Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом.

За 2014-2017 год в ряде городов Российской Федерации перестали работать целые системы электротранспорта, а также постоянно сокращается протяженность линий трамваев и троллейбусов.

Справедливости ради, в некоторых городах все же строятся новые трамвайные или троллейбусные линии.

Но статистика не в пользу последних.

Почему так происходит.

Зачем нужно уничтожать экологически чистый вид транспорта,который способен оградить города от вредного смога и избавить наши улицы от бесконечных пробок?

Не лучше ли реконструировать старую изношенную структуру и дать городам экологически чистый транспорт?

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Общественный транспорт – неотъемлемая часть жизнь любого города. Электротранспорт не только избавляет дороги от пробок, он еще и экологически чище автотранспорта. Но, к сожалению, в то время как развитые страны это понимают и вкладывают деньги на усовершенствование инфраструктуры и закупку нового подвижного состава, в большинстве стран бывшего СССР намеренно уничтожают трамвайные и троллейбусные линии, в дальнейшем пуская на маршруты автобусы. Одной из таких стран является Россия, в которой за 2014-2016 год были закрыты не только множество маршрутов, но и целые трамвайные и троллейбусные системы.


Давайте попробуем разобраться.Может действительно общественный электро транспорт не выгоден государству.


На деле получается совсем другая картина.


По современному подсчету экономистов и энергетиков:


На сегодняшний день очень просто решается подсчет электричества,требуемого для эксплуатации одной машины (троллейбуса или трамвая).

Для этого в Европе сегодня применяют бесконтактный цанговый амперметр, совмещенный с GPS-модулем, и программа, считающая количество километров и потребленных киловатт.


И в результате получается:


Трамвай потребляет электричества (на 1 смену) примерно в 2-3 раза меньше, относительно автобуса малого класса (в денежной пропорции).


Способен перевозить в 2 раза больше пассажиров, стоит (импортный, бывший в эксплуатации) в 3-4 раза дешевле нового (меньшего) отечественного автобуса.


Экологическая безопасность шикарная, выбросов ноль, безопасность для пассажиров – абсолютно европейская, сами же европейцы (и не только) успешно используют троллейбусы с пробегом.


Троллейбусных систем в мире не так много, как трамвайных, особенно в развитых странах Запада. В то же время в бывших социалистических странах их было гораздо больше. Именно поэтому статистика открытия новых и закрытия действовавших систем троллейбуса в XXI веке выглядит достаточно интересно.


Всего в мире сейчас более 280 систем троллейбуса - чисто городских и, в некоторых случаях, междугородних. Подавляющее их большинство находится в России, Украине, Китае и других странах постсоветского типа. В то же время системы троллейбуса есть и в развитых странах, прежде всего в Швейцарии и Италии.


................................................................Немного истории...........................................................



....В свое время - в 1930-1940-е гг. троллейбус получил широчайшее распространение по всему миру, наибольшее количество троллейбусных систем тогда имелось в США и Германии, немало их было в Великобритании и Франции. Тогдашний троллейбус был более эффективен в городских условиях сравнительно с автобусом - за счет более мощных и компактных электродвигателей сравнительно с двигателями внутреннего сгорания. При этом троллейбус получался более вместительным, комфортным и динамичным.


Однако, уже в 1960-е начался "закат" троллейбуса в развитых странах. Это совпало по времени и с появлением более совершенных автобусов нового поколения, и с моральным и техническим устареванием троллейбусов второго поколения, произведенных в 1930-х - начале 1950-х. Фактически, вместо замены старых троллейбусов на новые их заменяли на автобусы. Отчасти это объясняется еще и тем, что на Западе троллейбус воспринимается не как отдельный вид городского транспорта, а просто как "привязанный" к контактной сети автобус.


В результате - в США, Канаде, Германии, Франции из десятков или даже сотен систем троллейбуса уцелели считанные единицы, а в Великобритании он исчез совсем.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Двухэтажные троллейбусы в Лондоне. Троллейбус в столице Великобритании работал с 1931 по 1962 годы. Фото из монографии "Лондонский троллейбус" Кена Блэкера.


..В СССР и зависимых от него странах ситуация была несколько иной. Сначала троллейбус строился либо как замена трамваю, либо как альтернатива тогдашним немногочисленным, небольшим и слабосильным автобусам. И даже в 1960-1970-е количество и качество советских автобусов не позволяло отказаться от троллейбуса. К тому же, в уже существовавших троллейбусных системах плановая экономика давала возможность регулярно обновлять подвижной состав. При этом наличие троллейбуса подчеркивало статусность любого областного центра или даже просто небольшого города с развитой тяжелой промышленностью и наличием пассажиропотоков.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
"Сельский" троллейбус в Доброполье на Донбассе - на самом деле был построен для массового подвоза шахтеров к нескольким шахтам. Фото: Юрий Маллер



Даже в таких условиях ряд городов Европы, в том числе социалистического лагеря, сознательно отказался от развития троллейбуса в пользу трамвая.


Это Хельсинки, Варшава, Прага, Вена, где троллейбусы проработали до начала 1970-х. Затем, по мере технического устаревания самих троллейбусов их ликвидировали, что с лихвой компенсировалось появлением новых современных вместительных трамваев, в том числе многосекционных, и строительством новых линий. Такие европейские столицы как Лондон и Париж, имевшие очень разветвленные сети метрополитена, отказались от троллейбусов в пользу автобусов.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Троллейбусы "Шкода" в Праге, 1970 г. Линии троллейбуса действовали с 1936 по 1972 г. Фото Tomáš Dvořák


Лишь в 1970-х в мире задумались об экологичности троллейбусов сравнительно с автобусами - что дало толчок к сохранению остававшихся на тот момент старых троллейбусных систем и, в некоторых случаях, строительству новых. Однако, появление уже в конце 1980-х гг. трамваев с низким уровнем пола и их высокая провозная способность стали причиной того, что в развитых странах мира даже в эпоху энергетического кризиса и борьбы за чистоту окружающей среды, троллейбус снова не получил массового развития.


Практически все города, имевшие возможность развивать с нуля электротранспорт, взялись строить трамвай.Это стало выгоднее,чем строить новые троллейбусные ветви.


Но в некоторых странах с уже имеющимися троллейбусными путями троллейбус снова обрел новую жизнь.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Троллейбус в германском Золингене - уникальная тупиковая конечная с поворотным кругом. В настоящее время этот троллейбус 1987 г. постройки работает в Мариуполе. Фото: Jurgen Lehmann


Исключением является Швейцария, где сохранились практически все троллейбусные системы, открытые еще несколько десятков лет назад. Дело в горном рельефе этих городов, где автобусы вплоть до 1970-х были неэффективными, в наличии дешевой электроэнергии с гидроэлектростанций и, с некоторого времени, экологического фактора. В результате, в Швейцарии на сегодняшний день эксплуатируются одни из самых совершенных в мире троллейбусов, в том числе - трехсекционные.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Трехсекционный троллейбус модели "Hess LightTram" в Женеве.



Распад СССР и Варшавского договора поставил точку в плановой экономике, в результате чего в ряде постсоветских стран, а также в Румынии и Болгарии в 1990-е и после 2000 года закрылись десятки систем троллейбуса. Как правило, во многих городах прекращалось постоянное обновление подвижного состава. А старый, при низком качестве обслуживания, достаточно быстро изнашивался. Вместе с убыточностью предприятий-перевозчиков это делало закрытие подобных систем лишь вопросом времени. Именно по этим причинам ликвидировали троллейбус и электротранспорт вообще в Азербайджане и Грузии, и почти полностью - в Казахстане и Узбекистане.


В общем причиной,как всегда при капитализме,стали деньги.И лоббирование интересов частных перевозчиков,малого транспорта.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Старый троллейбус "Шкода-9тр" в Гори (Грузия)на фоне памятника Сталину, 2010 год - за несколько месяцев до прекращения движения. Фото: Юрий Анисимов.


Особняком в плане закрытия систем троллейбуса стоит Китай - там "рогатых" меняют на электробусы.


Потому,что в коридорах прежних троллейбусных маршрутов, как, например, в Харбине, строится полноценное метро иначе троллейбусное сообщение,скорее всего оставили бы.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Пекин.Троллейбус марки BJD-WG-120A № 85803 — маршрут 112,служил до 2010 года.

Переведен на окраину.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Маршрут троллейбуса в Харбине №117.Существовал до 2017 года.


В настоящее время по всему миру развитие безрельсового электротранспорта пошло по вектору внедрения электробусов. В одном только Китае их уже имеется около 220 тысяч, при этом в ряде городов электробусы уже вытесняют обычные автобусы. Электробусы сочетают в себе экологичность троллейбуса при маневренности и независимости от контактной сети автобуса. Но, пока что, в Европе электробус стоит, как минимум, вдвое дороже аналогичного по вместимости дизельного автобуса и в полтора раза дороже троллейбуса.


Однако, при создании системы электротранспорта с нуля, более высокая стоимость электробусов компенсируется экономией на инфраструктуре - вместо строительства контактной сети и многочисленных тяговых подстанций, достаточно обойтись мощными станциями зарядки в депо и на ключевых конечных остановках.



В то же время наличие уже существующей инфраструктуры троллейбуса дает основания полагать невыгодным отказ от нее в пользу какого-либо другого вида транспорта.

Скорее наоборот - такая инфраструктура дает возможность использовать обычные троллейбусы или троллейбусы с возможностью автономного хода параллельно с внедрением электробусов.


Вариант с наличием троллейбусов с автономным ходом реализуется при помощи аккумуляторов - получается полноценный электробус с запасом хода от 10 до 70 километров и возможность работы и подзарядки от контактной сети. Есть троллейбусы, оснащенные дизель-генераторами или параллельной дизельной силовой установкой - так называемые дуобусы.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Электробус в Пекине.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Троллейбус модели "БКМ-321" следует по маршруту на автономном ходу от дизель-генератора, Брест, Белоруссия.


Таким образом, для развития электробусов в тех городах, где нет троллейбусной инфраструктуры, предпочтительнее "чистые" электробусы.


А вот в городах, где уже есть инфраструктура троллейбуса, более оправданным выглядит внедрение троллейбусов с аккумуляторами автономного хода - чтобы иметь возможность работы как в виде обычного троллейбуса, так и электробуса без контактной сети.

Троллейбусы и трамваи,зачем разрушают.Как обстоят дела с этим - экологическим видом транспорта у нас и за рубежом. Общественный транспорт, Россия, Экологичный транспорт, Трамвай, Троллейбус, Транспорт, Длиннопост
Троллейбус модели "БКМ-321" с опцией автономного хода от аккумуляторов - в аэропорту Кишинева.


Закрытия троллейбусов в наибольшей степени касаются стран бывшего СССР, а также Румынии и Болгарии.


Особняком стоит Россия, где массовая ликвидация троллейбусных систем только начинается.


Здесь сказывается плановая убыточность троллейбуса, помноженная на отсутствие дотаций и незаинтересованность местных властей в работе троллейбуса по ряду причин, среди которых есть и лоббирование частных автобусных перевозчиков. Также сказывается и резкое сокращение местных бюджетов.



......................................................И напоследок..................................................................


Как уничтожить муниципальный общественный транспорт в России? Этим вопросом задается каждый владелец маршруток, поднявшись хотя бы до уровня городского депутата. Несомненно, главным методом осуществления данного плана является пресловутая подмена понятий. Под соусом борьбы за "эффективность", "современную транспортную систему" плавно, не раскачивая яхты,производится демонтаж наиболее эффективных видов городского транспорта.


Краткий алгоритм данной операции:


1. На начальном этапе имеем муниципальный транспорт, полностью и безоговорочно подчиняющийся местным властям, и коммерческие "джамшутки", имеющие среди этих властей надежную крышу и приносящий солидный "серый" гешефт.


2. В целях экономии бюджета нужно сократить инвестиции в обновление основных средств муниципального транспорта. Желательно до нуля. Это даст возможность направить средства на более значимые с политической точки зрения направления (реклама, пропаганда, в т. ч. оплата труда журналистов и блоггеров) и тем самым усидеть на своем месте.


3. Обязательно провести компанию по пропаганде необходимости устранения "устаревшего" электротранспорта, замены его на "маневренные" Газели и Богданы.


4. "Обосновать" с участием "компетентных специалистов" - сотрудников ГИБДД, что причиной пробок является электротранспорт. Пообещать, что после демонтажа сего пережитка тоталитаризма, все пробки исчезнут как дым и наступит всеобщая благодать. При желании можно пообещать электорату новые современные автобусы. Закупать их все равно не придётся!


5. Всячески противиться идеям реконструкции электротранспорта, его обособления, создания выделенных полос. Наоборот, надо закрывать остановочные пункты, переносить их подальше от центров притяжения пассажиропотоков. ГИБДД тут верный помощник. (Вообще, история показывает, что гайцы сделали всё возможное для деградации общественного транспорта в стране. Хотя и законодатели внесли свою лепту, особенно, пп. 8.5 и 9.6 ПДД1).


6. Демонтировать под улюлуканье автомобилистов один-два участка сети в центре города, генерирующие основной пассажиропоток.


7. Из п. 2 следует рост эксплуатационных затрат, из п.6 - снижение выручки. Удельная выручка (в расчете на километр сети) снижается. Можно со статистикой в руках сказать: "Они не вписались в рынок. Мы тут не причем".


8. П. 7 является причиной низкой з/п, снижения кадрового потенциала предприятия.


9. Также из п.7 проистекает нарастающий износ основных средств, снижение разрешенных скоростей движения с целью обеспечения безопасности движения скоростей.


10. Если же безопасность ещё не страдает, можно все равно увеличить графиковое время хода, так сказать для "профилактики".


11. Уменьшение выпуска подвижного состава.


12. Из пп. 10, 11 получается, что транспорт теряет конкурентоспособность по качеству услуг: долгое время ожидания, низкая скорость, непредсказуемое время поездки2.


13. Уравниваем тарифы в муниципальном и коммерческом транспорте.


14. В этот момент стоит отменить месячные проездные билеты.


15. Пп. 13,14 подрывают конкурентоспособность по цене. Пассажиропоток продолжает падать вместе с удельной выручкой. Себестоимость перевозки пассажира растет.


16. В целях снижения издержек продолжается демонтаж участков сети. В первую очередь на тех направлениях, где электротранспорт составляет наибольшую конкуренцию чадящим скотовозкам. Опять идем к п. 12.


17. Списание подвижного состава. Опять идем к п. 11.


18. Закрываем одно-два депо. Землю умело продаем. Гешефт!


19. Спираль снижения конкурентоспособности (пп. 10, 11, 12, 15,16, 17) продолжается до полного уничтожения конкурента.


20. Все теперь Вы монополист. Повышайте тарифы. Если что идите на шантаж. Гешефта не бывает много!