Триумф Царя-Жреца: власть, насилие и рабство на заре Шумера
Период между IV и III тыс. до н.э. в Месопотамии известен как начало блестящей эпохи Шумера. Археологическую культуру этого времени относят к самому началу раннего бронзового века, и называют Урукским периодом или Уруком. Самым крупным и важным местом в Южном Междуречье тогда был шумерский протогородской центр Унуг, который аккадцы называли Уруком.
Это было время первого расцвета цивилизации в области Плодородного полумесяца на территории современных Ирака и Сирии. Тогда самые ранние города, такие как Урук на юге, Телль-Брак и Хамукар на севере, превратились в первые мегаполисы мира.
В этот период хозяйство сильно усложняется. Теперь нужно не только производить продукты, но и хранить и распределять их. Структура управления замыкается на храме и получает персонифицированную вершину в лице правителя - так называемого Царя-Жреца.
Этот человек еще не может оставить свой личный след в истории посредством несовершенной письменности, предметов быта или культа,
но уже пропагандирует саму концепцию особой компетенции мудрого вождя, заботливого пастыря и могучего победоносного воина.
Недолговечные, но доступные шумерам глина и тростник не смогли сохранить до наших дней крупные формы произведений искусства.
Поэтому мы вынуждены изучать историю раннего Шумера на основе мелких прочных артефактов, как каменные штампы и цилиндрические печати.
Изображение на печати не только удостоверяло личность, статус и полномочия, но и демонстрировало кем ощущал себя её владелец.
На одной печати из Урука, изображен Царь-Жрец с копьем в вытянутой руке, что, предположительно, является символом власти.
На другой подобной печати - воины, которые держат оружие и угрожают связанным обнаженным мужчинам перед лицом Царя-Жреца.
Вся сцена на первом оттиске подчеркивает беспомощность связанных людей, расчеловечивает и лишает этих несчастных идентичности.
Второй артефакт демонстрирует триумф торжествующих победителей над пленниками. Не исключено, что мы видим расправу над врагами.
Обе печати могли принадлежать верховным жрецам, их приближённым или чиновникам, которые централизованно руководили трудом рабов.
В любом случае, артефакты показывают насилие как важный атрибут зарождающегося государства, а правителя как лидера управляющего этим насилием.