1239

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок

Всем бодрое время суток!) Лайфхак... наткнулся я на этот пост, почитал комментарии. И так, некоторые не понимают и/или просто не знают, что при центровке воздушного судна (ВС) учитывается всё: вес пассажиров, вес ручной клади, багажа, груза, почты, экипажа, топлива, воды. Учёт идёт не с филигранной точностью:)
Скажу так, данный пост больше будет сухой и скучный. Будут конечно картинки, но для наглядности к тексту. Но я надеюсь, все-таки кому-то будет интересно.
Сразу скажу по поводу веса пассажиров. Конечно, если полетит 50 сумоистов, поправка на их повышенную массу будет сделана;) Ну а так исторически сложилось, что для пассажиров от 12 лет вес делится на «летний» и «зимний», летом - 75 кг, зимой - 80. Для остальных одинаково: от 2 до 12 лет - 30 кг. До 2 лет - 15 кг.
Весь смысл при регистрации пассажиров и багажа, контролировать центровку самолёта и распределить багаж, груз и почту по багажникам самолёта. Чтобы САХ самолёта не была слишком передней или слишком задней.
Центровка воздушного судна (Center of Gravity) - положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды - САХ. У каждого самолёта есть свой предельный передний и задний центр тяжести, когда самолёт уже не сможет компенсировать момент центра тяжести рулём высоты. Либо не может поднять нос, либо заваливается на хвост. Разжевал как смог;)
Простите за фото с экрана. Делать адекватные скрины было трудно.
И так, поехали. Регистрация пассажиров и багажа. Все производится в программе «Астра».
(Все зависит от авиакомпании, бывают разные программы. Рассматриваю на конкретном примера, суть в всех одна)

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Под цифрами: 1 - пункт назначения пассажиров; 2 - количество проданных билетов на данный рейс; 3 - количество зарегистрированных пассажиров; 4 - сколько из них мужчин; 5 - женщин; 6 - детей от 2 до 12 лет; 7 - детей до 2 лет; 8 - ручная кладь пассажиров; 9 - багаж в килограммах. Синим обвёл вес груза и почты, до куда он летит.
Все эти данные нам нужны, чтобы внести их в центровочную программу WB-гарантия.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В красном кружке указываем общее количество ручной клади. Под цифрой 1 зоны где сидят пассажиры. Цифры 2-5 нужны, чтобы указать количество мужчин, женщин и детей в этих зонах. Их количество мы смотрим на предыдущем фото. А кто в каких зонах смотрим тут:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст
Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Примерно раскидываем по зонам пассажиров. Программа уже считает центровку. Она уже понимает, что на нос давит, допустим, 20 пассажиров и 1400 кг (зона 0А). В зависимости от их возраста учитывается вес (В начале поста указал их). Они создают переднюю центровку. В зоне 0B, допустим сидит 15 человек и они тоже создают переднюю центровку, но не так сильно, как зона 0А, потому что они сидят почти у центра тяжести. Так же и влияют на заднюю центровку пассажиры зон 0С и 0D, в противовес зонам 0А и 0B. (Вспоминаем как работает момент силы рычага)
Дальше идёт багаж, груз, почта. На первом фото пункт 9 и то, что обвёл синим.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В самолёте два багажника: передний (цифра 1) и задний (цифра 2). Внутри они тоже делятся на две зоны. Для переднего багажника на 1 и 2 зону. Для заднего на 3 и 4 зоны. Обвёл зелёным. 1 зона позволяет загрузить туда около 800 кг. (Зависит от типа ВС). Потому что находится в самом носу. Туда много грузить нельзя. Опять же вспоминаем рычаг. 2 зона около 2-3 тонн. 3 зона 4-5 тонн. 4 зона около 800 кг (потому что самый хвост, рычаг сильный).
Жёлтым обвёл вес загрузки в зависимости от ее типа. В вот оранжевым обвёл уже тип загрузки. B - baggage/багаж, C - cargo/груз, M - mail/почта.
И так мы видим, что в первом багажнике, в первом отсеке 45 кг почты, во втором отсеке 600 кг багажа до LED (Санкт-Петербург). Во втором багажнике, в третьем отсеке 410 кг груза и 500 багажа до DME (Москва), в 4 отсеке 143 кг почты до DME. Данные по почте и грузу берём из первого фото.
Благодаря этим данным программа считает сколько килограмм давит на нос и хвост самолёта и как это влияет на центровку. Причём, если один самолёт летит транзитом до LED, через DME, то ВСЯ загрузка делится на разные багажники. Для быстрой разгрузки/загрузки самолёта и, чтобы не было путаницы.
Что ещё?) Топливо... топливо весит много и тоже влияет на САХ.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

