«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости

Хронология первого дня рейса «Титаника» 10 апреля 1912 года
Хронология второго дня рейса «Титаника» 11 апреля 1912 года
Хронология второго дня рейса «Титаника» 12 апреля 1912 года

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

13 апреля 1912 года, 7:45.
Утро 13 апреля 1912

На «Титанике» начинается ещё один безмятежный день в окружении океанских просторов и он вновь обещает быть насыщенным событиями, примечательными беседами, некоторые из которых впоследствии станут историческими.

«Титаник» мчится навстречу судьбе, оставляя позади себя пенный кильватерный след, который тает в безбрежном Атлантическом океане. Утро первого выходного дня разочаровывает пассажиров – «жаворонков», надеявшихся совершить прогулку на открытом воздухе под лучами весеннего солнца: их желание омрачает типичная для апреля пасмурная и облачная погода с холодным пронизывающим ветром. Без соответствующего тёплого облачения о прогулке можно даже не думать. Приходится возвращаться в богатые интерьеры многочисленных салонов.

13 апреля 1912 года, 8:20.
Виолончелист рассказывает о столкновении «Олимпика» с «Хоуком»

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

В субботу утром пассажирка второго класса Кейт Басс наконец встречает своего «любимчика», виолончелиста Джона Вудворта, ещё до начала его насыщенного рабочего дня. С начала трансатлантического путешествия её не покидает мысль попросить любимого музыканта исполнить сольную партию, но до этого дня не представилось возможности предложить ему выступить. Сегодня фортуна улыбнулась Кейт – виолончелист соглашается на её заманчивое предложение.

За разговором выяснилось, что Джон был на борту «Олимпика» в сентябре прошлого года, когда произошло столкновение с военным крейсером «Хоук». «Нос судна ударил точно в ту в область, где располагались наши спальные места, если бы мы находились внутри – нас бы убило», – делился неприятными воспоминаниями музыкант. Наверное, это не слишком приободрило молодую девушку.

13 апреля 1912 года, 9:00.
Непоколебимая вера в «непотопляемость» «Титаника»

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

Доктор Исаак Фрауэнталь, которого до посадки на «Титаник» терзали тревожные предчувствия относительно безопасности нового флагмана «Уайт Стар Лайн», наконец, успокоился и наслаждается безмятежностью трансатлантического вояжа. Позднее он вспоминал: «Твёрдое убеждение в непотопляемости «Титаника» основательно укоренилось в мыслях пассажиров и команды. Дни и вечера, проведённые в кругу очаровательных и приятных собеседников, пролетали незаметно. Капитан Смит и его команда офицеров, казалось, прилагали максимальные усилия, чтобы наше пребывание на лайнере было комфортным. Если бы какой-нибудь остряк рискнул пошутить о потоплении парохода, его, наверное, убили бы».

На фото: знаменитый оригинальный постер с объявлением первого обратного рейса «Титаника».

13 апреля 1912 года, 10:00.
Рутина ежедневных обходов судна

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

Каждое утро капитан «Титаника» Смит в сопровождении главного инженера Джозефа Белла, судового доктора, старшего стюарда и казначея совершают рабочий обход судна, следуя уставленным нормативам «Уайт Стар Лайн». Параллельно проводят тщательный осмотр вахтенные офицеры и старшие стюарды, обращая особое внимание на дисциплину и порядок. По возвращении на капитанский мостик, все имеющиеся замечания и предложения заносятся в судовой журнал одним из вахтенных офицеров. Чуть позже возвращается сам капитан Смит и сообщает о результатах проведённой инспекции вахтенным офицерам, после чего корректирует курс и даёт необходимые распоряжения на предстоящий рабочий день.

13 апреля 1912 года, 11:00.
Развлечения мальчишек третьего класса

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

После завтрака прогулочная палуба «Титаника» для пассажиров третьего класса на палубе юта переполнена людьми. Здесь они проводят основную часть времени, если солнце не скупится на тепло и отсутствует сырость. Для непоседливых мальчишек школьного возраста прогулочная палуба представляет собой импровизированную площадку для игр, усеянную диковинными палубными «игрушками». Девятилетний Фрэнк Голдсмит вместе с полудюжиной других ребят придумывают игры на ходу: карабкаются на леера и столбы, пытаются забраться на раструбы вентиляторов или покричать в них, чтобы в очередной раз посоревноваться, чьё эхо громче.

В какой-то момент дети решают испробовать рискованный трюк и добровольцем вызывается юный Фрэнки. Он хватается за кабель багажного палубного крана и, перебирая руками, лезет до самого его конца. За несколько часов до начала «испытания» Фрэнка, матросы нанесли на трос смазку для защиты от коррозии, и когда они замечают смельчака, упорно пытающегося перебирать руками по скользкому кабелю, дружно заливаются смехом. Но целеустремлённый ребёнок выполняет свою миссию и, преисполненный гордостью, спрыгивает вниз, на палубу.

Ниже представлен снимок в цвете с видом на прогулочную палубу «Титаника» для пассажиров третьего класса, сделан он был фотожурналистом ещё в Ирландии.

13 апреля 1912 года, 12:00.
«Титаник» идёт недостаточно быстро?

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

К полудню у офиса главного казначея на палубе «С» снова разрастается суетящаяся толпа, ожидая появления обновлённых результатов пройденного расстояния набирающим скорость «Титаником». Наконец, заветное информационное обновление появляется на карте: «За вторые сутки «Титаник» прошёл 519 миль, средняя скорость составила 20,91 узел». Предвкушая более высокие показатели, разочарованная публика обсуждает незначительное ухудшение покрытой дистанции. По словам казначея второго класса Реджинальда Бейкера, результат не такой обнадёживающий, так как такими темпами образом «Титаник» прибудет в Нью-Йорк только в среду утром, а не ночью во вторник, как ожидалось ранее. Однако к следующему дню ситуация станет более благоприятной для ставящих на раннее прибытие.

13 апреля 1912 года, 12:30.
Отсутствие вибрации как гарантия максимального комфорта

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

В глубине «Титаника» всё идёт по плану – ежедневно запускают новые котлы, скорость постепенно увеличивается. Уже сейчас «Титаник» стрелой рассекает просторы Атлантики на скорости 22 узла, а мощные четырёхцилиндровые возвратно-поступательные двигатели тройного расширения вращают валы с частотой 75-76 оборотов в минуту. «Титаник» показывает себя с наилучшей стороны – машины работают гладко и мягко.

Каждый пассажир считает необходимостью отметить отсутствие ощутимой вибрации корпуса из-за высокой скорости, это положительное качество существенно превозносит «Титаник» над многими лайнерами-современниками, страдающими низкой остойчивостью и сильной качкой, делая недельное пребывание пассажиров на борту дискомфортным.

Всё же небольшую вибрацию от работы машин могут ощущать даже пассажиры, чьи каюты находятся на палубе «С». Лоуренс Бизли, расположившийся в кормовой части на палубе «D», чувствует вибрацию на протяжении трёх дней рейса, при этом отмечает её нарастающее усиление, являющееся признаком постоянного роста скорости.

На рендерах из игры «Титаник»: Честь и Слава» воссоздано машинное отделение, включая четырёхцилиндровые двигатели и некоторые элементы телеграфного оборудования.

Renders © Titanic: Honor and Glory

13 апреля 1912 года, 13:20.
Неоднозначный разговор между Брюсом Исмеем и капитаном. Но был ли это капитан Смит?

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

Пассажирка первого класса Элизабет Лайнс, закончив обеденный приём пищи пораньше, расположилась в плетёном кресле за столиком в Зале для приёмов на палубе «D» в ожидании чашечки кофе. Она выбирает тихое уединённое место по левой стороне ближе к носовой части и замечает неподалёку двух мужчин, один из которых был ею опознан как Брюс Исмей, а его компаньон – «капитан», как ей сообщает стюард. Безмятежная атмосфера в зале позволяет услышать приватную беседу двух мужчин. Лайнс вспоминала:

«Поначалу я не особо вникала в их разговор, потому как была погружена в свои мысли. Но тема ежедневного пройденного пути меня заинтриговала, тогда я прислушалась. Мне довелось узнать, что показатели улучшились по сравнению с предыдущими сутками. В основном говорил только взволнованный мистер Исмей: «Итак, в этот день мы прошли больше, чем за вчерашний, а завтра наш результат будет гораздо лучше. Чётко следуем плану – двигатели функционируют безупречно, котельные работают в штатном режиме». И в конце своего воодушевлённого монолога он добавил: «В результате, мы побьём рекорд «Олимпика» и прибудем в Нью-Йорк во вторник». Капитан только утвердительно кивал головой на такой позитивный рассказ мистера Исмея». После этого мужчины, по словам Лайнс, отправились играть в сквош по приглашению Исмея.

Любопытно, что существует предположение, будто капитаном, с которым говорил Исмей, был вовсе не Смит. Историк «Международного Общества Титаника» Майк Пуарье отмечает некоторые нестыковки в показаниях миссис Лайнс. По его словам, Лайнс не опознала Смита: «Ей лишь сообщили, что тот, кого она видела – капитан. Она также помнит, как двое мужчин пили алкоголь и курили сигары. Трудно представить, чтобы капитан Смит принимал алкоголь после обеда, а затем ещё и отправился играть в сквош с Исмеем. Я полностью доверяю её словам, что она видела двух мужчин и что в одном из них она узнала Исмея, но у меня есть ощущение, что вторым мужчиной мог быть другой пассажир – но тоже в ранге капитана, каким был, например, пассажир первого класса Эдвард Кросби».

Учитывая, что Смит даже 14 апреля на званом вечере в свою честь не притронулся к алкоголю, чему есть немало свидетельств, а также то, что употребление алкоголя на службе было Смиту совсем не свойственно, если не сказать немыслимо, подозрения историка Пуарье звучат вполне обоснованно.

Таким образом, этот загадочный разговор на борту «Титаника» сам оставляет немало загадок, и остаётся лишь предполагать, действительно ли вторым собеседником Исмея был капитан Смит.

13 апреля 1912 года, 15:00.
«Пожар» на «Титанике» потушен

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

История о «великом пожаре» в угольном бункере котельной №6 подходит к логическому завершению. Тлеющий каменный уголь, самовоспламенившийся ещё в Белфасте двумя неделями ранее, ликвидирован. Бригада кочегаров, состоящая из десяти человек, усиленно выгребала горящий уголь более трёх суток и, наконец, о неприятном инциденте можно забыть. Топливо убрано – бункер пуст.

Главный кочегар Чарльз Хэндриксон отмечает, что его команда, состоящая из трёх-четырёх человек, в поте лица очищала бункер от последних остатков тлеющего угля. «Пожар» устранён. Хэдриксон и Барретт осматривают очищенное помещение и водонепроницаемую переборку, разделяющую бункер на две части. Обнаруженные масштабы повреждений их настораживают – нижний угол покороблен, краска в том месте облупилась, а стенка заметно прогнулась. Хэндриксон решает почистить её и нанести новый слой свежей краски.

13 апреля 1912 года, 17:00.
О движении «Титаника» с точки зрения физики

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

По уже сложившейся традиции школьный учитель физики Лоуренс Бизли выходит за шлюпочную палубу, чтобы подышать свежим морским воздухом перед сном. Он часто останавливался между спасательными шлюпками №13 и №15, всматриваясь в бесконечную даль, и анализировал скольжение лайнера по океанской глади:

«Возвращаясь к движению «Титаника», замечу, как любопытно было стоять на шлюпочной палубе, наблюдая два производных движения. Одно виделось при сравнении швартовного мостика, откуда лаглинь тянулся в пенистый след за кормой, с горизонтом, и оно открывалось – неторопливое и долгое, соразмерно нашим качаниям верх и вниз. Я определил средний период одного колебания, но запамятовал цифры. Вторым движением было боковое качание, вычислявшееся при наблюдении правого поручня в сравнении, опять же, с горизонтом. Может показаться, что это двойное движение вызывалось пересечением нашего курса с Гольфстримом, растянувшимся от Мексиканского залива до Европы. Между тем я обратил внимание на почти хронометрическую регулярность двух колебательных движений, впервые обнаруженную при наблюдении левостороннего крена».

13 апреля 1912 года, 18:00.
Если вы упадёте за борт, вас спасут. Но это неточно

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

На шлюпочной палубе, в районе офицерских кают, наступило время ежедневной официальной переклички на случай чрезвычайной ситуации. Дежурный офицер, рулевой и шесть матросов собираются на капитанском мостике отметить своё присутствие.

Если человек окажется за бортом, только слаженная команда в полном составе сможет быстро спустить аварийную лодку и успешно завершить поисково-спасательную операцию. Проверяются дежурные спасательные шлюпки №1 и №2, вываленные за борт параллельно с каждой стороны. Фонарщик Сэмюель Хэмминг снабжает их масляными лампами, а матросы проверяют наличие необходимого оборудования: багра, вёсел и резервуара с пресной водой.

13 апреля 1912 года, 19:30.
«Вы и представить не можете, что мы на борту судна!»

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

К концу подходил уже третий день рейса, а пассажиры не переставали восхищаться красотами и роскошью «Титаника». Об одном из таких вечеров на «Титанике» рассказывает пассажир первого класса Фрэнсис Браун, сошедший в Куинстауне:

«Бесполезно описывать все красоты салонов – курительную комнату с её перламутровым инкрустированием, Комнату для отдыха с зелёными вельветовыми креслами и полированными дубовыми стенами. Читальный зал с мраморным камином, большими мягкими креслами и ковром цвета увядшей розы. Вся эта красота обсуждалась нами снова и снова. Всё на корабле было таким огромным, что даже спустя несколько часов пребывания на борту мы всё ещё не знали, как и куда идти. Однако стоит признать, что с завидным и похвальным рвением 325 человек нашли дорогу в огромный обеденный салон в 7:30 вечера. После ужина мы сидели в прекрасном зале для отдыха, слушая оркестр «Уайт Стар Лайн», который наигрывал отрывки «Сказок Гофмана» и «Сельской Чести» Пьетро Масканьи. Периодически издавались восторженные реплики пассажиров: «Вы и представить не можете, что мы на борту судна!»

13 апреля 1912 года, 20:30.
Если «Титаник» разрезать на три части...

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

После восхитительных десертов, поданных в финальной части ужина, желающих удалиться в свои номера немного, большая часть путешественников перемещается в Зал для приёмов для традиционного чаепития под ритмичные звуки судового оркестра. За столиком отдыхают супруги Элмер и Джульет Тейлор в компании друга Флетчера Уильямса.

«Уильямс выбрал для нас столик рядом с капитаном Смитом. Мы находились достаточно близко, чтобы чётко слышать каждую реплику, произнесённую высокопоставленным соседом, сидящим в окружении других именитых пассажиров. Мы отчётливо слышали, как капитан Смит громко заявил собравшимся гостям: «Если «Титаник» разрезать поперёк на три части, каждая из них сохранит свою плавучесть!», – вспоминал Элмер.

На изображении: поперечный разрез «Титаника» авторства художника Алесандро Пирро.

13 апреля 1912 года, 21:00.
Как питались пассажиры третьего класса?

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

Многие пассажиры третьего класса впервые в жизни видят океанский лайнер и могут «вкусить» частичку роскоши «плавучего отеля», как называл его полковник Арчибальд Грейси.

Столовая на палубе «F» с длинными столами и отдельными стульями вместо скамеек, белоснежные скатерти, обслуживающий персонал, фирменные столовые приборы и посуда вызывают особый восторг у пассажиров нижних палуб. В восемь вечера завершился ужин, где посетителям предлагали отведать овощной суп, жареную свинину с луком, варёный картофель, зелёный горошек, хлеб с маслом, сливовый пудинг со сладким соусом, булочки со смородиной. За каждым пассажиром на время путешествия было забронировано персональное место за столом, согласно номеру в его билете и миграционной карте. Утром эмигрантов ждёт не менее вкусный и энергетически насыщенный завтрак: овсяные хлопья с молоком, копчёная сельдь с картофелем в мундире, варёные яйца, джем со шведским хлебом и на выбор – чай либо кофе.

В кормовой части одинокие дамы и семьи предпочитают пораньше лечь спать, в таком случае, пассажиров, не говорящих на распространённых европейских языках, переводчик по фамилии Мюллер и стюард третьего класса сопровождают до кают.

13 апреля 1912 года, 22:00.
Форс-мажор в радиорубке: поломка телеграфного оборудования

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

В радиорубке «Маркони» на шестичасовую смену заступает оператор Джек Филлипс, сменив младшего коллегу Гарольда Брайда, уставшего от рутинной передачи личной корреспонденции. Через три часа Филлипс замечает неполадки в передатчике беспроводной связи, как назло – в период активной ночной работы, когда диапазон передачи сообщений достигает 1500 миль.

Сначала старший радист предполагает, что поломка в конденсаторах, но детальный осмотр показал, что дело не в них. Тогда Филлипс решает разбудить коллегу и попробовать вместе докопаться до сути проблемы. Только к утру выяснилось, что неполадки возникли из-за прогоревшей изоляции кабеля трансформатора, а при соприкосновении с металлическими корпусами приборов происходило короткое замыкание.

Находчивые операторы избавились от проблемы при помощи самой обычной изоляционной ленты, обмотав ею повреждённые места кабеля. В связи с непредвиденной починкой аппарата, что не входило в обязанности радистов, образовывается колоссальное отставание в графике передачи частных сообщений. Казалось, наверстать упущенное они уже не в силах.

13 апреля 1912, 23:00.
Тревожные предчувствия пассажиров усиливаются

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

По мере приближения «Титаника» к точке невозврата, нарастает внутреннее напряжение у пассажиров, наделённых интуитивным предчувствием. В семье Харт, путешествующих вторым классом, таким человеком была Эстер Харт, которая «невзлюбила» «Титаник» ещё с момента посадки. Уже третью ночь она отказывается спать и сидит в каюте полностью одетая на случай, если объявят эвакуацию. Этой ночью она особенно беспокойна, задремав, ей вдруг почудилось, «будто нечто мощное ударило пароход сзади» и так повторялось несколько раз.

Взволнованная Эстер будит мужа со словами: «Бен, Бен, просыпайся, произошло что-то страшное или произойдёт». Раздражённый внезапным пробуждением супруг, как ему тогда казалось, из-за пустяка, быстро пресекает ложные вымыслы супруги. Но её подавленное настроение заставляет его покинуть тёплую постель и подняться на шлюпочную палубу. Вернувшись после незапланированной прогулки, он сообщает, что «океан спокойный и пароход идёт гладко». Наступает последняя ночь умиротворённого сна.

13 апреля 1912. Полночь.
Завершение последнего спокойного дня на «Титанике»

«Титаник 111»: Хронология гибели. День 4: жизнь на борту и разговоры о скорости Титаник, Катастрофа, Корабль, Судостроение, Загадка, Длиннопост

Для крупнейшего в мире парохода и полутора тысяч людей начинаются последние сутки жизни. Утомлённые долгими беседами пассажиры разошлись по каютам и окунулись в сон – последний на борту «Титаника». Свет в общественных помещениях стюарды погасили час тому назад. Звучат восемь ударов в колокол, висящий за окнами капитанского мостика, которые сигнализируют об окончании четырёхчасовой смены. В то же время на борту «Титаника» осуществляется последний перевод стрелок часов на 45 минут назад в соответствии с изменением часового пояса по мере движения в западном направлении. Форштевень «Титаника» на скорости 22 узла разрезает морскую гладь, пароход уверенно идёт на запад.

Капитанский мостик окутан темнотой. В рулевой рубке жалюзи опущены вниз, чтобы слабый свет от подсвеченного компаса не мешал работе навигации. На дежурство заступают четвёртый офицер Джозеф Боксхолл и шестой – Джеймс Муди, сменив Герберта Питмана и Гарольда Лоу. Офицеры обмениваются информацией о погоде, курсе и скорости. С каждой пройденной милей точка пересечения с роковым айсбергом всё ближе.

До гибели «Титаника» остаются сутки.

Авторы проекта: Татьяна Романова и Максим Полищук специально для «Историко-исследовательского сообщества Титаника». При использовании материалов проекта просьба указывать ссылку на источник.