687

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, даже служил на бронепоезде.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»


В 1929 году Кошкину было уже больше 30 лет, казалось, его мечта стать военным инженером от него уплыла. Но характер у Михаила Ильича был не такой, чтобы сдаваться. Он написал Сергею Кирову – известному партийному лидеру, с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные специалисты, и он был рекомендован в число парттысячи, для учебы в Ленинградском технологическом институте. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения. Впереди было знаковое направление в Харьков на паровозостроительный завод.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

М.И. Кошкин (второй слева) на ленинградском заводе.


В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова. Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов


Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

А-32 был принят советским командованием для дальнейших доработок и в итоге стал знаменитым Т-34.


В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

6 марта 1940 начат 7-дневный пробег Харьков–Москва


Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Трагическая судьба Михаила Кошкина - создателя танка Т-34 т-34, Инженер, Гений, Победа, СССР, Сталин, Танки, Яндекс Дзен, Длиннопост

Памятник великому инженеру в Харькове


Спасибо за внимание! Подписывайтесь, если было интересно! До скорых встреч!

Источник: Канал на Яндекс.Дзене

Найдены возможные дубликаты

+162

Небольшой экскурс в историю: Не мне конечно прибеднять заслуги Кошкина, но вот только реальным конструктором легендарного танка Т-34 был Адольф Яковлевич Дик, а вот товарищ Кошкин, который без ума пытался стать руководителем завода ХТЗ занимался не совсем хорошими вещами сталкивая лбами конструкторов, при нем на заводе сменилось шесть руководителей их всех арестовали, арестовали по доносам Кошкина, по его же доносу был арестован и Дик, сам он руководителем так и не стал, ему было отказано с формулировкой "За создание склочной атмосферы" Есть фрагмент письма где черным по белому, одним из конструкторов было написано "Начальник КБ отдела 100 т. Кошкин ведет линию на срыв работы, которую проводит т. Дик" В 37 году Дику должны были дать в помощь трех конструкторов, дали только двух и то когда поздно было, которых кстати, пытаясь сорвать сроки Кошкин дизморалил без остановки, тем что у Дика ничего не получится, в итоге у них руки и опустились, сроки сдачи этапа были сорваны на две недели и Дик поехал на 10 лет в лагеря оказавшись в Нижнем Тагиле, а после в Бердске и принял участие в проектирование, причем очень большое участие, легендарного паровоза ИС. Получил больше пятидесяти авторских свидетельств, тридцать из которых за танк Т-34, у Кошкина не было ни одного, в итоге наш товарищ присвоил себе авторство танка, да вот беда только была в том что Дик проектировал танк под пушку 45 мм, но Иосиф Виссарионович приказал установить на танк пушку 76 мм, дорабатывать ничего не стали, правда казенная часть у танка была на метр короче, что в итоге приводило к тому что после пары выстрелов башня, а следом и сам танк заполнялись пороховыми газами и экипаж терял сознание, в в 42 году когда Дика этапировали в Нижний Тагил где он помогал в КБ приводить танк в порядок и установив на "тридцатьчетверку" пушку в 85 мм получился не менее легендарный Т-34-85. В итоге, немца да еще и врага народа сидящего по 58 статье, Дика, попросту вычеркнули из всех мемуаров, ну а лавры понятно кому достались. Забыли Морозова, забыли Цыганова, забыли Сапрыгина, а они сделали не меньше Дика для того чтобы Т-34 стал тем, чем он стал, танком Победы

раскрыть ветку 44
+34

Но вот и спустя многие десятилетия публикуются и заплюсовываются посты именно о Кошкине...О Дике и соратниках знают гораздо меньше. Сработали "склоки" и присвоение авторства.

раскрыть ветку 5
+6

Так тема не освещается в фильмах или сми , в учебниках нет места...а в советских изданиях однозначно написано -"конструктор Кошкин М.И."

раскрыть ветку 2
0

Историю пишут победители

раскрыть ветку 1
+40

С катюшами тоже большое пидорство было, её "конструктор" Костиков (один из подчинённых, не особо видный) тупо на завершающей стадии слил Лангемака и других конструкторов органам, занял место руководителя института и получил кучу государственных премий за её создание. Через несколько лет, не осилив какой-то важный оборонный заказ его таки выпнули из кресла руководителя, но в те времена уже не расстреливали всех подряд, нормально дожил до старости.

раскрыть ветку 4
+10

Вот так же и с Диком получилось

+1
Да и с Калашниковым не всё так однозначно
раскрыть ветку 1
-5

Где то заплакал один Хуго

ещё комментарий
+8

Ого, какие интересные вещи Вы рассказываете. Надо почитать, стало интересно. Порекомендуйте, пожалуйста, литературу на эту тему.

раскрыть ветку 3
+13

Простите я в институте писал доклад на эту тему, тысячу лет назад )) сейчас даже и не вспомню где искал и что, но поищу

0
+2
Черт, такие вот коменты заставляют порыться в истории. Если все так, как написано в учебниках пыль в глаза
раскрыть ветку 3
-1

Что именно пыль в глаза? В каком учебнике истории ВОВ уделено более 3-х страничек?

раскрыть ветку 2
+2

А вот интересно, Кошкин вообще вроде как с кондитерской фабрики на завод пришел, если память не изменяет. В то время он заведомо не мог знать, что танк выйдет отличный, Я вот не совсем понимаю зачем он тогда саботировал все подряд? Только лишь ради того чтоб стать начальником чтоли? И это в такое-то время? Или это зависть к чужим успехам?

раскрыть ветку 3
+2

Время как раз удобное, если за каждый донос сажали или увольняли.

раскрыть ветку 1
0

Зависть получается

+1

пруфы будут?

0

А можно пару ссылок на данную инфу? Никогда раньше  подобного текста не видел, хотя вроде не мало читал про советское танкостроение.

раскрыть ветку 2
0

Почитайте тут, там есть много интересного

0
Спасибо, интересно!
-2

Наглядный пример поднятия науки и промышленности в сталинские времена о котором любят кричать сталинисты на каждом углу: талантливые конструкторы в лагере, а начальник отправивший их туда присваивает себе заслуги.  И почему Сталин должен был решать должен идти танк в серию или нет, полуграмотный семинарист наверное очень хорошо разбирался в машиностроении и конструировании военной техники.

ещё комментарии
-11

Щас вам расскажут как ребята из США доработали его, а до этой дороботки, это типо было говно.  Мне было так обидно, не воруйте победу у дедов. И лендлиз и другая помощь были хороши. Но основная заслуга на наших дедах. Помните и гордитесь.

раскрыть ветку 4
+11
При чем тут ребята из США?
Причем тут, не воруйте победу у дедов?
раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+22

А20 - морально устаревший к середине 30х? С орудием 45?! Когда весь мир ездил с кулемётами и 37мм?!!! Охуеть бред какой. Опытный новейший танк в единственном экземпляре. В 1935 году. 

Блять, это не статья, а кромешный пиздец.

раскрыть ветку 7
0
Точно. У СССР были самые охуенные танки на начало войны.
раскрыть ветку 6
+11

Которые, увы, контрились полным отсутствием понимания как и где их применять. Да еще и в условиях полного господства противника в воздухе. Даже практически непобедимые КВ гибли зачастую не сделав ни единого выстрела.

ещё комментарии
0

Ну панцырькампфваген айн и цвай - дас убермашинен фур дойчен зольдатен. Нихьт?

раскрыть ветку 1
+10

Танк нельзя создать, это же конструктор. Подвеску, пушку, компоновку узлов, трансмиссию, броню, формфактор, это все делают разные люди и потом собирают все вместе для тестов.

раскрыть ветку 6
+5
Можно. Хочешь сказать, выбрать лучшие варианты из имеющихся, сообразить, как они будут взаимодействовать, засунуть всё по нужным местам, оценить все возможные слабые и сильные стороны - это не работа?
раскрыть ветку 1
+2

Хочу сказать это дело кучи людей, слишком много факторов для теоретического просчета, нужно много вариантов, тестовые образцы, опытные модели, и какая взлетит до конца непонятно, но разве те кому не повезло ничего не сделали для успеха?

+1
Ага, из хранилища в гит
раскрыть ветку 1
-1

Чет сложно.

0
У танка, как и у пушки или самолёта, есть главный конструктор: тот, кто, в конечном итоге, определяет, какие узлы нужно взять за основу, какие надо доработать, какими ТТХ придётся поступиться, каковы будут перспективы развития конкретного образца и согласовать все это с заказчиком.
раскрыть ветку 1
0

У того конкретного прототипа который в итоге выстрелил - да, как и у неудачных.

+6

странная хронология в статье.

на самом деле:

АБТУ РККА выдает технические требования на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка осенью 1937 года.

– тип танка – колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий с тремя парами ведущих колёс и синхронизированным гусеничным и колёсным ходом;
– боевая масса – 13–14 тонн;
– двигатель – дизель БД-2 (впоследствии получивший индекс В-2);
– максимальная скорость движения как на гусеничном, так и на колёсном ходу – 70 км/час;
– основное оружие – 45-мм танковая пушка со стабилизатором либо 76,2-мм танковая пушка;
– толщина лобовой брони корпуса – 25 мм, бортовых листов корпуса не менее 16 мм, крыши и днища – 10 мм, башни – 20 мм, при этом броневые листы должны располагаться под наклоном не менее 18˚;
– экипаж танка из трёх человек: командира, механика-водителя и заряжающего-пулемётчика.

Под эту рыбу на 183-ем заводе собирают КБ-24 которое и возглавил Кошкин который до этого трудился в КБ Ленинградского завода и даже поучаствовал в проекте танка Т-29 (это можно сказать дед Т34)


Весна 1938г. КБ выкатило эскизный проект БТ-20, эскиз был утвержден с рядом замечаний

Через месяц в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей РККА  На этом совещании были детально разработаны новые технические требования к БТ 20.

Новые требования предполагали наращивание бронезащиты, Экипаж танка увеличивался до четырёх человек, боевая масса танка возрастала до 16,5 т . Танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. Изменилась и доктрина его применения.


В Августе 1938г выходит Постановление Комитета обороны 198сс

В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утверждённым Народным Комиссаром Обороны, три опытных образца танков – два гусеничных и один – колёсно-гусеничный с 6-ю ведущими колёсами (приложение № 2). Один из гусеничных танков изготовить химическим.
а) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытные образцы танков к 1 июня 1939 года.
Деревянный макет танка предъявить макетной комиссии к 1 октября 1938 года.
б) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков всесторонним сравнительным испытаниям и выбрать для представления на вооружение один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку требованиям»

И тут у 183 завода начались проблемы - вместо 1-го БТ-20, от конструкторов требовали 3(!) танка.


В итоге на БТ-20 вообще забили и к октябрю 1938-го выдали проекты 2-х танков колесно гусеничного и гусеничного (А-20 и А20Г).

в Декабре комиссия поизучав проекты выдала ряд замечаний и конструктора снова засели за кульманы выдав к февралю 1939г чертежи и макеты новых танков.

Февраль 1939г комиссия в Кремле изучив проекты выбирает для изготовления в металле А-20, Но Кошкин настаивает на воплощении в металл обоих танков, Виссарионыч приказывает расстрелять выскочку дает добро, Кошкину придумывают должность главного конструктора завода (да, да до этого там такой должности не было), сливают 2 КБ (520 и 24-е) в одно. а начальником нового КБ-520 назначают, внезапно, Морозова.

Уже В мае выкатывают на испытания А-20, а чуть позже - летом и А-20Г который получает индекс А-32.

боевая масса А-32 выросла до 19 тонн, он получил по дополнительному катку на борт и пушку  Л-10

С август 1939г  по результатам испытаний комиссия дает заключение:

«Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают т.т.требованиям к ним предъявленным.
Как А-20, так и А-32 пригодны для эксплуатации в условиях РККА.
Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей и изменив передаточные отношения. При этом усиленные детали должны быть максимально использованы и на А-20.
Все отмеченные в отчёте недостатки необходимо устранить, для чего срочно представить в АБТУ на утверждение перечень работ с указанием сроков»

В сентябре 1939г оба танка были отправлены на полигон в Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.

По результатам дефиле 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно которому, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.

28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.

С октября по ноябрь 1939 проводятся испытания второго образца А-32 (с 45мм пушкои как на А20) догруженного до 24 тонн  балластом.

По итогам испытаний догруженной машины комиссия подтверждает целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной Армии

А что же старина А-20?

После успешных испытаний А-34 от производства А-20 решено было отказаться. Единственный образец танка был передан в музей полигона в Кубинке, в войну его включили в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.

3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.

раскрыть ветку 3
0
от производства А-20 решено было отказаться

Странно. А почему не вернулись к варианту легкого танка?

Воевали же всякие т-70

раскрыть ветку 2
+1

Военные как всегда готовились к прошлой войне и изначально БТ 20 планировался как танк поддержки пехоты и кавалерии. Он должен был иметь по кругу броню с защитой всего-навсего от 12.7 бронебойных пуль, А-32 же с усиленной противоснарядной броней уже мог действовать как совместно с пехотой так и самостоятельно, само собой такой тип танка как А-20 стало выпускать нецелесообразно, особенно в свете стремительного насыщения армий потенциальных противников противотанковой артиллерией. Более того у А-34 был большой потенциал модернизации, уже в 40-м году был предложен проект танка Т-34Т с торсионной подвеской (предполагалась  возможность увеличить вес машины до 30+ тонн), а в 41-м полностью сформированы ТТ к полной модернизации Т-34, в январе 1941г под эти требования была начата работа над танком  А-43(Т-34М)

0

Очень дорого, негде было делать (мощностей не хватало), с учетом того, что там почти т-34 (почти средний танк), а дрыгатель - дефицитный и капризный в-2 как у т-34, то преимуществ по выпуску у а-20, как и у т-50, перед т-34 не было.

+4

В СССР еще фильм сняли про Кошкина - называется "Главный конструктор" =)

раскрыть ветку 1
+6

В России тоже сняли фильм, но его лучше не смотреть.

+2

" с мольбой отправить его учится. Стране нужны были грамотные" мой любимый отрывок текста.

+2
А пост вообще о чем? Начиная с названия. Я с биографией Кошкина знаком лишь в общих чертах, но трагичного в ней как-то не много (голод и смерть от болезней, к сожалению, обычное явление тех времен).
Про его работу (в т.ч. над 34-кой) ничего не написано. Хотя у проекта был ряд проблем (опять же, как и многих тогдашних проектов), да и не одного Кошкина эта заслуга.
О роли Сталина, в политике тех лет, автор вообще не имеет представления.
+1

Тонкая броня и слабое орудие в 45 мм уже в середине 30-х г делали танк морально устаревшим?

ТС, даже в 1941 только у СССР были танки с противоснарядным бронированием, про 30-е вообще молчу.

Насчёт пушки в 45 мм. Даже в 1941 такой пушки было более чем достаточно для пробития брони немецких танков, по этой причине Т-34/57 был выпущен ограниченной серией - слишком мощное орудие. Про 30-е годы вообще молчу

раскрыть ветку 15
+3

Шасси устаревшее.

На момент появления А-20 было уже ясно, что колёсно-гусеничная схема танков Кристи не отвечает требованиям современной и будущей войны.

раскрыть ветку 3
+1

Не шасси, а подвеска свечная. Колесно-гусеничная схема умерла еще на стадии опытных образцов уступив место чисто гусеничной схеме.

0

Шасси даже в чисто гусеничном варианте было безнадёжно устаревшим, но выпускалось до конца войны. Например, даже на копеечных танках Астрова, которые выпускались заводом ГАЗ из автомобильных деталей, была торсионная подвеска, а на Т-34 пружинная, которая была ненадёжной, занимала много места и к тому же негативно сказывалась на точности стрельбы и скорострельности. По броне лёгкие Т-70 (лоб корпуса 35/61°) немногим уступали средним Т-34 ранних выпусков (45/60°) и превосходили немецкие тройки Ausf.E (30/9°). Фокус Кошкина фактически вытащил довольно несовершенную в отдельных деталях машину на пьедестал славы. Без него скорее всего начали бы модернизацию известного и освоенного в производстве т-28 с приведением его к однобашенной схеме - по сути повторили бы тот же самый процесс, что Т-35->СМК->КВ. Что получилось бы на выхлопе? История не терпит сослагательного наклонения, но уж точно не остались бы без среднего танка с противоснарядным бронированием.

-1
Поэтому на Кристи катали т-34 до самого конца войны.
+5

Причём тут пробитие немецких танков? А-20 действительно был морально устаревшим ещё на момент создания

раскрыть ветку 10
0

На момент создания? 1935 год? А какой танк был в 1935 году не устаревшим морально?

-1

Да ну? Чем же устаревшим?

-5

45 мм пушка, 72 км скорость, 36 л.с. у.м. Топ-показатели до 1945 года

раскрыть ветку 7
ещё комментарии
+1

заболел не только он и все кто был в танке, и все умерли. почему об этом не написали?


гений инженерии если не враг то сам здохнешь

0
По поводу фамилий. Кошкин. Катаева. Есть версия, которую мне когда-то в 90х озвучила бабушка. Эти фамилии придуманы для новой советской власти детям бывших дворян, то есть скрывали настоящее происхождение. Чтоб не преследовали.
Бабушка в девичестве Рыбкина, муж её Ласточкин. Говорила, что в реале должна в девичестве быть Раевская.
0

какая тупейшая, бездарнейшая статья, которая перевирает наверное в каждой строчке

0
Директор завода конфеток, где-то это уже было
раскрыть ветку 1
0

История повторяется сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

0
Почему не указано где он родился?
0

"Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади", а всем желающим раздавали брошюрки с ТТХ. (сарказм).

"Но утром 17-го марта танки стояли на Ивановской площади в Кремле. К ним подошли Сталин, Молотов, Ворошилов, Калинин, Берия и др. Начальник АБТУ Д.Г.Павлов представил машины Сталину. После показательных пробежек по брусчатке, танки остановились на прежнем месте. Танки вождю понравились" (https://patrik1990.livejournal.com/20528.html)- более правдоподобно. Как подтверждение можно использовать фото показа СУ-152.


(http://kpu.life/uk/85742/kratkaja_fotostalynyada_2045_gg_hh_...)

Иллюстрация к комментарию
-1

на 1941 год во всем мире не было ничего похожего на БТ-2,5,7,7м,7а и А20, а у Вас он устаревший в 30-х годах! По сравнению с ЧЕМ? С Т-72, или Меркава? Тогда согласен - устаревший безнадежно. Повторюсь, нужно сравнение с танкопарком мира на 30-е годы.

раскрыть ветку 1
+1
А можно статистику, какие из них потеряны в бою, а какие из за поломок и уничтожены из за отсутствия топлива/боеприпасов?
-1
Он выполнил своё предназначение и ушёл. Возможно и мы для чего-то живём, но оценено это будет только после нас.
-1

Концовка грустная. Молодец мужик!

-2
Вдобавок советую посмотреть фильм "танки" , про Кошкина и ход двух т34 из Харькова до Москвы
раскрыть ветку 1
+1

Современную блевоту?

-2
Статья отличная, но слишком мало про репрессии. Надо было ещё раз 15 повторить.
раскрыть ветку 19
0

Надо тысячу раз повтороить, а то до многих сегодня плохо доходит.

раскрыть ветку 17
+8

Да да. Сотни миллионов расстреляли. Все были невиновны. Солженицын врать не будет

раскрыть ветку 16
-7

Какая дичъ, какое дно...какое поразительное отсутствие здорового ума! Вам бы в больничку.

ещё комментарий
-4

Это так, для общего развития:

Всего потери советской бронетехники с 22 июня 1941 по 9 мая 1945: 83500

Всего потери немецкой бронетехники с 22 июня 1941 по 9 мая 1945: 28735.

Т.е. в 3 раза...

Источник: https://historical-fact.livejournal.com/72615.html

раскрыть ветку 26
+14

Тут вот в чём дело, бро (хотя и не брат ты мне...)

Вермахт и СС с радостью потеряли бы в боях в три раза больше танков и самоходок. Но вот только промышленность Германии, Чехии, Франции и остальной Европы, подмятой Германией что ходила под немцами - не смогла дать такого количества. А разорванная в клочья (и это не крики чёрной обезьянки, а сущая правда) и воссозданная по кусочкам в эвакуации советская танковая промышленность - смогла. И эти цифры - не позор Союза, а знак подвига советского трудового народа.

Ну, и союзники ещё кое-что присылали. За что и им тоже спасибо. Мала бородавка, да хрену добавка.

раскрыть ветку 12
+8

Справедливости ради, смогла бы дать не меньше, если бы не тяга немецкого руководства к вундервафлям с большим ресурсом.

Сделали ставку на протосов и прогадали.(не, я тут не отсылаю к "завалили трупами", просто объективно советские танки были гораздо хуже по ТТХ, но стратегически за счёт как раз производственных возможностей они выгоднее).

раскрыть ветку 6
+5

А вот и "надписи на рычажках" подъехали. Сравнивать танки чисто по количеству - это уже демонстрация невежества в вопросе. Как можно приравнивать Пантеру к Т-34? Правильно сказали ниже: к чему эти цифры?


Далее. Могла бы промышленность Германии и Чехии дать больше танков? Могла бы. ВВП Рейха был выше, чем у СССР. Но ценой мобилизации всего государства, что привело бы к падению уровня жизни граждан. Гитлер на это не решился до 1943 года. Сталин же начал ускоряться еще в 1940 (переход на 8 часовой рабочий день и 1 выходной в неделю). В 1941 по указу 26/XII уход с предприятия считался военным преступлением (дезертирством). За два с половиной года по этому указу было вынесено около 5 млн. приговоров. Сейчас правда часто вместо "приговоров" пишут "осужденных", нет это разные вещи. Количество осужденных было гораздо меньше. Тем не менее, дезертирство было повальным.


На ЧТЗ продолжительность рабочего дня составляла более 10 часов, выходных - 2-3 в месяц. При этом в 1943 году ежемесячно с ЧТЗ дезертировало около 500 человек. Так что подвиг советского трудового народа - он не сам собой появился, а во многом был организован или инспирирован Сталиным. Жесточайшими мерами. А сейчас нам везде рисуют "лубочный" образ, где все дружно и с песнями трудились ради общего блага.


Промышленность оккупированных стран использовалась слабо. Чем помогли Норвегия, Югославия и Греция Гитлеру? Сырьем? Так Гитлер его и до войны получал. При этом все "забывают", что в "работавшей на Гитлера всей Европе" ему приходилось держать до 50 дивизий, которые ой как не помешали бы на Восточном фронте. Пусть не первоклассных, но все же боеспособных дивизий.


Мала бородавка, да хрену добавка.

Если говорить о ленд-лизе, то ни Сталин, ни Молотов, ни Хрущев, ни Жуков не говорили ничего подобного. А кроме ленд-лиза Союзники помогали еще много чем. Так что их вклад был тоже значительным.


А. Микоян:

Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали.
То есть, еще миллиона два солдатских жизней. Нихуя себе мала бородавка.


Пруфы как обычно по запросу.

раскрыть ветку 4
+2

Ссылка на ЖЖ это аргумент.:)

+1

А это зачем тут вообще, к чему, к какому общему развитию ? если вспомнить историю а не выдирать цифры из разных мест, то вполне становится очевидным причины таких цифр.

+1
Вот только "тридцатьчетверок" за время войны выпустили около 30000 штук.
раскрыть ветку 4
0

70 же, 30 это первая с 76мм

раскрыть ветку 3
0

А из 83500 сколько из ремонта? Или вы не в курсе советской системы учета, при которой танк вышедший из заводского ремонта считался вновь выпущенным? И сколько из 83500 потеряно по тех.причинам (подсказка из всех танков на начало войны, около 60% потеряно по тех.причинам).

0

Давай еще причины потерь, там наверняка есть

-12
А в итоге победили мы, хвала и поклон падшим войнам.
раскрыть ветку 3
+5

кому, сука?

+2

Павшим. А то ведь и не поймешь, за что минусов выхватил. Падшие это женщины и ангелы

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
-8

"Сталину понравилось", "лично Сталин осмотрел и одобрил выпуск", вообще этим должны комиссии заниматься, а не то что там усатому понравилось, мог бы и провальный проект одобрить, Ворошилову конница нравилась, например.

раскрыть ветку 7
+8
А чем конница плоха? Как мобильная пехота,не зависящая от топлива и дорог,она очень неплохо себя показала в ВОВ.
+3
это где вы про конницу услышали?
раскрыть ветку 1
+7

Человек похоже с Буденным перепутал.

+2

Сталин понимал, что не компетентен во многих и многих вопросах, но при этом неплохо разбирался в кадрах - кто говорит, что говорит, про кого говорит, ради чего говорит, и потому умело строил своё личное мнение на основе докладов подчинённых.

И если по докладам танк был хорош - а он и действительно был очень неплох, не без детских болезней, но на то и инженеры, чтобы их лечить - то нет ничего удивительного, что Сталин лично заинтересовался им и одобрил.

+1

У нас всегда любили "ручное управление". То бишь царя. Вполне мог и Иосиф Виссарионович резюмировать проекты. Из многих источников слышал я эту байку. Правда там не Кошкин фигурировал. Но подковёрная грызня как во власти, так и в промышленной элите - история известная. Может и врут все, но как правило дыма без огня не бывает.

раскрыть ветку 2
+5

Давайте я попробую отделить мух от котлет. Разработку техзадания на вооружение и приемку проводила комиссия. Сталин мог входить в нее, и входил, но сам он ППШ не разбирал, за рычагами Т-34 не сидел, и Ил-2 не пилотировал. Проверку на соответствие ТЗ проводили другие люди.


Сталин же принимал окончательное решение. Он же принимал решение какому проекту "дать ход", а какой - "завернуть". Например, после финской войны он решил, что нашей армии тоже нужны пистолеты-пулеметы и вообще автоматическое оружие. Вот фрагмент его речи:

Такие же недостатки были в 7-й армии - непонимание того, что артиллерия решает дело. Все эти разговоры о том, что жалеть нужно снаряды, нужны ли самозарядные винтовки, что они берут много патронов, зачем нужен автомат, который столько патронов берет, все эти разговоры, что нужно стрелять только по цели, - все это старое, это область и традиции гражданской войны. Это не содержит ничего современного.

Были ли в такой системе ошибки и промахи? Были. Иногда и ошибочные решения принимались. И подковерная грызня, закулисные интриги - это тоже было. Конструктор мог пожаловаться на строптивого военного, дескать, тормозит, засранец, приемку моего чудо-оружия. И военного арестовывали за вредительство. Так арестовали А. Филина, начальника НИИ ВВС, в котором занимались тщательным изучением нашей и зарубежной авиатехники.

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: