более 180 тонн золота. То есть серебра было больше на два порядка в абсолютном — и на порядок в стоимостном выражении.

Испанское серебро и внесло основной вклад в «революцию цен» в Старом свете в XVI веке. Что, в частности, повлекло за собой кризис экономики и упадок армии Османской империи.

Отчеканенный из добытого в колониях серебра «испанский доллар» номиналом восемь реалов стал фактически мировой валютой. «Пиастры! Пиастры!» — именно про них кричал попугай знаменитого пирата из «Острова сокровищ». И до 1857 года этот «испанский доллар» был законным платёжным средством в США.

Добыча же американского золота приобрела большие масштабы лишь в португальской Бразилии в XVIII веке.


7. Европейцы приплыли в Азию и поставили торговлю под свой контроль


Даже после Великих географических открытий торговля Азии с Европой была величиной несущественной. Тонким ручейком на фоне огромных полноводных рек торговли между азиатскими странами.

Европейцы не смогли поставить под свой контроль даже «стратегические товары» — пряности и серебро. Так, на долю европейцев никогда не приходилось более 10% торговли перцем.

7 «школьных» заблуждений об эпохе великих географических открытий История, Мифы, Америка, Колумб, Школа, Образование, Открытие, География, Европа, Длиннопост

Фрагмент голландской карты Китая начала XVII века


Исторически Китай был главным покупателем серебра. И китайские торговцы доминировали на «серебряном» рынке, ввозя этот металл. Причём там было не только американское серебро, шедшее через Филиппины. Ещё одним крупнейшим производителем этого металла в XVI–XVII веках была Япония. На её долю приходилось до трети мировой добычи!

Япония массово закупала в Китае фарфор и шёлк. В 1550–1638 годах закупки шёлковых тканей обошлись ей в три тысячи тонн серебра. Всё это даёт нам несколько иные представления о Японии эпохи Сэнгоку дзидай — периода длительных гражданских войн, которые закончились лишь в 1603 году. То есть никакого упадка (из-за непрекращающихся конфликтов) экономика страны восходящего солнца не испытывала.

Но японская серебряная река заметно пересохла в последние пятнадцать лет XVII века. Причиной стало истощение рудников, а также падение спроса на китайский фарфор, вызванное созданием этой отрасли на островах и развитие в Японии местного шелководства.

Японцы сумели успешно провести госпрограмму импортозамещения ещё в XVII веке!


Наш мир был намного сложнее, чем его представляют школьные учебники. Он никогда не был полностью изолированным и замкнутым. И далеко не всегда вращался вокруг Европы.


Михаил Поликарпов


warhead.su

Также см. по теме: Загадка Писарро: как 168 конкистадоров подчинили себе империю инков

Показать полностью 2
10502

Обидеть писателя может каждый

В далеком 2003-м на уроке краеведения нас попросили написать небольшой рассказ о том, как будет выглядеть наш город в XXI веке. Практически все одноклассники в красках описали процветающий город будущего. Я же, находясь под впечатлением после только что вышедшего третьего "Терминатора", написал рассказ в духе постапокалиптики, где в городе царили нищета и разруха.

В итоге меня вызвали к школьному психологу, и сказали, что я так мыслить не должен.

1058

Задача про фермера по математике

Пока карантин учитель дал всем в классе задание пройти математический конкурс, который проводит факультет математики местного универа.


Чтоб было проще проверять я для себя прорешал задачки. Благо 5-ый класс я еще могу осилить :-)  


Заинтересовала вот эта задача:

Задача про фермера по математике Математика, Дети, Задача, Решение, Школа, Просто, Олимпиада, Ответ

Заинтересовала тем, что я ее решил составив систему уравнений с двумя неизвестными.

{  3м+2г=90
{  5м+4г=160

Уравнения не сложные. Решить легко. Одно неизвестное выразил из второго, подставил , посчитал, подставил обратно - готово. Мешок моркови = 20 кг, гороха = 15 кг.

3*20+2*15+10=100 кг

НО они в 5-м классе еще НЕ проходили уравнения с двумя неизвестными.


Думаю нафига такое давать детям, придется опять за учителя работать, объяснить суть таких уравнений, чтобы у нее получилось решить.


Открыл задание на этой задаче, позвал дочь и говорю вот попробуй решить задачку, а я пока в душ схожу. Потом выйду объясню.

Возвращаюсь через 5 минут, а дочка говорит что решила. Дает ответ 100 кг. - правильно, у меня также получилось.


Удивляюсь. Не ожидал. Думал она составит эти уравнения и дальше дело у нее не пойдет, а тут правильный ответ. Я ее дольше решал.


Спрашиваю: "Когда вы системы уравнений успели пройти?" - она вообще не в курсе что это такое :)  и показывает решение. А там все до гениального просто. Нужно только быть внимательным при прочтении условия задачи.

В условии пункт "А). 3 мешка моркови и 2 куля гороха весят столько же, сколько 9 мешков картофеля".  Потом говорится, что "Один мешок картошки весит 10 килограмм"

И сам вопрос "Сколько килограмм вместе весят 3 мешка моркови, 2 куля гороха и 1 мешок картошки?"


У меня в голове сразу уравнения начали складываться, а не затуманенный этой белибердой детский мозг увидел, что там все проще простого.


Дочь говорит: "Смотри в пункте А) сказано все тоже самое, что и нужно узнать, только + еще 1 мешок картошки, который тоже  дано сколько весит" .


ВСЕ, для решения задачи данные пункта Б) даже не нужны


1 мешок картошки = 10 кг. по условию, а 3 мешка моркови и 2 гороха весят как 9 мешков картошки = 90 кг. опять таки по условию пункта А).


Ответ: 90+10=100 кг.

Просто и гениально.

Сказал что будет свой вариант решения писать, а не эти непонятные уравнения.

Показать полностью
7201

Я не знаю своих детей..

Старший сын (5 класс) начал часто задерживаться после уроков в октябре. Окончание занятий в 13,домой приходит в 15. По субботам 4 урока, приходит домой как с 6 уроков. Постоянно у него было алиби—контрольные, уборки и дежурства.

Сегодня узнали правду. В классе у мальчика умерла мама от рака.Отца нет. Воспитывает бабушка за 70 лет его и брата младшего.

И вот эти "тимуровцы" решили на своём слёте взять шефство над семьёй. Создали график дежурств по двое на уборку в день и пробег по магазинам за покупками.

Дочь набрала пакет мягких игрушек для младшего.

Откуда это у них?

1943

Сложный выбор

Подрабатываю репетитором.

Обещал вчера историю про хорошего человека. Вот она.

Я обычно не имею привычки лезть к другим людям в душу и личную жизнь вообще - так у меня и с друзьями-родными и с малознакомыми людьми. Нужна помощь - замечу, а выспрашивать тонкие подробности не люблю.

Вот эта история - один из случаев, когда я нарушил свое правило и влез в чужую жизнь. Было это так.

Ко мне за несколько месяцев до экзаменов ко мне начала ходить на занятия 9-классница из одной достаточно неблагополучной школы нашего города. В этой школе действительно опасно было оставлять в раздевалках что-то ценное, много гопоты, учитель математики и одновременно библиотекарь - вот как-то так. Просто приведу для ясности картины пример диалога этой девочки с учителем физики.

-Натальиванна, а почему здесь ускорение направлено вправо?
-Маша, ну какая ты умная!

Да, это весь диалог. Ответа Маша не получила. Очень осмысленная беседа.

В общем, Маше нравилась физика и она ее долбала сама. А ближе к экзамену стала сомневаться в своих силах и решила все же сходить на несколько занятий к репетитору.

В общем, через несколько недель занятий я спросил ее о дальнейших планах. Неожиданно узнал, что она собирается уходить в техникум после девятого класса и ей физика нужна просто для "для души". За эти несколько недель я узнал ее, как достаточно сильную ученицу, которая одна, без какой-то поддержки, смогла освоить предмет (и в дальнейшем с небольшой моей помощью сдать физику на отлично). В общем, я удивился и спросил о причине такого решения. А причина была проста - родители. Плохая школа, угловатая закомплексованная девочка - все это почему-то привело их к мысли, что нужно забирать "тупую дочь" из школы и нехай профессию получает.

