12

Учебное пособие для карманника

«Карманник» Робера Брессона (1959).


«Карманник» представляет собой вольную интерпретацию романа Достоевского «Преступление и наказание», где действие перенесено в Париж середины XX века, а убийство старушки-процентщицы заменено кражей бумажника. Интересно, что сам способ изменения основного сюжетного мотива романа находится в логике брессоновского подхода к кинематографу, который можно определить как изобразительную аскезу. Этот принцип напрямую связан с его задачей или, точнее, вопросом: возможно ли в кино божественное откровение, подобное тому, что происходит в храме? Или, говоря несколько иначе: может ли кино произвести богоявление?

Учебное пособие для карманника Что посмотреть, Черно-Белое кино, Классика, Философия, Брессон, Обзор фильмов, Видео, Длиннопост

Это побуждает Брессона к изобретению своей особой изобразительной манеры, постоянно демонстрирующей зрителю, что само изображение не имеет значения. Удовольствие от изобразительной стороны фильма затрудняет путь к неизобразимому, рождающемуся в таком литургическом соединении сюжета, текста, изображения и музыки, когда все они минимизированы настолько, что не мешают проявиться некоторому ритму, пульсации святости. И все это имеет непосредственное отношение к теме денег, столь важной для Брессона, чей последний фильм так и назывался — L’Argent («Деньги», 1983) — и стал своего рода апофеозом линии, намеченной в «Карманнике».


В эпизоде на вокзале, где смонтированы сцены краж, в которых участвует главный герой. Нам показывают ловкость и изобретательность воров. Каждый фрагмент — своеобразный аттракцион, в восприятии которого моральная оценка притупляется, а на первый план выходит восхищение зрелищем обмана, мошенничества, манипуляции. Этот эпизод выглядит как своеобразный фильм-в-фильме, где изобразительной аскезе, стремящейся к открытию трансценденции, противостоит чистое кинематографическое удовольствие, воплощенное в аттракционе кражи. Таким образом Брессон искусно переносит акцент с греха сюжетного (сама кража) на грех восприятия (удовольствие от созерцания кражи), неявно делая зрителя соучастником зрелища и… преступления.


Помимо сюжетной коллизии в «Карманнике» разыгрывается также и принципиальный кинематографический спор о том, где искать воздействие кинематографа, — в удовольствии от зрелища иллюзии и обмана (кража и манипуляция в кадре становятся синонимами самого кинематографа) или же в тех слабых импульсах, которые оказывают свой эффект вопреки этому удовольствию, в дополнение к нему, как неустранимое «нечто», в чем Брессон хотел бы видеть знаки божественного присутствия.

Учебное пособие для карманника Что посмотреть, Черно-Белое кино, Классика, Философия, Брессон, Обзор фильмов, Видео, Длиннопост

В «Карманнике», в котором сюжет о морали и вере реализуется через фильм о краже, через деньги, через фильм-в-фильме, где деньги (в моменты краж), переходя из рук в руки. Сами по себе они не обладают фотогенией (визуальной привлекательностью на экране), но через них мы оказываемся включенными в процессы, в мир действий, импульсов, рефлексов, в мир самых разнообразных сил, в которых экономика и мораль, экономика и вера оказываются неразрывны в том смысле, что изменение отношения к деньгам одновременно есть и момент этической и даже религиозной трансформации. На последнем как раз и настаивает Брессон. Процессуальность кражи и её киногении (фильмическая красота схваченная камерой) — не просто видимое движение, но трансформация отношений, остающихся за пределами видимости. Здесь удовольствие лишено объекта, оно — в сопричастности с миром преступления, или — если угодно — с желанием преступления. Практически на этом построен весь кинематограф Хичкока, где невольная сопричастность преступлению становится основной силой, захватывающей зрителя. И здесь важно отметить, что этот «зритель» — всегда коллективный в своем удовольствии, поскольку на уровне индивида он склонен осуждать обман и кражу, действия преступников и мелких нарушителей закона. На индивидуальном уровне зритель готов даже отрицать то удовольствие, которое испытывает, будучи коллективно включенным в зрелище мошенничества.

Люди не только разъединены деньгами (социально), но и объединены ими. Посредством денег все включены в систему долгов и обязательств, которые не только навязаны капитализмом, но и возникли потому, что деньги несут в себе неустранимый момент доверия и обещания. Люди доверяют купюрам, за которыми уже давно не стоит никакой золотой эквивалент, они доверяют банкам, которые разоряются и грабят, банки же дают кредиты, хотя многие их не возвращают. Плюс к этому и у самих банков денег нет — они в постоянном движении. Это движение важнее частных случаев краж и махинаций. Более того, сами эти махинации являются одним из движителей современной денежной системы.


Откуда возникает эта вера, которая оказывается материализована в деньгах? Может, вообще все, что мы считали умозрительными понятиями, такими как свобода, достоинство, равенство, справедливость и даже любовь, — все они являются для нас таковыми, пока мы не обнаружили знаки порождающей их стихии? Может, зрители плачут над мелодрамой в кино не потому, что идентифицируют себя с героями, а потому, что оказываются сопричастны стихиям, которые материализуют в кинообразах то, что в размышлениях воспринимается как «внутренний мир» или абстракция? Может, таково же и удовольствие от зрелища краж и хитроумных афер, где безосновная вера (доверие) и обман (неисполненное обещание) есть две стороны движения денег, их киногении? И подобно тому, как в мире денег доверие и обман идут рука об руку, так и в кино вера в изображение и недоверие ему составляют парадоксальное целое любого образа.

Всё о кино

11.5K постов40.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты (в том числе посты в стиле "Сегодня день рождения у ...", "сегодня прошло N лет со дня выхода фильма ..." и тому подобные, не несущие никакой информации помимо самой даты). В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
5802

Будь как Сергей!

Будь как Сергей!
5397

Соседи

Показать полностью
4157

По поводу алкоголя в Чечне

Показать полностью
4140

Аренда

Аренда Юмор, Охота, Картинка с текстом, Мат, Аренда, Заяц
Показать полностью 1
4055

На волне национальностей

На волне национальностей Комментарии, Комментарии на Пикабу, Национальность, Параллельная вселенная
3590

Мне нужен кран!

3556

Суд оставил на свободе жителя Кавказа за убийство сестры, "опозорившей" семью

Суд оставил на свободе жителя Кавказа за убийство сестры, "опозорившей" семью Негатив, Ингушетия, Убийство, Родственники, Суд, Видео, Длиннопост, Кавказцы
Показать полностью 1
3365

Кино в одного...

Кино в одного...
3354

Я не баянист, а классик

Я не баянист, а классик
2746

Лучший друг

2727

Обиженки

Обиженки Юмор, Скриншот, Комментарии на Пикабу, Повтор
2588

Однажды…

Однажды…
2455

Почему нужно предупреждать о визите

2422

Проверка новости о признании ВОЗ российской тест-системы как эталонной

Проверка новости о признании ВОЗ российской тест-системы как эталонной Пропаганда, Коронавирус, Критическое мышление, Длиннопост
Проверка новости о признании ВОЗ российской тест-системы как эталонной Пропаганда, Коронавирус, Критическое мышление, Длиннопост
Проверка новости о признании ВОЗ российской тест-системы как эталонной Пропаганда, Коронавирус, Критическое мышление, Длиннопост
Проверка новости о признании ВОЗ российской тест-системы как эталонной Пропаганда, Коронавирус, Критическое мышление, Длиннопост
Показать полностью 3
2355

Пост боли и обиды

2326

Беда ролевиков

Беда ролевиков
2268

Мур мур

2260

Воспоминания

Воспоминания Комментарии на Пикабу, Бабушка с внуком, Воспоминания из детства
Показать полностью 1
2227

Смена веры, чтобы бросить пить

2173

Про кота

Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Про кота Кот, Хэппи-энд, Дом, Длиннопост
Показать полностью 9
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: