Стимпанк в кинематографе

Уже в течении нескольких лет, жанр стимпанк набирает свою популярность, но его проявление, как в кинематографе, так и в геймдеве - крайне редкое явление, в смысле, в том виде, в котором он существует на страницах книжных изданий. Конечно, если вы взгляните на список, у нас или на каком другом ресурсе, то увидите, что он довольно большой... Большой конечно, но вот только настоящего стимпанка там почти нет. Здесь я попробую рассмотреть как и примеры настоящего стимпанка, так и те, что относятся к нему только лишь элементами.



Удаляем дизельпанк


Первоначально, дабы составить более менее конкретный список качественных представителей вышеупомянутого жанра \ стиля, стоит отсеять всё лишнее, в виде, например, столь распространённого дизельпанка. Очень многие причисляют к стимпанку такие картины как "Небесный капитан" или "Запрещённый приём", но это не так. Напомню, что стимпанк - непосредственно связан с использованием технологий на паровом двигателе, и если уже в кинокартине мы замечаем роботов работающих на нефтепродуктах (т.е. на двигателе внутреннего сгорания), то причислять к стимпанку подобную ленту - не желательно. В данном случае, те два примера, что выше, относятся именно к дизельпанку, но и не стоит забывать о более ранних механических технологиях с использованием заводного механизма, что, разумеется, является не чем иным, как клокпанком. Да конечно, всё это дочерние жанры паропанка, но всё таки их не стоит рассматривать как видных представителей жанра.



Фильмы с чистыми стимпанк элементами


Их единицы. Почти нет. Существует несколько независимых проектов в духе: Brackwasser, Prometheus Triumphant: A Fugue in the Key of Flesh, Nickel Children и так далее, но особой популярностью они не пользуются, в виду своего непрофессионализма и слабой киноподачи. Но отдельно хотелось бы выделить независимый веб сериал Riese (Риз), который отличился очень качественной работой не только над дизайном и декорациями, но и хорошо показал себя по актёрской игре, атмосфере и сюжету; скажу вам сразу - если вы увлекаетесь стимпанком, каким либо образом, то вы должны посмотреть данный веб сериал, так как его, мне кажется, можно считать эталоном в данном направлении. А вот что касается проектов более крупных масштабов, то кинематографу тут похвастаться нечем: что мы имеем? Мы имеем безобразие в виде Дикий Дикий Вест и мы имеем такие посредственные работы как "Хроники Мутантов" и "Идеальное создание", из чего следует вывод, что большой кинематограф - не готов принять на своё борт альтернативные паровые технологии.



Кино-предтечи стимпанка


Думаете я забыл про экранизации Жуля Верна? Нет конечно. Да, в данном случае все эти многочисленные 20000 лье под водой и "Путешествие вокруг свет за 80 дней" имеют место быть в мире, где были развиты альтернативные технологии. И особо выделяющимися из этого направления предтечи-стимпанка можно назвать такие картины как: "Тайна острова Бэк-Кап" (1957), а так же "Властелин Мира" (1961), ну и наверно стоит упомянуть Ракетой на Луну (1967), ну и всё в том же духе (правда - их немного). Но сами по себе эти работы стимпанком не являются, так как - когда они создавались, такого термина не было и в помине.



Где то, да около


Теперь, пожалуй, стоит упомянуть те независимые по жанру картины, которые периодически приравнивают к стимпанку. Самая основная такая лента - экранизация романа Пулмана "Золотой компас"; никакого там стимпанка нет, там своя технология, на своём собственном двигателе... но всё же это не мешает многим, включая и ценителей жанра, вписывать данный кинопроект в списки рассматриваемого жанра. После идёт ещё одна экранизация сказочного мира "33 несчастья" - она реже появляется в списках, но благодаря тому, что главная героиня там очень любила мастерить, многие считают должным включить её туда. На третьем месте, аж два произведения - "Престиж" и "Иллюзионист" - истории о технологически оснащённых фокусниках, действующих в викторианскую эпоху. В престиже даже есть Тесла с довольно необычным изобретением. Но, на самом деле, это - лишь элементы, мало относящиеся к стимпанку, как таковому. После чего - "Город потерянных детей", "Город Эмбер: Побег", "Тёмный Город", картины по Нилу Гейману и т.д. Всё это - необычно, красиво, интересно, но всё же не является непосредственно стимпанком.



С щипоточкой стимпанка


Но вот фильмов с небольшим элементом данного жанра можно встретить довольно много и, я думаю, нет нужды перечислять их тут все. Где то задействована паровая машина, как например в "Чёрная кошка, белый кот", где то необычное устройство, как например в "Шерлок Холмс" от Гая Ричи, где то какая то важная технология, находящаяся в центре сюжета, но всё же не являющаяся полноценной частью мира, как например в том же "Опочторении". Все эти картины иногда появляются в списках, но более привередливые ценители стараются их всё же отсеивать... если они конечно не хотят прибавить своему списку солидности. Но толку то?



Совсем не стимпанк


Ну и закончим на том, что многим, не знаю зачем, хочется включать в списки такие фильмы как "Цеппелин" или "Hindenberg", где никакого стимпанка нет по сути... ну нельзя же все фильмы о дирижаблях принимать за искомый жанр! Ну и конечно, внезапно, появляются такие Картины как "Мэри Райли" или, страшно сказать, "Из Ада" (то, что с Депом). каждый считает должным назвать любой фильм о викторианской эпохе стимпанком, не задумываясь о том, что викторианское время это - лишь распространённый фон, а не основной элемент жанра... Что-ж, это - дело каждого.



Так почему нет фильмов о стимпанке?


И вправду почему? Стимпанк, более менее, популярен; Стимпанк можно снять в пресловутом PG-13, без какого либо ущерба для насыщения; Стимпанк имеет потенциально-интересную среду, сеттинг, особую жанровую атмосферу, которая может оказаться чем то свежим в застоявшемся фэнтези-кинематографе. А может и слишком рано? Может целевому потребителю вполне хватает Гарри Поттеров, Сумерков и другого ширпотреба? Сложно сказать. А может ещё дело в провале предыдущих проектов, не окупивших себя, указав инвесторам на опасность, которую несёт данный жанр... или всё таки дело в режиссёрах?



Но что же посмотреть?


Если вы любитель стимпанка - выбор не большой (выше я перечислил основное), но если вам просто нравиться необычный дизайн, необычные миры, необычные персонажи, необычные технологии и т.п. То смело смотрите и "33 несчастья", и "Золотой компас", и "Престиж" с "Иллюзионистом", а так же не забудьте картины Терри Гиллиама или Гильермо дель Торо, ну и конечно же проекты созданные по романам Нила Геймана, да и Терри Пратчетта. Можно ещё взяться за сериалы как "Мастер на все руки" и "Склад №13", если конечно есть время. Выбор большой, главное не стоит уж слишком привередливо относиться к данному жанру, ну по крайней мере пока в его рядах нет большого количества работ с каноническим сеттингом.