Цветаева и "свинство"

Нас с малых лет учат доброте и бескорыстию. Говорят, что эгоизм - это плохо, Но как понять, не испортит ли ваша помощь человека? Нужна ли ему ваша помощь или человек просто хочет воспользоваться вашими ресурсами?

Цветаева и "свинство" Марина Цветаева, История, Доброта, Рассказ, Реальная история из жизни, Длиннопост

Прежде чем начать помогать кому-то, подумайте о том, что вы можете вскоре нажить врага. Ну недоброжелателя, скажем мягче. Или попасть в пожизненное рабство. Это быстро происходит. И в некоторых странах на вас могут подать в суд, если вы регулярно помогали человеку и давали ему деньги. Или даровые услуги оказывали. Если вы перестали это делать, этот человек может потребовать продолжить помощь или выплатить ему компенсацию, ведь его положение ухудшилось, когда вы перестали пополнять его бюджет. Вы сами, так сказать, подписались на роль благодетеля. И ваши дары уже внесли в графу «предполагаемый доход». На вас рассчитывали! А вы подвели. Отказались помогать и разрушили планы человека.


Поэтессе Цветаевой  8 лет помогала Саломея Андроникова: она работала в журнале и часть своего жалованья отдавала Цветаевой, ее мужу и детям. Саломея вспоминала: «Никогда я не видела такой бедности, в какую попала Цветаева. Я же поступила работать к Вожелю в модный журнал, получала тысячу франков в месяц и могла давать Марине двести франков». <...> «Я сразу полюбила её. Надо сказать, её мало кто любил. Она как-то раздражала людей, даже доброжелательных». <...>


Кроме того, Саломея собирала по знакомым деньги для поэтессы, чтобы та могла платить за трехкомнатную квартиру с ванной в Париже и ездить «на океан» отдыхать. Саломея отдавала и свои вещи: пальто, платья, башмаки, диван, стол… Цветаева писала: «Дорогая Саломея, очарованное спасибо за софу, я как раз в ту минуту торговала у хозяйки одр, пролёжанный четырьмя русскими шофёрами <...> К восторгу моему и ужасу хозяйки (страсть жадности) – то серое, мягкое, непролёжанное, непродавленное». <...> Шкаф пошёл Муру, большой стол Серёже, на маленьком обедаем, на софе лежу». "Дорогая Саломея, зная Ваше доброе сердце, еще просьба, даже две: 9-го окт<ября> (26-го сент<ября> по-старому) мой день рожденья – 36 лет – (недавно Але исполнилось 17), подарите мне по этому почтенному, чтобы не написать: печальному, случаю две пары шерстяных чулок, обыкновенных, прочных, pour la marche , хорошо бы до 9-го, ибо замерзаю. На 38 – 39 номер ноги. Это – первая просьба. Вторая же: если у Ирины есть какая-нибудь обувь, ей ненужная, ради Бога – отложите для Али. Горы съели все, т. е. и сандалии и башмаки, а наши дела таковы, что купить невозможно. Аля носит и 38 и 39 и, по желанию, 40-вой, преимущественно же 39-тый. Так что, если что-нибудь освободится и еще держится – не отдавайте никому. На ressemellage мы способны."


А потом грянул кризис, и возможность помогать у Андрониковой исчезла. Люди сами еле выживали, какой там отдых «на океане»…


Вот это очень Цветаеву обидело. Весь семейный бюджет строился на этих деньгах. И поэтесса стала называть эти пожертвования «своим иждивением». И брать его за 3 месяца вперед… Настаивать в письмах с курорта: «Пришлите мне мое иждивение, мы сильно поистратились, здесь все так дорого!» А потом назвала прекращение помощи «свинством»...

Это типичная история о неоднократной помощи. Сначала благодарят горячо, потом просят, потом требуют, а потом сердятся, если мы больше не можем помогать. Роль Спасателя, Благодетеля незавидна: ее или пожизненно надо играть, или из Спасателя вы быстро превратитесь в Свинью, извините. Обесценится все, что вы сделали прежде. И отказ вызовет такой же гнев, как невыплата зарплаты на работе. Или неотданный долг. Потому что кто Спасатель, тот и должник. Он должен помогать! Это ресурс, на который рассчитывают.


Обесценивается помощь почти сразу. Раз вы помогаете — вам это легко и просто. У вас есть излишки. Это вы не от себя отрываете, вы даете то, что лишнее. Ненужное вам. У вас и так много! Сил, времени, денег, других ресурсов…


Может возникнуть и зависть: у вас есть лишние деньги и диваны! Почему одним все, а другим — чужие объедки? Иждивенец чувствует себя униженным вашей помощью. И в конце концов найдет момент, чтобы обесценить все, что вы делали. Обычно это момент, когда вы разводите руками и начинаете оправдываться, извиняться, что деньги, диваны и башмаки кончились. Простите!


Но они не прощают. Вот что важно помнить, если вы решили оказать помощь: после второй-третьей просьбы надо задуматься о последствиях. О том, что вы добровольно вступили в трудовые отношения, так сказать. И трудиться предстоит всю жизнь. Или вплоть до первых обвинений в «свинстве».

Цветаева и "свинство" Марина Цветаева, История, Доброта, Рассказ, Реальная история из жизни, Длиннопост

Источник: https://angelvalentina.livejournal.com/683361.html

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
115
Автор поста оценил этот комментарий

Восемь лет, неужели за восемь лет самим было не найти хоть какую-то работу, или переехать в квартиру скромнее?

раскрыть ветку (23)
179
Автор поста оценил этот комментарий

Работа для быдла, а творцы выше этого.

раскрыть ветку (14)
94
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, занялась бы грабежом и воровством, все романтичнее, чем просить ношеные ботинки для взрослой дочери и себе носки. Госпаде, делать все равно нехуй, связала бы себе носки эти сраные, ностальгией она занималась в эмиграции, блядь. Дети взрослые, квартира с удобствами, на любую работу могла устроиться, хоть посудомойкой.

раскрыть ветку (6)
60
Автор поста оценил этот комментарий
О чем вы, она ради спасения дочерей от голодной смерти на работу не стала устраиваться, а просто сдала их в приют. Где одна и умерла.
раскрыть ветку (4)
36
Автор поста оценил этот комментарий

Гумилёв, кстати, сделал так же, просто не понимая, что в этом плохого. Это ведь специализированное заведение для детей, там им будет хорошо. Правда у него никто не умер, а детей оттуда забрала жена. А вот у Цветаевой жены не было. Но, по сути, это два одинаково не приспособленных к жизни человека с нулевой эмпатией, зато хорошими стихами.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это ахматова то льва гумилёва сильно поддерживала?

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Я про вторую его жену, "нормальную".

14
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, там ее можно оправдать смутными временами и неустроенностью быта. А тут, жить благоустроенно, принимать часть чужого заработка, на эти деньги хуи валять, да еще сверх того просить вещи, просить эти деньги дать пораньше просто верх наглости. Просила бы ее узнать насчет работы по своим каналам, это и то понятней было бы. Восемь лет, неужели сама себе не задавала вопрос "чем я занимаюсь эти годы, кроме тоски по прошлому?"

9
Автор поста оценил этот комментарий

Она на софе лежит

13
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как сказать, пастернак например очень даже хорошо жил за счет переводов :) и творил параллельно для себя.и натворил на нобелевку в общем то. Главное просто не быть мудаком и иждивенцем :)

55
Автор поста оценил этот комментарий
По моему её дневники как-то одно время тиражировали. Она там плакалась какой голод в Петрограде (действительно голод), как тяжело живется, ходить приходится в чем попало. И пайки. На заводах пайки рабочим двойные дают, а серебряному цвету русской поэзии достаются крохи. Ужасно? Безусловно. Но на завод из них никто не спешил.
раскрыть ветку (4)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Она жила в Москве. И писала о Москве,
о голоде, который действительно был.
Вы, должно быть, невнимательно (если)читали. В 1919 об этом было почти во всех дневниках литераторов. Немногие вписались в новый бездровный мир, и те за паёк. На заводы их и не брали, кстати,  да и заводы не все работали, голод-холод-москва-сумрак-закат цивилизаций..
Ну вот не всем на завод сразу идти, а так Цветаева работала.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А если вспомнить окна роста и леф? Кто хотел зарабатывать хоть немного - мог это сделать.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Где и когда, если не секрет? А то тут её костерят на все корки, а она может просто из "работающих бедных" как это теперь принято говорить.
9
Автор поста оценил этот комментарий
На заводах пайки рабочим двойные дают

Секундочку!

Норма выдачи хлеба весной 1918 в Колпино была 1/4 фунта, т.е. 113 грамм.

(В блокадном Ленинграде в самый критический момент,зимой 1941 норма была 125 грамм)

Именно тогда произошел Колпинский расстрел:

Расстрел рабочих Ижорского завода в Колпине (к юго-востоку от Петрограда) 9 мая 1918 года — первый случай расстрела большевиками безоружных рабочих,Утром 9 мая в магазин на Троицкой улице не завезли хлеб. Прождав в очереди до 10 часов утра, отчаявшиеся женщины собрались возле пожарного депо, чтобы созвать жителей города на митинг. Оттеснив в сторону часового, одна из них включила пожарную сирену. Прибежавшие красноармейцы (7 солдат), 2 члена штаба, и член следственной комиссии при Совдепе Трофимов попытались всех разогнать, поскольку собрание могло принять явно нежелательный для Совдепа оборот. Но толпа нарастала и не расходилась. Обстановка накалялась, предпринимались попытки отобрать у красноармейцев винтовки, и для предотвращения этого был сделан залп в воздух. В красноармейцев полетели камни и другие предметы. По показаниям рабочего Ижорского завода М. В. Костромитина, данным им в следственной комиссии, стрельбу начал член следственной комиссии при ревтрибунале Г. Трофимов. Когда Трофимов закричал: «Разойдитесь, буду стрелять!», -одна из женщин замахнулась на Трофимова сумкой и назвала его дармоедом. Последовал залп, и из толпы выкрикнули: «Ты на место хлеба даёшь пули, чего даже царское самодержавие не делало». Затем раздался второй залп. Трофимов выстрелом из револьвера ранил подростка, который снова включил сирену. Далее на Трофимова набросились несколько человек и тот, отстреливаясь, ранил еще парня 20 лет.


После этого некоторые жители потребовали проведения общегородского собрания, но Совдеп не разрешил его. Уже днём были совершены нападения на красноармейцев, у одного из которых отобрали винтовку, у другого – револьвер. Рабочие, узнав о происходящем, прекратили работу и собрались у заводской часовни. На заводе начался митинг, на котором присутствовало около двух тысяч человек. Собрание постановило немедленно переизбрать местный совдеп, потребовало распустить красную гвардию и арестовать виновных в расстреле женщин и детей. Большевики выслали к заводоуправлению два броневика, а в саду напротив ворот расположились вооружённые красногвардейцы. Когда рабочие вышли из ворот, был открыт огонь. Как минимум шесть рабочих получили тяжёлые ранения и 1 был убит. Во второй половине дня в Колпино прибыли дополнительные броневики, а на перекрёстках появились пулемёты.


Рабочие Ижорского завода направили делегацию в Петроград, чтобы сообщить по предприятиям о событиях в Колпине. В этот же день митинги с резким осуждением действий власти прошли на Обуховском и Путиловском заводах. 11 мая митинги прошли на Русско-Балтийском заводе, на заводе Симменс-Шуккерт, на Арсенале, на заводе Речкина и других предприятиях Петрограда и других промышленных городов.


Похороны убитого рабочего, прошедшие 14 мая, превратились в массовую политическую акцию, в которой приняли участие не менее тысячи человек. Из Петрограда в Колпино приехали представители многих петроградских заводов: Арсенала, Патронного, Путиловского, Обуховского, Русско-Балтийского, Сименс-Шуккерта, Невской писчебумажной фабрики, Вагоностроительного и др. Многие шли с заводскими знамёнами и пели революционные песни. На могилу были возложены венки: «Жертвам произвола — защитникам голодных», «Жертвам голодным — погибшим от сытой власти».


На следующий день после похорон Петросовет выпустил обращение «К сведению всех», в котором утверждалось, что беспорядки спровоцировали правые эсеры и меньшевики. Далее утверждалось, что «Советская власть всякие шествия и выступления будет рассматривать, как прямую помощь внешнему врагу и будет беспощадно их подавлять»


Источники:

Расстрел рабочих Ижорского завода https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстрел_рабочих_Ижорского_зав...

Сизёнов Е.П., Иволга Р.С., Ефимова Г.А. История Колпина. – СПб.: Серебряный век, 2007. – С. 213-222. http://istprof.ru/1876.html


ещё комментарий
103
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, Цветаева вообще дама сложная была. А точнее - циничная тварь, с претензией на истерическую духовность.
раскрыть ветку (1)
37
Автор поста оценил этот комментарий

Вот да, истерическая духовность - очень меткое определение для нее и ее стихов (мое личное ощущение). По-моему, она даже специально любила "нагонять" на себя это истерически-творческое настроение, чтобы потом выдавливать вот такие "высокодуховные" стихи (читала то ли в дневниках ее об этом, то ли еще где-то).

46
Автор поста оценил этот комментарий
Трехкомнатная в Париже, дорогие курорты стали. Пиздец
11
Автор поста оценил этот комментарий
Работники музея Цветаевой поведали, что она нихрена не умела и не хотела научиться. Как-то раз купила на рынке рыбину и попросила, чтоб ей ее приготовили., т.е. она не умеет.
1
Автор поста оценил этот комментарий

А зачем?

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку