Уашита часть 5/2 окончание

Уашита  часть 5/2                                                                                    окончание Индейцы, Америка, Дикий Запад, История, США, Военная история, Индейские войны, Длиннопост

6. Эллиот (окончание)


Наряду с телами команды Эллиота в окрестностях сожжённого селения было обнаружено еще два трупa белых людей – женщины двадцати одного года по имени Клaра Блинн и ее двухлетнего сына Вилли.


В конце октября 1868 года торговец из Форта Кобб Уильям Гриффенштейн, женатый на индеанке, известной как Шайенка Дженни, отправил индейского мальчишку в лагерь Черного Котла, чтобы сообщить матери Дженни о смерти ее дочери. Мальчик передал сообщение, но вернулся к Гриффенштейну с известием, что в лагере есть белая женщина и ребенок. Тогда Гриффенштейн послал в лагерь Черного Котла мальчика-метиса, носившего прозвище Шайенн Джек, снабдив того карандашом и бумагой. Он велел передать белой женщине, чтобы та написала записку, указав в ней свое имя и изложив пожелания. 7 ноября Гриффенштейн получил записку следующего содержания:


«Кем бы ты ни был, если ты только выкупишь нас у индейцев за лошадей или за что угодно и позволишь мне пойти и оставаться с тобой до тех пор, пока я не смогу отправить словечко моим друзьям, они хорошо заплатят тебе; а я также буду работать на тебя и сделаю для тебя все, что смогу.


Если до этого селения не слишком далеко, и ты не боишься прийти, я умоляю тебя: попытайся.


Индейцы говорят мне, насколько я могу понять, что они ожидают прибытия торговцев, которым намереваются продать нас. Не можешь ли ты выяснить у подателя письма и дать мне знать, белые ли это люди? Если это мексиканцы, я боюсь, они продадут нас в рабство в Мексике.


Если ты не можешь ничего для нас сделать, напиши, ради Бога! У.Т. Харрингтону, Оттава, округ Каунти, Канзас - моему отцу. Сообщи ему, что мы у Кайовов или Шайенов, и они говорят, что когда белые люди заключат мир, мы сможем отправиться домой.


Скажи ему, чтобы он написал об этом Губернатору Канзаса, и что индейцы хотят мира. Отправь ему это, пожалуйста.


Мы были захвачены 9 сентября, в Арканзасе, ниже Форта Лайон. Мое имя миссис Клара Блинн. Моему малышу Вилли два года.


Сделай для меня все, что можешь. Напиши Уполномоченному по мирным договорам заключить мир этой осенью. Ради нас сделай все, что в твоих силах, и Господь вознаградит тебя за это!


Если у тебя есть возможность послать мне весточку, позволь мне узнать, что ты думаешь об этом. Напиши моему отцу. Отправь ему это. До свидания!


Миссис Р.Ф. Блинн P.S. - Я в порядке, насколько этого можно ожидать, но мой ребенок, мой дорогой, дорогой маленький Вилли очень слаб. О, Боже, помоги ему! Спаси его, дорогой друг, даже если ты не можешь спасти меня. Опять, до свидания».


Не правда ли, весьма красноречивая мольба о помощи.


Клара Изабель Блинн ( в девичестве – Хaррингтон) родилась в Элморе, Огайо, 21 октября 1847 г. В августе 1865-го она вышла замуж за ветерана Гражданской войны Ричарда Блинна и в 1866-ом родила сына, которому дали имя Уильям.


В начале октября 1868-го она с мужем и сыном ехала в караване, состоявшем из 8 фургонов, 10 мужчин и 100 голов скота, по Тропе Санта-Фе вдоль Арканзас-Ривер, направляясь к Форту Додж.


7-го октября (по другим источникам – 9-го, вообще в истории с Кларой очень много неясного, что вы дальше и увидите) на Арканзас-Ривер примерно в десяти милях к востоку от устья ручья Сэнд-Крик на караван налетели разбойничавшие тем летом и осенью по всему Канзасу индейцы - то ли Шайены с Арапахами, то ли Кайовы вождя Сатанты, то ли и те, и другие.


Нападавшим удалось отрезать и захватить сильно оторвавшийся от остальных головной фургон, в котором на свою беду ехала Клара с сыном. Индейцы окружили другие фургоны и подожгли несколько из них зажигательными стрелами, но обороняющиеся соорудили брустверы, организовали круговую оборону и отбили атаку. Тогда крaснокожие, численность которых все возрастала, осадили караван. Осада длилась несколько дней, один из осажденных был ранен в нос, второй в колено, но убитых среди них не оказалось. Наконец, 12-го октября одному из осажденных удалось сбежать. В 3 часа ночи 14-го октября он добрался до Форта Лайон и сообщил о случившемся. На рассвете 10 солдат Седьмого кавалерийского во главе с лейтенантом Генри Х. Aбеллом отправились на помощь осажденным, но было уже слишком поздно. К моменту их появления у осажденного обоза индейцы уже ушли. Солдаты нашли обгоревшие останки угнанного краснокожими фургона, но Клара и Вилли, прятавшиеся в нем под периной, исчезли.

Уашита  часть 5/2                                                                                    окончание Индейцы, Америка, Дикий Запад, История, США, Военная история, Индейские войны, Длиннопост

Клара Блинн


Попавшись, Кларе хватило ума нацарапать записку на открытке (или на игральной карте) и бросить ее на куст примерно в четырех милях вниз по течению от места нападения. Там было написано следующее: “Дорогой Дик, Вилли и я - пленники. Они собираются оставить нас у себя. Если выживешь, спаси нас, если сможешь. Мы с ними. Клара Блинн». На другой стороне Клара написала: «Дик, если ты нас любишь, спаси нас». Записку нашли и передали обезумевшему от горя Ричарду Блинну.


После этого следы Клары и Вилли теряются на месяц, до тех пор, пока она не объявилась в лагере Черного Котла. Индейцы, похоже, решили держать их в заложниках и сделать предметом торга.


У жителей фронтира в те годы сложилось однозначное мнение об участи белых женщин, захваченных в плен индейцами. «Судьба хуже, чем смерть» - так говорили они об этом. Это было всеобщее мнение, и оно имело под собой все основания. Изнасилования были обычным делом, я уже приводил слова капитана Гамильтона о женщине, «изнасилованной двадцатью тремя негодяями». За редким исключением обращались с пленницами далеко не лучшим образом. Недаром Кастер отдал приказ своим подчиненным застрелить Либби в случае, если возникнет реальная опасность ее захвата индейцами. Естественно, Либби была осведомлена о таком распоряжении мужа и была полностью с ним согласна.


Клару не насиловали, но жизнь ее в роли пленницы никак нельзя назвать легкой. Судя по всему, ее мало волновала собственная судьба, но она всерьез переживала из-за двухлетнего сына, который слабел с каждым днем. За пленников предложили выкуп, и генерал Хейзен пытался договориться об их освобождении, но все перечеркнула Уашита. Кастер понятия не имел о белых заложниках у индейцев, поскольку, когда о них стало известно, Седьмой был уже на марше, и все случилось, как и должно было случиться. Клара и ее сын были убиты в тот самый день, когда Генерал со своим Седьмым налетел на селение Черного Котла.


Полковой хирург Генри Липпинкотт говорил, что в голове Клaры над левой бровью имелось пулевое отверстие, с нее сняли скальп и размозжили череп. Сообщали также о том, что у нее отрезали одну или обе груди. Солдаты из обнаружившего Клару подразделения говорили, что за пазухой у нее был спрятан кусок маисового хлеба, будто она готовилась к побегу. На теле превратившего в скелет Вилли также имелись признаки насилия – на голове и лице. Скорее всего, истощенного ребенка взяли за ноги и швырнули головой о дерево.


Впоследствии индейцы различных племен, присутствовавших тогда на Уашите, будучи отнюдь не дураками, всячески открещивались от этого душегубства, перекладывая вину друг на друга. Белые в большинстве своем, включая Кастера и Шеридана, склонялись повесить этот «глухарь» на печально известного отморозка и убийцу вождя Кайовов Сатанту. Шайены также указывали на Кайовов, но, скорей всего, они просто отмазывались или же отмазывали своих друзей Арапахов. Неизвестно даже, присутствовал ли вообще Сатанта со своими людьми на Уашите. Уильям Хейзен – командир Форта Кобб и по совместительству индейский надзиратель – утверждал, что Сатанта присутствовал 20-го ноября на совете, а потом со своими людьми стоял возле форта в ожидании причитающихся им пайков и в день битвы просто никак не мог быть на Уашите. Дочь Сатaнты много лет спустя рассказывала, что в день битвы Кайовы располагались лагерем в пятидесяти милях ниже по реке.


И правда – типичный «глухaрь» - хотя я лично склоняюсь к тому, что если уж достоверно известно, что 7 ноября Клара с сыном находились у Шайенов Черного Котла, то вряд ли за следующие три недели они успели сменить место жительства. Впрочем, понимаю, что такой довод суд вряд ли принял бы в качестве доказательства вины.


Несмотря на кажущееся изобилие свидетелей абсолютно неясно даже то, где именно были найдены их тела - там, где располагалось селение Черного Котла, или же ниже по реке. Капитан Джордж Дженнесс из Девятнадцатого полка канзасских добровольцев говорил, что они лежали у реки, очень близко от того места, где был убит сам Черный Котел. Шеридан и Кастер, которые увидели тела не сразу, а значительно позднее, настаивали, что их доставили из покинутого лагеря Кайовов, находившегося за пять миль от селения Черного Котла. Другие утверждали, что тела женщины и ребенка были обнаружены на том месте, где в день сражения располагалось селение Арапахов. Третьи – что их нашли милях в двух ниже по реке, недалеко от того места, где пал Эллиот.


Раз уж это убийство не удалось расследовать по горячим следам, то спустя 150 лет и подавно невозможно утверждать что-то со стопроцентной уверенностью.


Но причем здесь Эллиот, спросите вы.


А вот причем.


По одной из версий (ох уж эти версии, этим делом стоило бы заняться Шерлоку Холмсу или Пинкертону) тела Клары и ее сына были обнаружены невдалеке от погибшего отряда майора Эллиота. Рядом с ними лежал завернутый в одеяло труп индеанки с дыркой во лбу.


Тогда вырисовывается такая картина. Эллиот углядел среди спасавшихся бегством индейцев белую женщину с ребенком, которых краснокожие тащили за собой силком, и, сломя голову, бросился их спасать, забыв об опасности быть отрезанным. Это если и не оправдывает необдуманные действия майора, то хотя бы объясняет их.


Как я уже писал в предыдущей главе, впоследствии некоторые офицеры обвиняли Кастера в том, что он не проявил должной заботы об отряде Эллиотта и не приложил никаких усилий, чтобы найти пропавших людей, а бросил их на произвол судьбы. Но безопасность всей команды стояла на первом месте и была гораздо важней, чем потеря малой ее части. Долгое отсутствие Эллиота и донесения о перестрелке оставляли мало сомнений в том, какая судьба их постигла.


А что, в самом деле, мог предпринять Генерaл?


Выдвинуться на поиски тел (именно тел, поскольку судьба майора и его маленького отряда была очевидна) всем полком, не завершив поставленную перед ним боевую задачу? Или же отправить на розыски одну-две роты, рискуя получить на несколько десятков трупов больше?


Как ни странно, это может показаться, но то, что Эллиотa так и не удалось найти, оказалось благом для краснокожих. Как писал впоследствии сержант Райaнн, если бы солдаты в тот день узнали о гибели майорa и его людей, то пленных индейцев не было бы.


Потеря Эллиота, конечно, омрачила радость победы, но:


- Рядовой Дэвид Споттс из 19-го Кaнзасского полка записал в своем дневнике, что все в Седьмом восхваляют Кастера за всё сражение в целом.


- Рядовой Седьмого полка Чарльз Уиндольф вспоминал, что никто в полку не возлагал вину за смерть Эллиота на Кастера.


Никто, кроме одного человека.


В действительности, «дело Эллиота» было раздуто исключительно по инициативе капитана Бентина. Капитан выискивал любой повод, чтобы нагадить ненавидимому им командиру, и тут ему явно представилась такая возможность. Как справедливо заметил один американец: «Дело вовсе не в том, что Бентин был таким уж другом майора Эллиота, а в том, что он был наихудшим из всех врагов Генерала».

Уашита  часть 5/2                                                                                    окончание Индейцы, Америка, Дикий Запад, История, США, Военная история, Индейские войны, Длиннопост

Капитан Фредерик Бентин


Как вспоминал все тот же Бен Кларк, несколько дней спустя после сражения Бентин подошел к нему и спросил, не желает ли тот засвидетельствовать, что Кaстер лично приказал Эллиоту отправиться за убегавшими краснокожими, а потом бросил майора на произвол судьбы.


Кларк – известный среди офицеров, как компетентный, заслуживающий доверия скаут и открытый, правдивый человек - знавший о том, как все произошло в действительности, отказался давать лживые показания.


Не заручившись поддержкой, Бентин выместил злобу в длиннющем письме в Сент-Луис своему товарищу по Гражданской войне некоему Уильяму ДеГризу, с которым он служил в Десятом Миссурийском. Письмо содержало порочащую Кастера оценку. Очевидно не спросив разрешения автора, ДеГриз передал это письмо в сент-луисский “Democrat”(© Comanche1976& vk/clubgarryowen), где оно и было опубликовано.


К слову сказать, мне ни разу не доводилось читать ни в письмах, ни в книгах, ни где-либо еще публичные негативные отзывы Генерала по адресу кого-либо из своих однополчан, какие бы отношения их не связывали. Кастер свято блюл честь полка и никогда не выносил мусор на люди.


С тех самых пор с подачи Бентина и начала гулять по свету байка о «трусливом» Кастере, «подло бросившем на произвол судьбы своих людей». На эти россказни постоянно натыкаюсь в Интернете. Вот, например, из недавно обнаруженного:


«Тут Кастер немедленно отличится в битве у реки Уошито (которую многие называют тоже «бойней») – его кавалерийский полк атакует селение шайеннов, и перебьёт какое-то количество индейцев (по некоторым оценкам – около двадцати мужчин и вдвое большее количество женщин и детей); после чего внезапно обнаружит себя в окружении враждебно настроенных краснокожих из соседних лагерей… Бывший генерал примет оптимальное решение – и кинется бежать, гоня перед собой пленных, и оставив арьергард из нескольких десятков солдат. (Есть мнение, что этот отряд он просто «забыл» – в конечном счёте, его-то индейцы и вырежут подчистую – а Кастера с заложниками пропустят…)»


Надеюсь, не надо объяснять тем, кто прочитал мою статью (именно прочитал, а не просмотрел по диагонали), что приведенный выше абзац – чистой воды бред.


Вообще, поведение Кастера в случае с Эллиотом можно объяснить лишь одной объективной причиной – Генерал на Уашите действительно волновался за судьбу всего своего полка и не счел возможным рисковать своими людьми. На самом деле Кастера с Эллиотом связывали если и не тесная дружба, то отличные профессиональные взаимоотношения. Кастер ценил Эллиота, помог ему получить майорскую должность в своем полку, Эллиот, в свою очередь, был высокого мнения о Генерале, практически был членом Клана Кастера. Абсолютно не в характере Генерала было бросать на произвол судьбы таких лично преданных ему людей.


Говорят, что «дело Эллиота», разделило полк на две фракции - кастеровскую и анти-кастеровскую – и внесло свой вклад в трагедию, случившуюся в Монтане восемь лет спустя. Если и так, я знаю лишь двух членов фракции противников Генерала – самопровозглашенного её лидера капитана Фредерика Бентина и примкнувшего к нему майора Маркуса Рино. Хотя, как это водится в любой оппозиции, эти двое так никогда и не нашли общего языка.


«Все тела были доставлены в лагерь, до которого мы добрались уже после заката. Следующим утром еще до рассвета мы намеревались снова выйти на марш, поэтому на небольшом холме возле нашего лагеря была спешно подготовлена яма. Тела всего отряда под тусклым светом факелов в руках скорбящих товарищей упокоились в братской могиле. Всего отряда, за исключением тела майора Эллиота, останки которого мы забрали с собой для захоронения в форте Арбакл. Не прозвучало ни одной прощальной траурной ноты, проводившей бы их в последний путь. Не раздалось ни единого залпа, известившего бы о том, что нашим товарищам отданы последние почести, что сырая земля сомкнулась над головами наших самых верных и самых храбрых солдат». (Джордж Кастер «Моя Жизнь на Равнинах».)


Могилу сравняли с землей и замаскировали, чтобы уберечь её от индейцев. Тела майора Эллиота и Клары Блинн с её сыном перевезли в Форт Арбакл, основанный в 1850 г. на Индейской Территории и используемый Шериданом в качестве армейской базы снабжения.


На Рождество 1868-го года тела майора Джоэла Эллиота, Клары Блинн и её маленького Вилли были погребены на кладбище форта. В 1870-ом году, после основания Форта Силл, Форт Арбакл был оставлен армией, и все могилы перенесли на кладбище Форта Гиббсон, теперь Оклахома. Там они покоятся и поныне.


Место захоронения погибших вместе с майором солдат и полкового старшины Кеннеди неизвестно. Как ответил на мой вопрос об этом захоронении один американец: «Washita Battlefield National Historic Site теперь заправляют поклонники Докторши Куин, которым безразлично, где лежат американские солдаты».

Уашита  часть 5/2                                                                                    окончание Индейцы, Америка, Дикий Запад, История, США, Военная история, Индейские войны, Длиннопост

7. Заключительная


Что ж, надо заканчивать про Уашиту, а то она что-то изрядно подзатянулась.


Сперва я хотел назвать последнюю главу «Мифы» и по новой разобрать тезисами эти самые мифы, связанные со сражением.


Ну например:


1.Кастер «коварно атаковал селение "мирных" Шайенов».

2. Кастер «поспешно сбежал с поля боя».


Ну и так далее.


Зачем?


Да потому как даже такие знатоки, как Зорин и Стукалин, продолжают утверждать, что Кастер «поспешно сбежал с поля боя», хотя, как я уже писал выше, если кто и сбежал, так это был не Кастер со своим Седьмым, а «бесстрашные» краснокожие воины. Меня удивляет, что они не знают о демонстративном движении Кастера в сторону других селений. Согласитесь, это мало похоже на трусливое бегство.


Но потом я понял, что абсолютно незачем пережевывать по второму разу всё то, что уже изложено выше, и те, у кого есть уши, меня слышали. Остальных не переубедить, повторив все хоть сто раз. Есть люди, живущие снами о Средиземье или Вестеросе, есть те, кто грезит о мифических благородных краснокожих, и не мое дело тревожить их сны.


На сем заканчиваю (наконец-то), но перед этим хочу выразить отдельную благодарность Стукалину и Вапити, невежественность которых в данном вопросе (именно в данном, поскольку во многих других вопросах эти люди гораздо более сведущи, нежели я) и подтолкнула меня к написанию вышеизложенного.


Garryowen!

© Comanche1976& https://vk.com/clubgarryowen
Уашита  часть 5/2                                                                                    окончание Индейцы, Америка, Дикий Запад, История, США, Военная история, Индейские войны, Длиннопост

Список используемой литературы (то, что смог вспомнить)


1. Ди Браун «Схороните мое сердце у Вундед-Ни. История американского Запада, рассказанная индейцами», Москва, Прогресс, 1984


2. Ивэн С. Коннелл, “Сын Утренней Звезды: Кастер и Литтл Бигхорн”, Москва, Издательство «Черепаха», 2003 .


3. Record of Engagements with Hostile Indians within the Military Division of the Missouri, from 1868 to 1882, Lieutenant-General P.H. Sheridan, Commanding (1882)


4. Treaty with The Cheyenne and Arapaho October 28, 1867 (Medicine Lodge Treaty) https://www.firstpeople.us/FP-Html-Treaties/TreatyWithTheChe...


5. Cooper Edward S. «William Babcock Hazen: The Best Hated Man», Fairleigh Dickinson Univ Press, 2005


6. Cozzens Peter «Eyewitnesses to the Indian Wars: 1865-1890: Conquering the Southern Plains», Stackpole Books, 2003 г.


7. Custer, George A., «My life on the plains. Or, Personal experiences with Indians.» New York: Sheldon&Company, 1874.


8. Donahue Michael N. «Where the Rivers Ran Red: The Indian Fights of George Armstrong Custer», San Juan Publishing Group, Incorporated, 2018


9. Greene, Jerome. «Washita: The US Army and the Southern Cheyenne, 1867–1869», University of Oklahoma Press, 2004


10. Grinnell, George Bird «The Fighting Cheyennes», Norman: University of Oklahoma Press, 1993


11. Hardorff Richard G. «Washita Memories: Eyewitness Views of Custer’s Attack on Black Kettle’s Village», Norman: University of Oklahoma Press, 2006


12. Hoig Stan «The Battle of the Washita: The Sheridan-Custer Indian Campaign of 1867-69», U of Nebraska Press, 1979


13. Houghton, Alan B. «The Frontier Aflame: An Account of the Bell-Bogardus Massacre and Other Indian Raids in Mitchell County and the Solomon Valley in Aug., 1868», Beloit, KS: Beloit Daily Call, 1958.


14. Michno Gregory F. «Encyclopedia of Indian Wars: Western Battles and Skirmishes, 1850 – 1890», Mountain Press, 2003


15. Michno Gregory, Michno Susan «A Fate Worse Than Death: Indian Captivities in the West, 1830-1885», Caxton Press, 2007


16. Warde Mary Jane «Washita», National Park Service for Washita Battlefield National Historic Site, 2005