Цыганочка с выходом

Цыганочка с выходом Великая Отечественная война, Англия, США, Разведка, Подвиг, Лагерь, Психиатрическая больница, Длиннопост

Несмотря на развитие самых передовых технологий уже как минимум 5000 лет связник-курьер остается самым надежным источником конспиративной связи в разведке.

Советская разведчица Китти Харрис родилась в 1907 году в Лондоне у еврея сапожника перебравшегося на острова из «Царства Польского».

Когда девочке исполнился год, родители переехали в канадский Виннипег.

В 12 лет Китти поступила работать на табачную фабрику и в этом же возрасте приняла участие в забастовке проведенной международной рабочей организацией «Индустриальные рабочие мира».

В 16 лет девушка приехала работать в Чикаго, и в январе 1923 года вступила в компартию США.

Выйдя замуж за коммуниста Эрла Браудера, она в 1928 году по заданию «Коминтерна» уехала с мужем работать в Шанхай. С риском для жизни Китти перевозила для подпольщиков, действовавших в «Поднебесной», и сопредельных с ней странах деньги, документы, шифровки.

Вернувшись в США в начале 1929 года, она развелась с мужем, и два года спустя после обстоятельного разговора с Абрамом Эйнгорном, советским резидентом в Нью-Йорке согласилась войти в нелегальную сеть ОГПУ в Америке.

Вскоре с американским «всепогодным» паспортом Харрис, выполняя задания «Центра» свободно колесила по Европе. Позже она посчитает, что за 16 лет разведывательной деятельности обеспечивала связь с 40 советскими нелегалами и 24 агентами.

О том что у разведчицы были стальные нервы, и выдержка свидетельствует такой случай. Однажды Харрис, пересекая франко-германскую границу, везла в чемодане с двойным дном чертежи немецкого реактора позволявшего создавать из угля синтетическое топливо.

Въедливый немецкий таможенник долго рассматривал ее паспорт, а потом спросил почему в документе фрау Харрис ее родной Чикаго находится в штате Индиана, а не в Иллинойсе, где этот город вырос на месте бывшей французской торговой фактории.

Сохраняя хладнокровие Китти прочитала любознательному мужчине мини-лекцию по американской географии из которой тот узнал, что в США есть города с производными названиями например Северный Чикаго, Западный Чикаго, Южный Чикаго относятся к Иллинойсу, а Восточный где она живет к Индиане.

Таможенник хитро подмигнул разведчице, сказав, что так как у него сегодня 20-летний юбилей свадьбы, он, так и быть пропустит ее с фальшивым паспортом на территорию « этой занюханной Франции».

После этого ЧП в Москве случился серьезный разбор полетов, в ходе которого виновные в изготовлении паспорта с «ошибочным» Чикаго понесли вполне заслуженное наказание.

Харрис работавшая под позывным «Джипси» (Цыганочка) научилась виртуозно обрубать концы. Например, заметив слежку, она могла зайти в магазин женского белья и сказать продавщице: «Мужчина, которого вы видите на той стороне улицы, преследует меня третий день кряду. Поверьте, я не хочу из какого-то озабоченного эротомана потерять своего мужа, вы можете выпустить меня на улицу через служебный выход?».

За 16 лет службы уходя от слежки самыми замысловатыми образами она не получила ни одного отказа, ни от мужчин, ни от женщин у которых просила помощи.

В краткосрочные отпуска она приезжала в Москву, где ее учили искусству перевоплощения, профессиональной шифровке информации, фотоделу. Радиста-коротковолновика из «Джипси» сделал легендарный разведчик Рудольф Иванович Абель (Фишер).

Настал момент, когда заматеревшей Китти поручили обеспечить надежную связь для работавшей в Лондоне «Кембриджской пятерки» ценнейшей группы наших агентов созданной гением советского разведчика Арнольда Дейча.

Вскоре Китти завела себе «любовника» Доналда Маклейна, он был одним из ценнейших советских источников работавших в английском МИДе. В жаркие «ночи любви» они перефотографировали документы, которые он приносил из министерства, или надиктовывал ей по памяти.

Вскоре они и в самом деле стали любовниками и оставались ими до того дня, пока в июне 1940 года Доналд не женился на американке Мелинде Маолинг.

За время совместной работы Маклейн и «Цыганочка» передали в «Центр» 16 000 страниц секретной дипломатической информации.

Перед войной разведчицу отозвали в Москву.

После нападения гитлеровской Германии на СССР Китти рвалась на фронт бить фашистов, но вместо этого ее на нефтетанкере тайно отправили в Мексику. Пять лет она проработала в Мехико, а в 1946 году в связи с резким ухудшением здоровья вернулась в Москву.

В июне 1947 года Китти Харрис получила новенький, вкусно пахнувший типографией советский паспорт и отдельную квартиру в Риге. Отношения с рижанами у нее не задались, одни не хотели связываться со слишком странной американкой, другие еле сдерживали негативные эмоции, видя ее беззаветную веру в светлое советское будущее.

Неизвестный из «неравнодушных» прибалтийских соседей или университетских коллег написал на «Цыганочку» виртуозный донос, по которому осенью 1951 года ее арестовали.

Бывший куратор-чекист как смог, оберегал Харрис. Вместо лагеря ее отправили на принудительное лечение в закрытую психиатрическую лечебницу.

«Смирительную рубашку» она сняла в начале 1954 года. После психушки Китти осела в городе Горький, и жила в нем до своей кончины в 1966 году.

После ее смерти бдительные чекисты нашли среди ее вещей единственную ценность золотую цепочку с медальоном, никто не удивился, что надпись сделанная гравером внутри кулона была зашифрована:

«K from D 24.05.37», что означало «Китти от Доналда (Маклейн)».