Цифровое слабоумие (болезнь Пикабушника)

Термин "цифровое слабоумие" (или "цифровая деменция") был популяризирован в медиа-пространстве, и он используется для описания ухудшения когнитивных способностей, которое связывают с чрезмерным использованием цифровых технологий, в частности смартфонов, компьютеров и других устройств, которые осуществляют за людей задачи, требующие умственных усилий.

Цифровое слабоумие (болезнь Пикабушника) Мозг, Развитие, Психология, Интернет, Логика, Длиннопост

Понятие не является официальным диагнозом в медицинских классификаторах, таких как Международная классификация болезней (МКБ), но оно обрело популярность в популярной психологии и среди некоторых экспертов в области технологий и образования.

Суть концепции состоит в том, что постоянная зависимость от технологий для навигации, запоминания информации, выполнения математических расчетов и других когнитивных функций может привести к их деградации. Это, в свою очередь, может вызвать снижение концентрации внимания, памяти, способности к критическому мышлению и другим умственным способностям.

Под "цифровым слабоумием" иногда понимают такие симптомы:

1. Ухудшение кратковременной памяти — затруднение вспоминания недавних событий или информации.
2. Снижение способности к концентрации внимания и увеличение склонности к отвлекаемости.
3. Поверхностный подход к обработке информации — предпочтение сканировать информацию вместо глубокого погружения в тему.
4. Ухудшение способности к решению проблем без помощи цифровых устройств.

Следует отметить, что в научном сообществе нет консенсуса относительно того, насколько обоснована данная концепция, и многие исследователи продолжают выяснять влияние цифровых технологий на когнитивные функции. Некоторые ученые указывают, что технологии также могут иметь положительное влияние на умственные способности, например, путем обучения новым навыкам, развития гибкости ума и предоставления доступа к обширным источникам знаний.

Однако существуют теории, что следующие виды цифрового контента и поведения в цифровой среде могут способствовать негативному влиянию на когнитивные функции:

1. Чрезмерное использование социальных сетей: Постоянная потребность в проверке обновлений может привести к фрагментации внимания, снижению способности концентрироваться и проблемам с памятью.

2. Мультитаскинг: Попытки выполнять одновременно несколько задач в цифровой среде могут привести к перегрузке внимания, снижению эффективности и ухудшению выполнения каждой отдельной задачи.

3. Игровая зависимость: Проведение большого количества времени в видеоиграх, особенно в тех, которые не требуют сложного интеллектуального анализа, может ограничивать развитие социальных и когнитивных навыков.

4. Неглубокое чтение: Быстрая и поверхностная переключаемость между множеством источников информации в интернете затрудняет глубокую концентрацию и понимание материала, что может отрицательно сказываться на способности к обучению и запоминанию.

5. Стремление к немедленному удовлетворению: Постоянное желание быстро получить ответы и решения может снижать способность к задержке удовлетворения, терпению и самоконтролю.

6. Контент "потокового" типа: Бесконечная лента с короткими видео или постами (например, на платформах типа TikTok, PIKABU) может привести к снижению внимательности и способности к длительному фокусированию на чём-то одном.

Цифровое слабоумие (болезнь Пикабушника) Мозг, Развитие, Психология, Интернет, Логика, Длиннопост