Понимаете, я каждый день вдалбливаю в головы лентяев, бездарей и неучей материал, который любой идиот бы уже запомнил просто ради того, чтобы от него уже отстали. И им родители готовы платить за хорошие оценки, покупать дорогущие гаджеты, оплачивать репетиторов, доп. курсы, ВУЗ - лишь бы ребенок имел шанс выбиться в люди. А здесь, блин, девочка САМА тянется семимильными шагами к знаниям - и на тебе! "Ты тупая, пойдешь в техникум!"

В общем, я сделал то, что учителя, вообще говоря, делать не должны. Я влез в чужую жизнь, в жизнь ученика. Сначала я, чтобы совсем убедиться, протащил девочку по основным тестам и задачам по физике - она их все написала очень успешно. Затем начал Машу убеждать, что ее мозги могут сделать ей хорошее будущее и что нельзя отказываться от вещей, которые нравятся, ибо это скорее всего обернется вечной каторгой на работе вместо вечного удовольствия. Маша задумалась. Позвонил несколько раз с родителями, в красках расписал потенциал дочери. В общем, через неделю после ОГЭ она сказала, что остается в 10 классе.

Потенциал у нее был действительно высокий - с чрезмерно слабым учителем она на две головы обогнала свой класс и неплохо выступила на нескольких местных олимпиадах. Я успокоился и понял, что повлиял на решение не зря.

Мораль проста - нужно уметь видеть в детях личности. Насколько я понял, родителям в принципе было без разницы - школа, техникум. Ходит куда-то и ладно. А, может, просто очень занятые. Не мне судить.

Дорогие родители, помните. Ваша задача - научить детей управлять лодкой их жизни, дать им штурвал в руки и со временем все меньше и меньше вмешиваться в плавание. Ну, ткнется пару раз в кусты, посидит на мели, перевернется разок. Но это их путь. И они должны научиться двигаться по нему. 


Самое забавное, что сейчас у меня с одним мальчиком ровно обратная ситуация - ему бы в техникум, но родители не согласно, чтобы чадо было без ВО. Если интересно, потом расскажу.


P.S. Оговорюсь - я ничего не имею против техникумов. Но, имхо, теоретик должен работать головой, а практик - руками. И незачем это смешивать. Каждому свое.


P.P.S. Тут мне очень неожиданным образом награду дали - 1000 подписчиков! Друзья, спасибо, что читаете мои сумбурные истории!

Показать полностью
29

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

Почему маленькие дети считают красивых людей добрыми и как формируется привязанность. Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими. Как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Социальное научение — ситуация, когда мы учимся решать проблемы, наблюдая за тем, как это делают другие. Но более важен другой вариант, когда один человек учит другого, как правильно что-то делать. Это можно наблюдать даже в младенчестве по отношению к самым разным вещам. Хотя нам кажется, что социальное научение — это очень позднее приобретение, не так часто встречающееся в обычной жизни, последние данные указывают на то, что определенная форма этого процесса существенна для человека вне зависимости от возраста или культуры.

Можно ли научиться представлять эмоции

Процесс социального научения присутствует и в эмоциональном развитии, когда с возрастом человек начинает пользоваться новыми формами эмоциональных явлений. У младенцев мы фиксируем очень простые и одновременно ключевые эмоциональные проявления, связанные с позитивным и негативным отношением к происходящим событиям и с предсказуемостью ожидания. Эти явления, близкие к физиологическим процессам, общие для людей из разных культур, роднят нас с эволюционными предками и одинаково представлены у взрослых и детей разного возраста.

Со временем ребенок начинает демонстрировать значительно более сложные формы эмоциональных явлений: печаль или гнев, а не просто негативное эмоциональное состояние, гордость или радость, а не просто положительная эмоция. Эти эмоциональные состояния культурно насыщены, за ними стоит последовательность социальных действий, и они выходят за пределы текущей ситуации. Например, мы не можем говорить о гордости, если не подразумевали постановку цели.

От эмоций к ценностям

Чем старше становится ребенок, тем более сложные и более социально оформленные варианты эмоциональных явлений он испытывает. Дошкольники осваивают чувства, а подростки — такие сложные формы эмоций как ценности. Они могут полностью отделиться от физиологического компонента, но продолжают сохранять ключевую функцию эмоций, помогают определять, куда мы двигаемся. Развитие эмоций позволяет человеку регулировать свою жизнь и получать большую свободу в управлении ею.

Эмоциональная информация

У старших дошкольников появляется возможность внеситуативно сохранять эмоциональную информацию о смысле событий. Они учатся разделять кажущиеся близкими эмоциональные характеристики, такие как «красивый человек» и «добрый человек».

В начале дошкольного возраста ребенку трудно принять, что тот, кто выглядит симпатично и улыбается, может иметь плохие намерения. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает эмоциональные механизмы, которые позволяют различать такие оценки и принимать решения осмотрительно, на основе опыта. Если человек вел себя по отношению к ребенку негативно, то он в меньшей мере поверит его текущим эмоциональным высказываниям. Но если, как в сказке о Красавице и Чудовище, большой и страшный зверь поступает по-доброму, заботливо, то разумно и правильно доверять ему и относиться к нему хорошо.

Как отделять поступки от эмоций

Чтобы ориентироваться на существенное, например на поступки человека, а не на непосредственное и внешнее в его поведении или на пользу мытья рук, а не на необходимость отвлечься ради этого от игры, ребенок должен сохранять эмоциональный опыт предыдущих событий, даже когда сами эти события прошли. Даже если опыт противоречит тому, что происходит здесь и сейчас. Этот человек улыбается, и его нужно оценивать как хорошего, но через небольшое время тот же человек поступает плохо. Сейчас идти чистить зубы не хочется, но вчера, когда почистил, было приятное ощущение свежести. Если сохранить в памяти события и последствия, то можно сопоставлять их и делать вывод о более существенной информации: обычно этот человек плохой или хороший, заботится он обо мне или, наоборот, опасен. Можно вести себя более внеситуативно, лучше понимать себя и помогать себе принимать решения, наиболее полно отвечающие своей собственной мотивации.

Например, ребенок понимает, что мама его любит, но при этом может его ругать. Если он в состоянии помнить чувства, то ребенок сердится, но помнит, что мама его любит и он любит маму, то есть мир не рухнул. Пока у ребенка нет механизма, сохраняющего эмоциональную информацию, каждую секунду мир будет меняться, а отношение к другим людям будет ситуативным. Например, испытывая голод, малыш будет считать, что еда — хорошая вещь, но, даже слегка насытившись, подумает, что еда — это плохо и она не стоит того, чтобы отказаться от прогулки, не отдавая себе отчета в том, что через полчаса прогулка станет не в радость из-за того, что он проголодается.

Эмоциональные конструкции нужны, чтобы принимать решения. Чем они более аналитично устроены, тем они полезнее, тем более эффективные решения они помогают принять.

Как младенцы учатся понимать свои эмоции

На каждом из возрастных этапов свои возможности по переработке эмоциональной информации. Большинство психологов развития сходятся в том, что на самом старте жизни эмоциональная оценка событий очень простая: хорошее или плохое, ожидал или не ожидал — это предзаданная форма оценки мира. Когда мы становимся самостоятельными, решения нужно принимать на более серьезной основе. Младенцам сложно проанализировать, что означает их плохое эмоциональное состояние. Ребенок испытывает негатив или позитив, но ему нужны инструменты, чтобы это интерпретировать и соотнести свои чувства с событиями, которые портят или улучшают настроение.

По предположению Д. Герегей (G. Geregely) и Ц. Унока (Z. Unoka), источником такой информации становится близкий ухаживающий взрослый, например мама. Она, реагируя на эмоциональные проявления младенца, зеркалит их, то есть отображает мимически и голосом их более точное значение. Такое повторение сопровождается интерпретирующими комментариями: «Ты так плачешь, потому что устал!» Чем больше мама стремится соответствовать контексту, реальным обстоятельствам, типичному поведению ребенка в таких обстоятельствах, тем точнее получается интерпретация. Ребенок запоминает эту информацию.

Поведение мамы — это якорь для неоформленных эмоций. Впоследствии в похожей ситуации их можно будет понимать, а значит, предсказывать дальнейшее и вести себя определенным образом, чтобы справиться с ситуацией. Если я чувствую себя вот таким определенным образом, это значит, что я устал, нужно найти комфортные условия и отдохнуть. А другое состояние, пусть тоже неприятное, но означает другое: я голоден — нужно найти пищу, например, или я заскучал — нужно что-то интересное. Практически одинаково негативные состояния начинают переживаться и даже выражаться по-разному, что позволяет точнее решать жизненные задачи. Внимательные родители замечают, насколько по-разному звучит плач новорожденного, четырехмесячного и годовалого малыша: появляется все больше форм, и их смысл становится доступнее для партнера по общению.

Социально-референтная оценка

В возрастном развитии эмоций есть феномен, который называется социально-референтной оценкой. Это ситуация, когда событие, которое должно вызывать у ребенка одну эмоцию, при определенной интерпретации этого события мамой вызывает совершенно другие чувства.

В экспериментах Элеанор Гибсон использовался стол из прозрачного материала, под которым с помощью свисающего клетчатого материала был явно обозначен обрыв. Девятимесячный ребенок подползал к краю «обрыва» и начинал ощупывать стекло, не решаясь ползти дальше. Исследователи развития эмоций попросили в такой ситуации стоящую с другой стороны стола маму звать ребенка, улыбаться, говорить, что все нормально. Оказалось, что большинство детей решаются переползти через «обрыв» в этом случае.

Когда этот феномен заметили впервые, он вызвал много дополнительных исследований, где авторы варьировали условия: будет ли мама использовать только голос или добавит улыбку, будет ли такой эффект, если пытаться представить страшной безопасную ситуацию. Оказалось, что маме проще вызвать опасения по отношению к чему-либо нестрашному, чем наоборот, и в этом проявляется осторожность нашей психики. Но главное, что в целом такое возможно при смене положительного на отрицательное и наоборот: ребенок видит проявление эмоции мамы по отношению к объекту и начинает вести себя с ним в соответствии с этой эмоцией, хотя до маминой реакции относился к этому объекту совершенно по-другому.

Эмоциональная привязанность

Мы (Kotova, Yudina, 2014) провели исследование, в котором посмотрели, в какой мере этот феномен — способность младенцев полагаться на эмоции мамы — будет представлен у ребят с разным типом привязанности. Привязанность — это важный элемент младенческого развития, характеристика эмоциональных отношений между ребенком и близким ухаживающим взрослым. Она указывает на доверие ребенка к миру, которое сформировано, если ребенок убежден, что мама будет всегда рядом, а значит, он сможет справиться с любой трудной ситуацией. Формирование привязанности завершается в возрасте от девяти месяцев до года с небольшим.

Дети с ненадежной привязанностью, лишенные ощущения, что мама поможет в любой ситуации, часто формируют зависимое поведение во взрослом возрасте. Ненадежная привязанность коррелирует с агрессивным поведением у мальчиков в школьном возрасте, а во взрослом возрасте — с трудностями в совладании со стрессом.

Как формируется привязанность

Существуют данные, что к формированию надежной привязанности приводит определенный характер поведения мамы. Он связан с ее готовностью согласованно реагировать на эмоции ребенка. Если мама принимает решение, ориентируясь на эмоции ребенка, то вероятность формирования надежной привязанности значительно выше, чем если не придает этому значения или реагирует несогласованно, то чрезмерно придавая значение некоторым проявлениям, то пропуская их.

Часто можно слышать от некоторых родителей, что к плачущему в кроватке ребенку лучше не подходить, иначе он привыкнет постоянно находиться на руках. Иногда родители теряются в ситуации, когда ребенок проявляет резкие негативные эмоции в присутствии других людей. В этом случае родители не доверяют своей реакции на переживания ребенка, а пытаются следовать множественным, подчас молчаливым советам со стороны.

Мама для эмоций младенца выступает как зеркало, позволяющее ребенку интерпретировать, что происходит. Если зеркало, в которое вы смотритесь, будет отражать еще кого-нибудь и искажаться, то шансы увидеть в нем свои эмоциональные проявления очень малы. Через некоторое время вы перестанете доверять этому зеркалу и потеряете надежду разобраться в клубке эмоций, который внутри вас происходит, он перестанет быть сигналом к чему-либо, а значит, прогнозировать последствия для себя тех или иных событий и собственных выборов можно будет лишь на ситуативных, изменчивых, несущественных основаниях.

Как привязанность влияет на восприятие эмоций

Мы сравнили связь привязанности с социально-референтной оценкой и увидели, что ребята с надежной привязанностью доверяют эмоциям матери. В исследовании мамы показывали милую плюшевую игрушку, новую и незнакомую для ребенка, и говорили, что она плохая и опасная. Дети сначала были немного растеряны, но, когда игрушка оказывалась у них в руках, повторяли эмоцию матери. Ребята с ненадежной привязанностью показывали эмоцию, привычную для этой игрушки, а не то, что демонстрировала мама.

Кажется, что дети с надежной привязанностью удивительно наивные и доверчивые, готовые принимать слова мамы на веру. Но интерпретация фактов такова, что ребята с надежной привязанностью знают: на эмоциональные реакции мамы можно полагаться, они соответствуют чему-то в объективном мире. Мама лучше предсказывает твои эмоциональные переживания, чем ты сам при первом столкновении с новым предметом.

Если мама в жизни повторяет и уточняет эмоции ребенка — радость или печаль, — ребенок понимает, что можно ориентироваться на маму, чтобы понимать себя самого. Это помогает принимать более эффективные решения в жизни, поскольку позволяет научиться сравнивать, анализировать и предсказывать свои эмоции, реакции на будущие события.

Ребенок с надежной привязанностью лучше определяет, кому из взрослых стоит доверять, а кому нет, потому что он умеет использовать собственные эмоции как сигналы более эффективно. В момент, когда он видит человека улыбающимся, ребенок помнит, какие эмоции у него были вчера и позавчера, и может это сопоставлять. А ребенок с ненадежной привязанностью своим эмоциям просто не доверяет, поэтому не считает нужным их сохранять. Так же и по отношению к событиям. Например, ощущения успеха от достижения цели в предыдущие моменты позволяют потерпеть досаду от неудачных попыток и найти в себе силы пробовать новые варианты решения проблемы.

Развитие эмоций у дошкольников

В дошкольном возрасте событие, которое дает точку для отсчета собственных эмоций, — это сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте важно не столько научиться понимать, что я чувствую здесь и сейчас, а сохранять чувства вопреки динамике актуальных эмоций. Находясь в квартире, чувствовать, что мне тепло, но знать, что я должен хорошо одеться, выходя на прогулку, ведь на улице минус двадцать. Хотеть добиться какой-то цели, а потому работать над ней, несмотря на то, что отвлекает. Сердиться на человека из-за какого-то поступка, но не переставать из-за этого любить его.

Большинство психологов знает выражение Выготского о том, что во время игры в доктора ребенок радуется как играющий и плачет как пациент. Это раздвоенность эмоционального фона: я плачу, как будто я пациент и мне больно, или радуюсь оттого, что состою в увлекательном деле. Это тренировка двухслойности нашего сознания, которая с легкостью переносится в состояние, когда я должен понимать, что хотя прямо сейчас я рассердился на друга за то, что он меня ударил, но он мой друг, он сделал это случайно и я когда-то делал что-то нечаянно, потому я потерплю и извиню его.

Таким образом, мы видим, что роль зеркала, в котором ребенок может увидеть свои чувства и разобраться в том, как они связаны с текущими эмоциями, событиями и отношениями с другими людьми, в дошкольном возрасте выполняют сюжеты игр, точнее, те социальные модели, которые в них заключены. В обоих возрастах — и в младенчестве, и в дошкольном возрасте — для того, чтобы освоить форму эмоций, позволяющую понимать себя и принимать решения в большем соответствии со своими собственными внеситуативными мотивами, необходим опыт согласованного взаимодействия с другими людьми по эмоционально значимым поводам, закрепленный во внешней, «знаковой» форме, будь то мимика, слова и действия мамы или роли, эмоции и действия партнера в игре.

Для подростка же таким зеркалом, необходимым для освоения ценностей, как формы эмоций, выступают многочисленные подростковые «разговоры» — как в виде книг, музыки, социально значимых действий, так и в виде обыкновенного обсуждения себя и других, которое постоянно присутствует в их межличностном общении.

Автор: Татьяна Котова кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований при Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС

Источник: postnauka.ru

Показать полностью
479

Письма: в Западной Европе сегрегация уже давно является нормой

Евгений, учитель математики, Великобритания:


"Я с большим удовольствием (если так можно сказать) посмотрел ваш фильм. Но вы видите только сравнение с самими собой и предшественниками, а я проживаю в западной Европе, где сегрегация уже давно является нормой и даёт свои плоды. Порядка 95% местной элиты закончили частные школы. Они эрудированы, разбираются в истории, математике и остальных науках на достаточно высоком уровне для того, чтобы понять происходящее вокруг них и направить «быдло» в нужном им направлении. Одним из самых важных аспектов данной системы является упрощение пропаганды до примитивной лжи. Людям просто врут, а они, в силу своего слабого образования, тупо верят. Они не задаются вопросами «Почему?», «Зачем?» и «Кому это может быть выгодно?». Для них всё уже разложено по полочкам.


Всеобщая толерантность похожа на паранойю: 1) Надо обязательно помогать бездомным — кого интересует, откуда они берутся? Но по радио сказали, что их нужно спасать. 2) Иммигранты забирают рабочие места — неважно, откуда берутся иммигранты кому это выгодно. 3) Весь Ближний Восток остро нуждается в нашем главном экспортном продукте — демократии 4) Говорить вслух о своей неприязни к представителям ЛГБТ (мне они действительно неприятны, но я ни в коем случае не призываю к насилию) нельзя под страхом ареста. Говорить о том, что толстый человек — толстый, нельзя. Называть девочек в школе для девочек девочками нельзя — это может оскорбить трансгендеров (официальный запрет). Я мог бы продолжить. 5) Девочка 13-ти лет, занимающая лидирующие позиции в классе, просит меня подождать и не давать новых условий задачи, так как ей надо достать калькулятор и поделить 25 пополам. И она не исключение, она правило. 6) Молодёжь в врзрасте 20-22 лет не знает, что такое Советский Союз. Вообще как понятие. Я не могу объяснить, где я родился. Но те, кто постарше, совершенно уверены в том, что жить стало в разы легче после его развала. «Вы же стали свободными!». Да, стали, но жрать стало нечего...


И ещё интересный факт: в большинстве высших учебных заведений не преподают высшую математику даже студентам компьютерных направлений, а у архитекторов нет физики. «Как?» - спросите вы. Просто нет. Пусть люди бегут за бугор, но на родине надо что-то делать. Мы скоро станем страной дебилов, как и Великобритания. Я здесь живу вот уже 13 лет и со всей ответственностью заявляю: за исключением правящих элит здесь все тупые как пробки. И это не генетическая особенность, а система образования. Я попробую предсказать следующий шаг наших реформаторов. Для того, чтобы продолжать оставаться у власти, надо ставить более серьёзные барьеры на пути к образованию. В Великобритании уже давно поняли, что просто денежного отсечения «быдла» мало. При поступлении в престижные школы проверяют досье родителей. Это не шутка. Если у вас есть деньги, но нет статуса в обществе, то в некоторые школы (в те, где учатся дети элиты) вы просто не попадёте."

------

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: