Тотальная безопасность или грустные мысли после посещения ж/д вокзала

В конце прошлого года мне пришлось побывать в Мурманске. Мурманск – неплохой город, если учитывать в каких суровых климатических условиях он расположен. Но статья не о Мурманске, а только о его вокзале. Точнее о том, во что превратили вокзал с недавних пор в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Придя вечером на вокзал, я стал искать выход на перрон. Из-за рельефа местности в Мурманске, для выхода к поездам сделаны два подземных перехода в обход вокзала. Спустившись в переход, я обнаружил, что он закрыт железной решёткой. У охранников я узнал, что выйти к поезду можно только через здание вокзала. Видимо, такая схема была введена недавно, так как пройти привычным путём пытались многие люди и в результате растерянно метались по переходам, которые превратились в тупики, закрытые решётками. Поднявшись наверх и дойдя до входа в вокзал, я обнаружил большую очередь, скопившуюся перед арками двух металлодетекторов. Люди по указке охранников вокзала суетливо доставали из карманов ключи, деньги и смартфоны. При этом многие отпускали в адрес охранников совсем не лестные выражения. Охранники в долгу не оставались, в результате чего атмосфера на посту досмотра была напряжённой.

Рентгеновский аппарат, с помощью которого досматривают багаж, очевидно, ещё не успели ввести в строй, поэтому он был выключен. У охранников были переносные металлодетекторы, но они, занятые грызнёй с пассажирами, ими почти не пользовались. Я подошёл к пункту досмотра, выложил металлические предметы из кармана, положил рюкзак в корзину и прошёл через металлодетектор. Сигнала не было, значит, на теле металла нет. В это время мой рюкзак просто лежал в корзине, охранник его не проверял (а если бы проверил, то, конечно, обнаружил бы металл, например, вилку). Я взял рюкзак и пошёл дальше. Если бы в рюкзаке было взрывное устройство, ничто не помешало бы мне пронести его в поезд.

Сев в поезд, я задумался. От увиденного на вокзале осталось очень неприятное впечатление. Меня не покидало ощущение абсолютной неправильности происходящего. И в этом я был не одинок, соседи по вагону ещё долго обсуждали бессмысленную проверку, которая создала для них столько неудобств на ровном месте. Конечно, я видел уже много новых пунктов досмотра, с недавних пор сделанных даже на сравнительно некрупных станциях. Но почему-то именно досмотр на Мурманском вокзале оставил осадок на душе, и именно из-за него я решил написать эту статью.

Большинство моих статей посвящены, в основном, глобальным проблемам и путям их решения. Можно задать вопрос: что же здесь делает заметка о пункте досмотра на железнодорожном вокзале? Однако проблема бессмысленных досмотров сегодня актуальна для всей России, и служит частным случаем более масштабной проблемы мировоззрения властей в нашей стране.

Поясним, в чём состоит проблема. Взаимодействие государства и общества можно представить в виде шкалы. На одном конце шкалы будет полное невмешательство государства, то есть полная вседозволенность, анархия, а на другом – тотальный контроль, когда человек не может сделать ничего без разрешения свыше. Разумеется, крайние позиции это абстракция. В реальной жизни государство и общество должны искать разумный баланс между двумя этими величинами, "золотую середину". Как же её найти?

Обычный среднестатистический человек, в идеале, конечно же, предпочёл бы полную свободу, ведь очень удобно передвигаться без помех, ни перед кем не отчитываться, жить так, как хочешь. Но, естественно, при жизни в человеческом обществе полная свобода невозможна, для успешного совместного проживания людей нужно жертвовать частью своих прав в пользу общества.

В свою очередь, государство не отказалось бы от полного контроля, ведь так можно создать абсолютно безопасную среду. Но, даже если отвлечься от очевидной мысли, что всё контролировать невозможно, всё равно остаются два фактора. Первый – людям не нравится, когда их свободу ограничивают сверх меры. Именно это недовольство людей при досмотре на вокзале я описал выше. Второе – обеспечение безопасности это дорого, очень дорого.

Исходя из этого, границы мер безопасности стоит определять, руководствуясь финансовыми возможностями и тщательно отслеживая мнение населения. Конечно, риски террористических атак в наши дни есть всегда и везде, но меры противодействия этим рискам не должны превращаться в проблему для граждан.

Однако, похоже, что наше правительство не собирается считаться ни с первым, ни со вторым фактором. Мнение граждан властям тяжело отслеживать, так как почти все общественные механизмы обратной связи для получения информации разрушены или существуют лишь фиктивно. Соответственно, баланс взаимодействия общества и государства нарушен, и сдвигается в сторону тотального контроля.

Результатом, этого становится появление по всей стране бесчисленного количества досмотровых пунктов в аэропортах, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена. А обслуживает эти пункты не меньшее количество охранников, регулярно получающих за это заработную плату. В 2014 году на общественных слушаниях, посвященным проекту транспортной безопасности, департамент безопасности ОАО "РЖД" оценил затраты на реализацию программы более чем в 760 млрд. рублей. Для авиации была названа цифра 100 млрд. рублей, для метрополитена – 24 млрд. рублей.

На этом месте, кто-то может возразить, что человеческая жизнь бесценна и для её сохранения никакие траты не чрезмерны. Однако так ли необходим досмотр при заходе в вокзалы и аэропорты?

Конечно, пронос бомбы в самолёт представляет собой реальную опасность. Но багаж досматривают при посадке в самолёт. Для чего же проверять людей, которые просто заходят в аэропорт? Взрыв бомбы в здании вокзала, аэропорта по количеству жертв может не отличаться от взрыва на многолюдной улице, в торговом центре или подземном переходе. А самое хорошее место – это скопление людей перед аркой металлодетектора.

Вообще, предотвращением террористических актов занимаются спецслужбы. В нашей стране это ФСБ, и, надо заметить, работает оно в этом направлении весьма успешно. В последнее время нередко появляются сообщения о предотвращённых терактах. При этом, несмотря на скудные подробности спецопераций, картина обычно одинаковая – сотрудники ФСБ вычислили террористов и задержали их по месту жительства. Ни разу не было сообщения, что террориста поймали на досмотровом пункте за руку.

Стоит напомнить, что при теракте в Волгограде 29 декабря террорист как раз и активировал бомбу на входе у досмотровой зоны. Тогда погибло 14 человек. Если же преступник захочет пронести бомбу в вагон поезда, он может сесть в него на любой маленькой станции, где зачастую даже нет регулярно работающего вокзала.

По логике нашего правительства, досмотровые пункты, видимо, надо сделать и на таких полустанках. А также на всём протяжении крупных улиц, на остановках общественного транспорта, при входах в торговые центры. А всё население РФ будет работать охранниками при этих пунктах. И всё будет абсолютно безопасно. В этом и есть ошибка мировоззрения нашей власти – они, кажется, уверены, что могут контролировать всё.

Вообще, проблема чрезмерных мер безопасности появилась в США после терактов 11 сентября 2001 года. Для описания проблемы даже появился термин "театр безопасности", то есть мероприятия, которые создают видимость повышения безопасности, но в реальности никак на неё не влияют. Но в случае с досмотром на Мурманском вокзале больше подходит термин не "театр", а, скорее, "цирк безопасности", где даже бессмысленные мероприятия толком не выполняются.

Всё вышенаписанное, конечно, совершенно очевидный факт. Но, к сожалению, мы живём в то время, когда приходится объяснять очевидные факты. И с грустью смотреть на массовый идиотизм, творящийся вокруг. Недовольство людей на досмотре объясняется тем, что досмотр введён недавно. Пройдёт немного времени, и люди будут воспринимать как данность, то, что нужно выворачивать карманы при входе на вокзал. И миллиарды рублей будут продолжать тратиться на бестолковые досмотровые пункты, истощая и так находящуюся в сложном положении российскую экономику. И что с этим делать абсолютно не понятно.