До вылета заносится в программу сколько будет топлива на борту на взлёте, на рулении, сколько топлива самолёт потратит до посадки в аэропорту назначения. Это все нужно, опять же, для центровки. На взлёте одна центровка, на посадке другая. Потому что топливо сгорит. В данном случае сгорит 14.5 тонн топлива.
В итоге получается вот что:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Это центровочный график (колодец). Синяя линия не должна выходить за переделы белой зоны. Если это произойдёт, то программа выдаст ошибку и не даст оформить рейс. Нужно будет перегружать багаж, груз, почту. А может даже часть снимать с самолёта. Никто же не хочет катастрофы.
На основе всех этих данных создаётся Сводная Загрузочная Ведомость (СЗВ/Loadsheet). В которой указывается рекомендуемый выпуск закрылок на взлёте, положение стабилизатора. Количество пассажиров в каждой зоне. САХ (Цетровка самолёта) на взлёте, посадке. Количество груза, почты.
Выглядит примерно так (взял с другого рейса):

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

А так же схема загрузки багажа по багажникам и их зоны

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Эти документы отдаются командиру воздушного судна. Он их изучает и подписывает, подтверждая этим что он ознакомился со схемой загрузки и знает какая центровка его самолёта, сколько пассажиров и груза. Один экземпляр остаётся в аэропорту вылета, один остаётся ему.
P.S Ребят, 3 часа ночи. Пост планировался давно. Но я старался. Пытался подготовиться, углубиться в тему. Я сам не диспетчер пассажирских перевозок (он этим занимается), но мне все это разжевывали за два дня. Поэтому где-то я мог упустить что-то или объяснить не совсем понятно. Простите заранее. Я сам в целом это все понимал, но ни разу не видел как все центруется и проверяется.
Правда, надеюсь, что те, кто прочёл это все до конца, поняли тему в целом. Поняли, что центровка самолёта - важная штука и что учитывается вес всего.
P.s 2. Спасибо за внимание, надеюсь я внёс чуточку ясности.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
40
Автор поста оценил этот комментарий

теперь понятно отчего самолеты падают - это все пассажиры с нарушенной центровкой виноваты!

раскрыть ветку (34)
22
Автор поста оценил этот комментарий
Если все убегут в хвост, то да, можно и свалить самолёт
раскрыть ветку (32)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Про вперёд-назад понятно. А левая и правая стороны борта так же балансируются? Или нет? Скажем, 10 стоек регистрации S7 посадят каждая по жирному пассажиру 120 кг на левые ряды. Что тогда будет? Пилоту придётся одним крылом махать?

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Очень маленькое плечо относительно ЦТ для создания хоть какого-нибудь крена, по тангажу влияние куда более ощутимо.

К тому же когда речь идет о больших пассажирских самолетах.


Вот МИГ-25 поначалу на большой высоте при пуске одной ракеты с крыла начинал бешено вращаться по крену, снижаясь до определенной высоты, что потребовало кое-какой доработки органов управления, но это совсем другая история...

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я думаю, что это можно скомпенсировать увеличением подъёмной силы одного крыла.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но тогда увеличится аэродинамическое сопротивление и, соответственно, расход топлива. А это уже прямые доп. расходы для авиакомпании) мне потому и интересно

раскрыть ветку (1)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Но не скажешь же человеку "ты жирный и тебе придется сесть посередине" поэтому доп расходы наверняка заложены в цену билета
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Это не проканает по той причине, что человек подумает: «я один такой хитровыебанный, а остальные честные».
Автор поста оценил этот комментарий

Да хрен там. Скомпенсируется. Просто сожрёт топлива чуть больше.

раскрыть ветку (25)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Скорее всего, конечно это не приведёт к катастрофе. Но управляемость самолёта будет ухудшена. А если наложить плохие погодные условия, ветер, и т.д.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Пожалуйста -. Катастрофа в Баграме, именно из-за нарушения центровки. Не пиши, если не знаешь.

Предпросмотр
YouTube0:54
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Некорректный пример. Почитай результаты расследования - сорвавшийся броневик разворотил им гидравлику рулей высоты и сделал самолёт неуправляемым.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вполне себе корректный пример. Самолёт резко задрал нос, вышел на запредельные углы атаки и свалился на крыло, что и видно на видео. Повреждение системы управления стабилизатором лишь ухудшило ситуацию, но не стало её причиной. Перекладка стабилизатора не вызывает такого резкого увеличения тангажа, это случилось вследствие срыва мышины с креплений и скатывание её в хвост. Масса MRAP Cougar 14,5 тонн, это очень даже хватает, что 747 повёл себя так, как повёл.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так стабилизатор заклинило в крайнем положении и не факт, что у них не было шансов при рабочей гидравлике.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Даже при исправном стабилизаторе на такой низкой скорости и такой малой высоте шансов исправить ситуацию нет. Такой большой самолёт - это увалень, он не юркий и отвечает на изменение положения органов управления достаточно медленно. Может этот пример и не удачный, но то, что самолёты падают из-за выхода центровки за пределы, особенно резкого - однозначно. А то тут горе-знатоки пишут что "это просто усложнит управление". Часто - только усложнит, и хорошо если это так, но бывают и катастрофы.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Не пассажирский самолёт, но все же. Сорвало груз... https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Boeing_747_в_Багр...
раскрыть ветку (18)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Угу, бронемашиной пол самолёта разворотило. Груз сместился, да.

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да я прочитал уже, моя вина, не тот пример. Признаю.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А так уже погуглил, много инцидентов и катастроф из-за неправильной центровки и перегруза.
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На счёт перегруза. Друг наблюдал как перегруженный "Крокодил" (вертолёт) разбегался (!) по всей полосе (3,5 км) в аэропорту Аддис-Абебы. Перегруз так перегруз.

Ещё вспомнилось, как У-2 (или ещё какой "Кукурузник") во время ВОВ тащил полутонную бомбу.

И кто мешает в шасси установить тензодатчики? По крайней мере по ним можно легко определить горизонтальную проекцию центра масс ЛА.

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В 90-ые обычная практика была взлетать «с последней плиты» даже пассажирским самолетам, грузились выше нормы. Опасно, но пытались заработать больше денежки.

1
Автор поста оценил этот комментарий

ну для Крокодила это вполне стандартный режим взлёта )


Ми-26 примерно также взлетают )

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я летал в 90-е *зайцем* в кабине пилотов - весь самолет был забит до отказа ,левые пассажиры сидели даже на столике у стюардесс и в туалете) Но козырно летел ,мне даже дали порулить штурвал (на автопилоте))

раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Один квс так сыну тоже порулить дал. На автопилоте. Мир их праху.
Вы там в 90е совсем ку-ку были?
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну узнал ты в центровку уже загруженного самолёта и что? Выгружать будешь и снова всё укладывать и снова по датчикам в шасси определять? Сразу нужно грузить правильно.

Автор поста оценил этот комментарий
ВПП на 2400 над морем? При статическом потолке 2200? Так это не перегруз виноват, я так думаю.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Википедия пишет статический 1400....Но набивали его тоже знатно.

Так что наверное да, превышение статического потолка  компенсировали разбегом.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Это я видел.) Не поверил, нашёл 2200 где-то.) А если ещё и на температуру воздуха +20 на 2400 посмотреть, то непростой взлёт вообще.
Автор поста оценил этот комментарий

Только пол? Стены целые остались?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
MRAP сорвался с креплений и разрушил гермошпангоут, а также сбил бортовые самописцы (они прекратили запись через 3 секунды после взлёта), порвал гидравлическую систему и погнул винтовой домкрат обоих горизонтальных стабилизаторов, переведя их в крайнее положение

Хватит?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот, а ты написал, что только пол.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы сексист?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да.

Автор поста оценил этот комментарий

Да на, на годный пример, неверящий https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Let_L-410_в_Бандунду

1
Автор поста оценил этот комментарий

Со смещенным центром тяжести

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку