Тоннель Таллин-Хельсинки

В мае 2016 года финская компания FinEst Bay Area во главе с финским предпринимателем Петером Вестербацкой - бывшим руководителем компании, стоящей за игрой Angry Birds, начала работу над беспрецедентным проектом: строительство железнодорожного туннеля между эстонской столицей Таллином и финской столицей Хельсинки. Цель туннеля - соединить эти два города новейшей железнодорожной техникой и стимулировать экономический рост и развитие региона.

Идея создания подобного тоннеля витала в воздухе весь 20 век, однако о её реализации всерьёз задумались с момента вступления Эстонии в ЕС — пассажиропоток между городами значительно вырос, а сами Хельсинки и Таллин являются двумя(после Лондона) самыми загруженными в ЕС портами на момент 2018 года.

График путешествий между двумя странами

Тоннель Таллин-Хельсинки Прибалтика, Эстония, Финляндия, Таллин, Хельсинки, Экономика, Европа, Проект, Яндекс Дзен, Длиннопост

В настоящее время 10 000 эстонцев ежедневно приезжают на работу в Хельсинки на двухчасовом пароме, в то время как многие финские туристы пересекают Финский залив каждые выходные, чтобы воспользоваться преимуществами великолепного Старого города Таллина и относительно низкими ценами на алкоголь в Эстонии. Предлагаемый туннель соединит обе столицы через 100-километровую сеть метрополитена, сократив время поездки с 2 часов на пароме до 20 минут.

Тоннель Таллин-Хельсинки Прибалтика, Эстония, Финляндия, Таллин, Хельсинки, Экономика, Европа, Проект, Яндекс Дзен, Длиннопост

Анне Бернер, министр транспорта Финляндии, отметила в 2018 году, что туннель вместе с проектом Rail Baltica и арктической железной дорогой "соединят арктический регион с сердцем Европы через Финляндию". Таким образом, туннель может стать важным проектом для всей Финляндии и Европы, а не только для Хельсинки и Таллина.

Существует два основных концепта проекта. Первый заключается в постройке тоннеля протяжённостью 98 километров от аэропорта Хельсинки до ж/д станции в Таллине. Земля, которая будет вырыта, может быть использована для формирования двух искусственных островов. Суммарная стоимость проекта — от 13 до 20 миллиардов евро, а срок — до 15 лет.

Проект правительства(Финляндии)

Тоннель Таллин-Хельсинки Прибалтика, Эстония, Финляндия, Таллин, Хельсинки, Экономика, Европа, Проект, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однако существует и другой проект, ещё более амбициозный, срок завершения которого — всего 5 лет. В данном проекте диаметр туннеля должен быть огромным - 17 метров, что сохранит возможность расширения транспортных артерий в будущем(Hyperloop). Землю также планируется использовать для создания искусственных островов. Более крупный остров, расположенный у побережья Финляндии, должен стать центром развлечений с магазинами и бизнесом, при этом разработчики планируют сделать остров самостоятельным пунктом назначения. На острове не будет автомобилей, кроме пешеходных дорожек, которые сделают передвижение легким, с современными решениями по доставке "последней мили" для обеспечения счастливой жизни".

Проект острова

Тоннель Таллин-Хельсинки Прибалтика, Эстония, Финляндия, Таллин, Хельсинки, Экономика, Европа, Проект, Яндекс Дзен, Длиннопост

Проект также имеет значительные экономические выгоды для региона. Объединение двух столиц увеличит обмен капиталом между ними, а также наладит более тесные деловые связи. Кроме того, в самом проекте особое внимание уделяется трудоустройству местных и региональных работников. Прогнозируемое воздействие проекта на занятость в Финляндии и Эстонии составит 24 000 и 6 000 рабочих мест соответственно.

Проект частной компании с дополнительным пространством(с заделом на будущее)

Тоннель Таллин-Хельсинки Прибалтика, Эстония, Финляндия, Таллин, Хельсинки, Экономика, Европа, Проект, Яндекс Дзен, Длиннопост

Однако в опубликованном в 2017 году общественном технико-экономическом обосновании правительства Финляндии и Эстонии прогнозируется, что к 2050 году ежегодная потребность в туннеле составит 12,5 млн. пассажиров и 4 млн. тонн грузов. Генеральный директор Европейской комиссии по мобильности и транспорту Хенрик Хололей поставил под сомнение необходимость строительства туннеля, заявив об этом: "Речь идет об инвестициях в размере 15-20 миллиардов евро, несмотря на то, что сегодня у нас есть судоходное сообщение, обеспечивающее относительно быстрый транзит из Таллинна в Хельсинки". Это значит, что чтобы окупить проект, необходимо будет 40 лет держать цены на билеты идентичные нынешним ценам на паромы, а они весьма дорогие. Впрочем, основные бенефиции должны прийти с увеличения потока пассажиров и грузов. Несмотря на это, в технико-экономическом обосновании прогнозировалось, что он также обеспечит ежегодный прирост регионального развития в размере 4-6,9 миллиардов евро. Это вливание в экономику перевешивает потенциальное неиспользование туннеля, в связи с чем в докладе делается вывод, что строительство должно продолжаться.

Китай инвестировал немалую сумму в проект(15 миллиардов евро), однако многие считают эти инвестиции частью китайской программы «Один пояс и один путь», призванной расширить китайское геополитическое влияние. На момент 2019 года проект готов был начать строительство, однако правительство отказало в начале стройки из-за опасений провала всего проекта — по их мнению расчёты слишком оптимистичны. Впрочем, проект всё ещё остаётся весьма перспективным.

Источник