Церковное пение и колокольный звон. Вид изнутри.
Всем доброго времени суток, с вами Констанция. Служу при церкви, певчая и звонарь по совместительству))). Наверно многие слышали чудесные звуки звенящего бронзового хора, а так же, пение самых что ни на есть настоящих и живых хористов. Красиво? Согласна. Иногда, бывает, что просто космос. Шикарно. Может быть, кому-то кажется, что мы делаем это в своё удовольствие, и в этом нет ничего сложного. Чего это в хоре кто-то сфальшивил? Неужто так сложно просто спеть от души? Сложно. Конечно, лично я делаю это в своё удовольствие, но не всегда любимое дело может быть лёгким и не требующим усилий. Немного расскажу о тяжёлой жизни церковного хориста:
Грянул орган, и скрипки запели,
Флейты в гармонию выдали трели,
Хорал громогласно церковный запел…
Не этот вот хор в виду он имел.
Храм православный, маленький клир,
Но там те хористы создали мир.
Шепчут друг другу да смотрят в глаза,
И тихие, скромные их голоса.
Бывает, их мало, как трио поют
И скромно церковную службу несут.
Читают псалмы они и каноны,*
Потом отдыхают под тихие звоны.
Когда же их много, таких голосов,
Как несколько малых церковных хоров,
Сопрано вон тут, а рядом альты.**
Сейчас будут звуки такой красоты!..
«Мы партию держим!» - они говорят
И, словно их ранили, громко кричат.
Распевов не знают, не знают и слов,
И много в том пеньи секунд,*** «косяков».
А те, кто поют не очень давно,
Кому удержать распев не дано,
Слушают тех, кто поёт хорошо,
Совсем затихают: «Не слыхать ничего!»
«Гармонью не слышу!» - регент сказала –
«Пойте ушами,**** на руку смотрите,
Шептались вы тут, когда тон я давала.
Мелодью не зная, внимайте, учите».
Псаломщик,***** что партию тоже держал,
Но так благозвучно голос звучал!
Он регенту шепчет, сказал: «Тяжела
Хориста
Церковного
Жизнь…»
(сносочки для тех, кто не всё знает: * - псалмы и каноны, это церковные читаемые тесты. **сопрано и альты - женские певческие голоса. ***- секунда, это музыкальный термин, обозначающий некрасивое звучание. ****петь ушами, в смысле, слушать и сливаться, никого не перикрикивая. *****псаломщик - чтец, а регент - дирижёр церковного хора)
Но это ещё не всё: певцы могут петь с больным горлом (совершенно добровольно), наш клирос ничем не огорожен и не располагается на специальном балконе. Стоит ли говорить о посторонних шумах, нас сбивающих? Ещё, каким трудом мы учим эти распевы... Мне учительница в музыкальной школе говорила, что а-капельное пение - самое трудное. Это верх профессионализма. Так вот, я её поддержу. Красота рождается титаническим трудом.
Дальше. Снова стих: ("Белинские" и прочие критики, строго не судите. Я и не ставлю себя в один ряд с Пушкиным)
Бронзовый хор
***
Дяди и тёти, как муравьи,
В спешке дела совершают свои.
Большого масштаба решают проблемы,
И между ними споры, дилеммы.
И чтоб им совсем с ума не сойти
От шума и городской суеты,
В башне высокой бронзовый хор
Зовёт помолиться к Богу в собор.
Их гласы летят далеко на просторы,
Чудесные звуки звенящего хора.
Они утомлённые души людей
Лечат и радуют песней своей.
О чём же хористы те говорят?
О чём нам поёт колокольный раскат?
И что же решает их вечный совет?
Спасти от каких желает нас бед?
Певцов тех, быть может, не видят глаза.
Они возвышают свои голоса,
Слышит Господь в небесной дали
Хвалу и молитвы от хора с земли.
А теперь вид с колокольни с другой стороны:
- если зима, то на колокольне холодно. Если это, конечно, не встроенная в здание храма звонница. Башня всем ветрам и сквознякам открыта.
-Какие бы плотные ни были перчатки, пальцы всё равно мёрзнут.
-А если таковых не имеется (в смысле, перчаток, а не пальцев)), мало ли, забыл человек. Оставил, не взял. Верёвками, к которым прикреплены языка колоколов, на руках набиваются противные мозоли.
-А как руки устают от долгого звона - промолчу.
-Расскажу мою историю: у меня колокольня такая: внутри башни поднимаешься по лестнице, пока не упрёшься в крышку люка. С третьего раза я кое-как открыла примёрзшую тяжёлую крышку, вылажу, а она ка-а-ак упадёт на меня! Ладно не на голову. Теперь синяк в пол-руки. Это ещё учитывая то, что я была в тёплом пуховике.
Хотя, далеко не все колокольни, как моя.
-Надо сбрасывать налетевший снег.
-Устанешь забираться. Это, пожалуй, самое плохое в колокольнях: подниматься. А бывают и опасные лестнице, по которым карабкаешься, да шепчешь молитовку ангелу-хранителю.
-Если нет чего-то типа наушников, (мало ли? Их тоже забыть можно) то очень громкий звон глушит. Хотя, у меня лично всего шесть не очень больших колоколов. Я к ним уже привыкла, и меня они не глушат. Ну только если я ооооочень долго звоню. Например на Пасху.
-Нужно следить за исправностью системы: от замены перетёршихся верёвок, до подкручивания болтов, на которых держатся тяжёлые друзья. Хотя и не обязательно это делать самому звонарю, можно попросить помочь, но надо заботиться о том, чтобы в один прекрасный момент сто-килограммовый певец не упал на звонаря, или на кого снизу. Доля ответственности.
-Ещё доля ответственности за "любопытных Варвар". Забыл запереть колокольню - залез кто-то и шандарахнулся! Или по лестнице кувырком прокатился. А кто виноват?
-"Народ! Пропустите! Пропустите звонаря!!!"
Хорошо, летом проблем меньше)))
Внимание! А теперь, если это комбо: певчий-звонарь, как я))
- оглохший от звона (кстати, зимняя шапка тоже спасает) хуже слышит. А из сказанного выше, надо "петь ушами".
- На колокольне, как я говорила, холодно, ветер. Может продуть так, что петь очень тяжело.
- Надо и петь-читать, и следить за тем, чтобы в нужных моментах службы был звон. Та есть, небольшая, но доля ответственности. И долго на колокольне засиживаться нельзя - хор ждёт.
***
Но несмотря на это, лично мне очень нравится так вот служить. Ничего страшного, жизнь - не мёд. Не может быть такого, чтобы что-то хорошее или красивое получалось без труда.
Раз уж я упомянула о виде изнутри, то кроме трудностей, есть и радости. Во-первых, занятие любимым делом, а, во-вторых, или это, наверное, даже "во-первых", общение с близкими по духу людьми. Мне на моём клиросе очень уютно. Как дома с семьёй. А колокольный звон, между прочем, и это доказано, полезен для здоровья.
***
Прошу, не судите сильно строго, это моя первая статья здесь. И она адресована к людям, которые хоть какое-то отношение имеют к церкви, или хотя-бы не против веры. Тем, кто не верит в Бога и считает описанную мной деятельность пустой тратой сил и времени, прошу не сорить в комментариях, ладно? Давайте уважать друг друга?
С вами была Констанция Ля-Бекар, пока)))