Тролль из Древней Греции

Однажды я, как и многие, попала в великие сети Интернета. Мне было около 20 лет, и я была очарована. Какое прекрасное изобретение! Какая возможность не выходя из дома обмениваться знаниями, мнениями, опытом. Мне ведь тоже есть чем обменяться.

Правда, очень скоро стало понятно, что обмениваются в Интернете не только мыслями, но и оскорблениями. Интернет-тролли оказались существами всеядными и обитающими везде. О чем бы ни был пост, обязательно находится хоть один гений, стремящийся поразить окружающих своим цинизмом и озлобленностью.

То ли дело раньше -- травка была зеленее, воздух чище, а люди ходили и посылали друг другу лучи добра...

Или нет.

Античная литература помнит одного замечательного поэта по имени Архилох. Начинал он как все поэты -- писал лирические стихи про любовь к даме сердца, превозносил ее красоту, чудный характер и другие прелести. Собственно, продолжай он в том же духе, может, и не остался бы в истории.

Но однажды Архилоху надоело вздыхать впустую, и он решился посватать любимую. Но вот беда -- поэт был аристократом только наполовину. Мать его была рабыней. Отец девушки прогнал жениха с позором.

Архилох, однако, не унывал и продолжил писать девушке стихи. Вот только тон их несколько изменился...

Теперь он перечислял в стихах одни лишь недостатки бедняжки. А заодно и ее сестер, и, разумеется, отца. Теперь уже внешность и характер несостоявшейся невесты представали в стихах поэта отвратительными и заслуживающими всяческого порицания. Сейчас это назвали бы травлей, но тогда Архилох изобрел целый поэтический жанр -- ямбы, короткие сатирические стихотворения.

В поздних биографиях (по большей части выдуманных) утверждали даже, что бывшая возлюбленная Архилоха и ее сестры не выдержали нападок и покончили с собой. Никакого подтверждения этому слуху нет.

Ну а разочарованный жизнью Архилох покинул родной город и стал наемником. Служа в наемной армии, он продолжал писать ямбы. Его творчество впервые в истории античной литературы показало войну с неромантичной стороны. К тому же, Архилох откровенно насмехался над культом героизма и самоотверженности, процветавшим среди греков, и открыто писал, что война для него -- всего лишь способ заработка.

***

В остром копье у меня замешен мой хлеб. И в копье же —
Из-под Исмара вино. Пью, опершись на копье.

***

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

***

Мы настигли и убили счетом ровно семерых:
Целых тысяча нас было…

(Перевод В. Вересаева)