Танцующие дервиши. История расцвета и краха
В конце лета 1925 года, возвращавшийся из поездки по стране, Мустафа Кемаль Ататюрк провозгласил, что Турецкая республика не может быть страной шейхов, дервишей и их сторонников, и единственный путь государства — путь к цивилизации.
Уже к ноябрю эти слова привели к запретам в одежде (фески и другая подобная одежда оставалась в прошлом — начинался переход на европейскую одежду), закрытию религиозных учреждений и другим мерам, направленным на светское изменение общества.
Эти же события поставили точку в истории одного из самых богатых орденов дервишей — мевлеви. Они были тоже запрещены, а их имущество конфисковали.
Спустя почти столетие гуляю по Стамбулу. Пасмурная погода немного угнетает. Хочется щуриться от теплых лучей солнца, а не от небольшого моросящего дождика. Краем уха улавливаю удивительной красоты мелодию. Она обволакивает меня и словно притягивает к себе (если хотите лучше прочувствовать этот момент — включите ее сейчас Erkan Mutlu — Bir Gece)
Подхожу все ближе и вижу небольшое скопление местных жителей, которые увлеченно смотрят на мужчину средних лет, кружащегося под эту песню.
Его одеяние кружится какими-то совершенно волшебным образом, создается ощущение сказочности происходящего.
Музыкальный трек завершается, и к этому мужчине начинают подходить десятки людей. Кто-то пилит с ним сэлфи, другие же кидают лиры в стоящую рядом спортивную сумку.
Именно так я впервые своими глазами увидел кружение дервишей. Настоящий он странствующий монах или актер, зарабатывающий на туристическо-узнаваемом образе, сказать не могу. Но галочку для себя поставил — обязательно посетить в ближайшее время музей Мевляны в Конье.
Так же захотелось больше узнать про орден дервишей, существовавший восемь столетий.
Предлагаю вместе со мной погрузиться в древнюю историю и чуть больше узнать историю кружащихся дервишей.
В начале 13 века, на территории современного Афганистана, в семье известного богослова родился Мевлана Джалал ад-дин Руми (так его стали называть уже годы спустя, а при рождении он был наречен Джалал ад-дин Мохаммад).
Отец его известный и яркий проповедник, в какой-то момент нажил себе завистников при дворе. С целью избежать возможных неприятностей, он вместе с учениками и семьей покидает родной город. Через несколько лет в дороге, они совершают паломничество в Мекку. После чего через Иерусалим, Дамаск и Алеппо двигаются в Конью, где ему предложено возглавить крупное религиозное учебное заведение.
До того момента, как его отец умер, Джалал ад-дин получает великолепное образование, и тоже начинает проповедовать. Но он слишком молод для этого. И ему приходиться отправиться странствовать, с целью повысить свои знания и опыт в теологических диспутах.
По возвращению в Конью дурная новость настигает его — умерла жена. После этого он удаляется в горы, чтобы погрузиться в молитвы. Где впоследствии его находит посланник, от сподвижника его отца — Сеида Бурханаддина, который призывает его к себе в ученики, чтобы передать ему тайные знания.
Множество знаний он получает от нового учителя. Но встреча с Шамс ад-Дином Тебризи затмевает их все и открывает новый этап в жизни Руми, который отказывается от всех титулов и отказывается от изучения наук.
Он начинает писать стихи и исполнять духовные танцы.
По преданию, первый танец он совершает на базаре, где услышав удары молотков чеканщиков, услышал в них молитву, от чего простер руки к небу и стал кружиться...
Окружение Руми сильно удивляется такому изменению его поведения, и винят в этом Шамса. Вследствие чего то в какой то момент пропадает (считается, что он был тайно убит учениками Руми)
Для Джалал ад-дина пропажа лучшего друга и почти брата, становится личной трагедией.
Все что у него есть — отдает беднякам. Если нет при себе монеты, то даже одежду передает нуждающимся. Пишет много стихов и часто занимается молитвенным кружением.
Руми еще долгие годы будет искать Шамса и даже тогда, когда до него дойдут слухи о его убийстве.
Спустя годы Джалал ад-дин Руми отошел в лучший мир, оставив после себя огромное литературное и религиозное наследие. Его сын Султан Валед основал орден мевлеви, целью которого было сохранить наследие отца и распространить его повсеместно.
Орден рос и богател. Султаны с уважением относились к его деятельности, а сам Сулейман Великолепный даже выстроил прекрасное здание рядом с гробницей Руми.
Теперь же танец стал лишь частью всемирного нематериального культурного наследия, а реликвии — музейными экспонатами.
К кружащимся дервишам больше не идут за исцелением, на их танец смотрят как на творчество и фоткаются с ними как с артистами.
P.S. Если вы когда-нибудь видели кружение дервишей — расскажите пожалуйста свои впечатления.
Турция
1.4K постов1.9K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещены любые оскорбления в адрес членов сообщества, а также просто читателей публикаций.
2. Запрещено устраивать любые провокации с целью разозлить, вывести из себя, оскорбить или с любым другим намерением.
3. Абсолютно не поощряется флуд, спам и создание срачей, в том числе и с целью провокации.
4. Сохраняйте адекватную атмосферу здравого смысла. Поощряйте членов сообщества своей поддержкой.
Любое нарушение правил и приятной атмосферы будет наказываться либо предупреждением, либо баном из сообщества на определенный или бессрочный период времени, в зависимости от тяжести нарушения того или иного правила.