Существуют ли идеальные врачи?

Существуют ли идеальные врачи? Медицина, Врачи, Больница, Лекарства, Профессия, Пациенты, Здравоохранение, Москва, Консультация, Здоровье, Альянс врачей, Телемедицина, Интересное, Объяснение, Длиннопост

Когда человек обращается к врачу, он рассчитывает на помощь образованного, опытного, объективного специалиста, обладающего знаниями и умениями. Но медицинский приём — это нечто большее, чем встреча со знающим человеком. Это встреча двух людей: у одного есть потребности, а у второго должны быть способы их удовлетворить. И у каждого их них своё видение ситуации и своё понимание, как нужно общаться.

Коммуникативные навыки похожи на отпечатки пальцев. Это что-то, что не даётся нам от рождения, но формируется с годами и становится практически неизменным. Это наши установки, ценности, личные нормы, внутренние правила, способы отношения к знаниям, действиям, власти и другим людям.

Наши навыки общения следуют за нами, как тень. От них так же невозможно избавиться. Каждый человек, особенно врач, может и должен работать над своими навыками общения и развивать их в нужном русле. Однако, как говорится, переделать себя сложно.

Таким образом, встреча врача и пациента подразумевает не только оказание медицинской помощи. Это встреча двух личностей, двух миров. Встреча двух людей, чьи методы рассуждения, убеждения, работы с возражениями и аргументации могут в корне отличаться. Это касается и проявления эмпатии со стороны врача.

К примеру, у пациента и врача может быть разный доминирующий тип восприятия — предпочтительный способ получения и запоминания информации через зрение, слух, осязание или обоняние. Врач сможет лучше понять пациента, если будет использовать его сенсорный канал, который можно определить в том числе благодаря используемой пациентом лексике. Визуалы используют зрительные образы («видите ли, доктор»), кинестетики — телесные («когда я прикасаюсь к нему…»), аудиалы — звуковые метафоры («это похоже на шум»).  Если врач не использует предпочтительный сенсорный канал пациента, тот может почувствовать, что его не слушают и не понимают.

В менеджменте рекомендуется использовать методы синхронизации во время важных встреч. Этот подход заключается в том, чтобы гармонировать с человеком, приняв (не слишком заметно, чтобы не шокировать) ту же позу, например, то же выражение лица, используя похожие интонации. Это довольно легко сделать после небольшой тренировки. Считается, что синхронизация позволяет лучше почувствовать то, что чувствуют другие люди. Пациенту может показаться, что врач недостаточно внимателен только потому, что он не использует синхронизацию.

Последнее важное обстоятельство, которое следует учитывать, — это дистанция между пациентом и врачом. Если дистанция слишком мала, некоторые пациенты могут счесть приём очень навязчивым. В проксемике изучают приемлемое расстояние между незнакомыми людьми. Это расстояние различается не только в разных культурах, но и от человека к человеку. Во время медицинского осмотра врач затрагивает личное  пространство пациента. Мало кому, кроме врачей, дозволено в обычной жизни прикасаться к нашей коже. В определённых сферах, например в гинекологии, проктологии или урологии, врач обследует пациента изнутри, что часто связано с чем-то запретным в сознании пациента.

Таким образом, женщина с низким уровнем тактильности и с доминирующим визуальным типом восприятия, может чувствовать себя униженной во время гинекологического осмотра, визуализируя манипуляции врача и придавая им совершенно другое значение. При этом женщина-кинестетик может воспринять осмотр как сексуальное поведение и сделать вывод о неадекватном поведении врача. Однако гинекологи совершают подобные технические манипуляции ежедневно и многократно.

В заключение следует отметить важность коммуникативных навыков врача во время приёма. Профессия врача включает в себя умение адаптироваться к пациентам. Тем не менее, точно так же, как и в повседневной жизни, некоторые люди с диаметрально противоположными коммуникативными навыками испытывают трудности с ощущением совместимости. В этом случае пациент может уйти с приёма с ощущением непонимания ситуации, при этом врач даже не поймёт, что что-то пошло не так.

Одним пациентам достаточно того, что они узнали нечто о своём состоянии, даже если общение с врачом не было слишком гладким. Другие рассчитывают на большую эмоциональную отдачу со стороны врача. Здесь многое зависит от самого пациента и его ожиданий. Одни будут чувствовать себя в большей безопасности, если врач будет слегка доминировать, другие предпочитают общение на равных.

Так что идеальный врач определённо существует. Это тот врач, который подходит конкретному пациенту в конкретный момент. Однако от приёма к приёму отношение пациента к врачу может меняться, и он по-разному может воспринимать и полученную информацию, и отношение врача.

В заключении скажу, что, врачи, предоставляющие своим знакомым пациентам виртуальную помощь, в Интернете, с помощью того же «Моста», независимо от их доминирующего типа восприятия, установок и ценностей, как правило, очень близки к идеалу. Разве такое возможно онлайн? Легко, но только если пациент доверяет своему доктору, а врач уже знает анамнез своего пациента.

Отказ от ответственности: В этой статье упоминается сервис most.doctor, который представляет собой платформу, призванную помочь врачам координировать уход за своими знакомыми пациентами в течение длительного (минимум 3 мес.) времени после выписки, родов, консультации, операции и т.д. В отличие от телемедицины, сервис работает на реферальной основе, то есть только врачи могут приглашать своих пациентов подписаться на него. Поэтому любые обвинения в рекламе most.doctor безосновательны. Most.doctor — это как социальная сеть для врачей и пациентов, как школа здоровья, только электронная, где пациенты могут получать постоянную поддержку от знакомого врача, которого знают лично, кому однажды доверили свое здоровье и не разочаровались в этом, а врачи могут более эффективно координировать лечение своих пациентов. Мы считаем, что этот проект может принести значительную пользу как пациентам, так и врачам. Поэтому любые обвинения в рекламе most.doctor были бы неуместны. Просто продолжаем делиться информацией о возможностях и преимуществах здравоохранения и считаем, что «Мост» может помочь улучшить качество помощи. Мы как и большинство врачей используем most.doctor в своей практике, но не получаем никакой компенсации за упоминание о сервисе.