Стивен Спилберг и его фильмы
Стивен Спилберг (Родился 18.12.1947)
Режиссер, сценарист и продюсер Стивен Спилберг, пожалуй, самая яркая звезда мирового зрелищного кинематографа. Достаточно сказать, что в первой двадцатке чемпионов по кассовым сборам за всю историю американского кино именно его картины занимают престижные места. 54 самых строгих американских критика, заполняя анкету журнала American Film поставили С.Спилберга на 3-е место среди лучших режиссеров США 1980-х, а две его ленты («Инопланетянин» и «Искатели утраченного ковчега») включили в «лучшую американскую двадцатку».
Блестящая кинокарьера Стивена Спилберга началась, когда недавний студент Калифорнийского университета получил первую постановку. После притчеобразного триллера «Дуэль», где инфернальный грузовик-тяжеловоз преследовал беззащитную легковушку, о молодом режиссере заговорили как о подающем надежда. И его последующие фильмы эти надежды оправдали.
За «Фильмом недели» последовал драматический The Sugarland Express. Сенсацией 1975 года стала экранизация романа Питера Бенчли «Челюсти» с Роем Шайдером и Ричардом Дрейфусом в главных ролях. Эта остросюжетная лента с поединке человека и акулы вызвала череду продолжений и подражаний, обогнав по сборам «Крестного отца» (1972) Ф.Копполы - 130 миллионов долларов!
В этой картине, как и в предыдущих работах режиссера, отчетливо проявилось его умение создавать напряженную атмосферу действия, саспенса, виртуозное владение техническими спецэффектами, лаконичность запоминающихся характеристик героев, своеобразный юмор, помогающий разрядить критическую ситуацию.
Воодушевленный примером коллеги и друга Дж.Лукаса, Стивен Спилберг через 2 года обратился к жанру космической фантастики. Фильм «Тесные контакты третьей степени», рассказывающей о таинственных пришельцах из далекой галактики, увлек знаменитого французского режиссера Франсуа Трюффо, сыгравшего в нем одну из главных ролей. Впрочем, несмотря на технический блеск комбинированных и компьютерных съемок фильм получился несколько холодноватым и рациональным, что, быть может, отразилось и на кассовом успехе он был меньше «Челюстей» - около 83 миллионов долларов.
Зато следующий фильм Спилберга – «1941» был лишен и тени серьезности. Эксцентрическая комедия, действие которой происходило летом 1941 года на Голливудском побережье, где неожиданно появилась японская подлодка, была наполнена головокружительных каскадом трюков, пародийных намеков, обыгрывающих стереотипы старых комических и военных лент. Однако пародийная многослойность фильма, очевидно, с трудом прочитывалась массовым зрителем. «1941» так и не вошел в число чемпионов проката.
Но уже через год Стивен Спилберг начал съемки приключенческой трилогии об археологе Индиане Джонсе (Харрисон Форд), ставшей не только образцом семейного фильма, но и новым хитом: около 115 миллионов долларов за каждую серию. «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и храм Судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход» переосмысливали традиции фильма экзотической авантюры типа «Багдадского вора», погружая достаточно простую сюжетную нить, связанную с поисками Ноева Ковчега, волшебных алмазов или живой воды, в атмосферу пародийной стилизации, использующей мотивы как различных жанровых систем (от детектива до вестерна), так и отсылки к знаменитым фильмам прошлого.
С каждой серией усложнялась техника съемки, затраты на грандиозные декорации и макеты, а авторский взгляд становился все более ироничным. В 3-й части немалую лепту в юмористическую струю внес экс-Бонд Шон Коннери, которому суждено было сыграть роль отца Индианы Джонса.
В 1982 году Стивен Спилберг снял еще один кассовый фильм – «Инопланетянин» (238 миллионов долларов прибыли), фантастическую сказку для детей и взрослых, а в 1985 году – «Цвет пурпура» - драматическую историю, затрагивающую расовые проблемы. Позволив себе снять еще одну драматическую картину «Империя солнца» (о судьбе английского мальчика, который в годы второй мировой войны потерял родителей в Шанхае и попал в японский плен), Спилберг вновь возвратился к развлекательному кинематографу.
Параллельно он выступал в роли продюсера фильмов Роберта Земекиса («Я хочу держать тебя за руку», «Подержанные автомобили», «Роман с камнем», «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?»), фильмов ужасов «Полтергейст» (1982) Т.Хупера и «Полтергейст-2» (1986) Б.Гибсона, «Гремлинов» (1984) Джо Данте и «Молодого Шерлока Холмса» (1985) Б.Левинсона. Все эти ленты тоже имели заметным успех во многих странах.
13-м фильмом С.Спилберга стала мелодрама «Всегда» с Ричардом Дрейфусом и Одри Хепберн. Что ж, даже самые строгие поклонники философского, авторского кино признают уникальную работоспособность и профессионализм Стивена Спилберга, его умение рассказать увлекательную историю, его талант шоумена Вот и в этом ремейке давней голливудской ленты мирового экрана Спилберг сумел сохранить баланс между сентиментальностью и зрелищностью, хотя в целом картина показалась мне скучноватой...
Дорогостоящая сказка Спилберга «Крюк» с Робином Уильямсом и Дастином Хофманом в главных ролях неожиданно вызвала разочарование у критики и публики. История о пиратах, эльфах и детях оказалась слишком сложной для юной аудитории и слишком «юниорской» для взрослых...
Впрочем, черед два года Стивен Спилберг взял убедительный реванш за относительную неудачность фильмов «Всегда» и «Крюк», поставив супербоевик «Парк Юрского периода». Динозавры, ожившие с помощью компьютерной техники и рысью пробегающие мимо испуганных героев фильма, приехавших на некий остров, где седовласый профессор осуществляя опасные научные эксперименты, притягивали аудиторию лучше любого магнита. «Парк...» стал одним из чемпионов кинематографического сезона.
Однако по настоящему Спилберг удивил зрителей не «Парком...», а неожиданным обращением к теме спасения немцем Оскаром Шиндлером нескольких тысяч евреев в годы второй мировой войны. Конечно, Стивену Спилбергу трудно было соперничать с Михаилом Роммом («Обыкновенный фашизм») или Анджеем Вайдой («Пейзаж после битвы», «Корчак»), снявшими в своё время выдающиеся фильмы об ужасах нацизма. «Список Шиндлера», несмотря на всю серьезность намерений режиссера получился как бы облегченной калькой антифашистского кинематографа 1960-х - 1980-х.
Однако для американской публики, практически не видевший ключевых европейских картин на эту тему, «Список Шиндлера» убедительно показавшие механизмы уничтожения людей в концлагерях и благородство главного персонажа, озабоченного спасением людей от смерти, выглядел истинным откровением.
Получив несколько «Оскаров» по основным номинациям, Стивен Спилберг торжествовал победу: наконец-то его труд был оценен искушенными членами американской киноакадемии. Так наконец режиссер обрел не только зрительский успех («Список Шиндлера», вероятно, относится к числу наиболее кассовых лент о второй мировой войне), но и «премиальный»...
Стивен Спилберг и его фильмы
В 1997 году Стивен Спилберг поставил один из самых нашумевших фильмов о второй мировой войне - драму "Спасти рядового Райана".
Успех сопутствовал Стивену Спилбергу и в XXI веке ("Особое мнение", "Война миров", "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", "Шпионский мост" и др.).
© Александр Федоров, 1994, 2021
Всё о кино
23.1K поста60.1K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.