Степной ВМФ. Или «у вас же есть министерство культуры»...

Когда-то флот этой страны внушал ужас половине земного шара. Восемьсот лет назад её правители владели несколькими территориями с выходами к Персидскому заливу, Японскому и Аравийскому морям. Чтобы провести внезапную военную специальную операцию, был собран флот, который оставлялся крупнейшим за всю историю человечества, вплоть до Второй мировой войны. Это было целых 3500 кораблей. А до него был ещё один флот, чутка поменьше. И обоим пришёл полный тайфун. Да, да, я это про знаменитое вторжение Монголов в Японию и камикадзе. Хан Хубилай мог бы и третий раз собрать что-то подобное, но советники прикинули, подсчитали, подумали и решили — нуегонафиг и отговорили Чингизида от этой сомнительной авантюры. Слишком уж затратная получается поездочка. Ну да-да, Сэцэн-хаган, мы понимаем, что второй раз чуть-чуть не получилось, но вдруг и на третью попытку опять тайфун придёт? Кто этих японских богов знает? А у нас ещё столько проблем в своей стране, забей на этих самураев, они потом аниме изобретут, продажу ношеных трусиков, про бака-гайдзинов мы даже заикаться не будем. Всё, харе дуться, пойдём изобретать сухое молоко. А затем всё в этой прекрасной империи начало разваливаться (с сухим молоком это не было связано... наверное). Постепенно территория Монголии сокращалась, государство начало терять выходы к морю и сейчас под её флагом лишь жалкие остатки былой роскоши. Что-то около 500 кораблей.

Степной ВМФ. Или «у вас же есть министерство культуры»... Монголия, Флот, История, СССР, Корабль, Судьба, Видео, YouTube, Длиннопост

И вот вам конец этого великого флота.

Вау! Стоп! Где карта? Ты чего сейчас сказал? Монголия — это степь, мы в школе изучали. Выходов к морю — ноль. Есть несколько крупных озёр, но разве там поместится такое количество судов? Кого ты пытаешься надурить? Ха! Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, сучки! Любое государство без выхода к морю, имеет такие же возможности, как и те, у кого все эти блага цивилизации буквально под боком. Плюс транзитное движение по территории соседской страны и назад без налогов. Ну и приятные бонусы в виде собственного флага. В феврале 2003 года монголы взяли и зарегистрировать свой судовой регистр "The Mongolia Ship Registry Pte Ltd". После этого число судов под её флагом растет довольно неплохо. Сейчас они находятся где-то в середине списка стран по количеству имеющихся кораблей. А Улан-Батор  является официальным портом приписки судов Монголии. Зарегистрировать судно в Монголии зачастую гораздо выгоднее, чем во многих других более морских державах. И подобной услугой чаще всего пользуется Россия, Сингапур и Китай. На этом мелком гешефте Монголия поднимает около 20 миллионов долларов в год.

Степной ВМФ. Или «у вас же есть министерство культуры»... Монголия, Флот, История, СССР, Корабль, Судьба, Видео, YouTube, Длиннопост

Картинка из новости: судно под монгольским флагом, зарегистрированное в Гонк-Конге с командой из Бангладеш и подозреваемое в контрабанде вьетнамского риса было арестовано ВМС Филиппин. Обожаю глобализацию.

А теперь ещё один сюрприз. Словосочетание «Монгольский флот» у человека немного погруженного в тему вызывает ухмылку. Что-то вроде подлодки в степях Украины. Ещё бы — самая удалённая от побережья страна — 600 километров до ближайшего потенциального выхода в океан. Второе по величине (после Казахстана) государство без доступа к морю. Да и проданный флаг не делает судно твоим. Но чуть более погруженный в перипетии монгольской истории понимающе кивнёт... И вы сейчас станете таким же. Помните, я говорил, что у Монголии есть озёра? И это значит, что у страны степей всё-таки существует флот, пусть и озёрный! Причём со своей историей. Первое судно здесь появилось в 1910 году, благодаря русским купцам, которым надоело шляться по округе, а хотелось с ветерком возить свои товары по воде. Судно было деревянным примерно 40 метров в длину и с паровым двигателем в 75 л.с. На борт оно брало около 50 тонн — для местной торговли хватало. Назвали его незамысловато: «Монголом», в честь страны, где его построили. Останки до сих пор лежат в порту Ханк. Судя по всему, он кончился где-то в 1930 году.

Видео погружения в Хубсугуле.


Взамен этой архаики в 1931 году было построено очередное деревянное судно. Аппетиты молодой страны росли, и поэтому грузоподъёмность увеличили аж до 100 тонн. Его назвали (приготовьтесь, будет трудно) «Монгол улсын 10 жилийн ой» (10 лет Монголии). Через несколько лет между СССР и Монголией началась довольно оживлённая торговля и поэтому старший брат построил грузопассажирский пароход «Сухэ-батор» на озере Хубсугул. И две баржи к нему («Малчин» — Скотовод и «Ажилчин» — Рабочий).

Степной ВМФ. Или «у вас же есть министерство культуры»... Монголия, Флот, История, СССР, Корабль, Судьба, Видео, YouTube, Длиннопост

Наливной лихтер Ургац (Урожай)

Эта «Непобедимая Армада» оттрубила своё до 1956 года и была списана полностью. «Десять лет» и «Сухе-Батор» покоятся на дне возле посёлка Хатагал, где-то на глубине 2-3 метров. На их замену пришёл целый металлический пароход и баржа. Пароход, чтобы не портить традицию назвали «Сухэ-батор II». А баржу — «Хубсугул». Позднее к ним присоединились ещё два судна-лихтера (читай баржи с экипажем) «Ургац» — урожай и «Долгион» — волна. Они должны были возить нефть с одного берега Хубсугула на другой (нормальных дорог в округе нет, горы есть, путь по ним четыре дня, а на корабле всего 7 часов). Однако в 1985 году судно потерпело кораблекрушения по недосмотру команды (в 2021 его все-таки подняли со дна). После этого Великий Хурал Монголии запретил перевозку нефтепродуктов через озеро. Резервуары перенесли, поэтому флот пришлось урезать. Остался один озёрный буксир 1985 года постройки. В 2005 его приобрела компания «Номин Холдинг» и переоборудовало в грузопассажирское судно. И сейчас оно под именем «Сухэ-батор III» (чего хорошему слову пропадать, да?) работает как паром на всё том же озере Хубсугул. Перевозит грузы и пассажиров. А теперь ещё один твист! Готовы к потрясению и переосмыслению основ мироздания?

Степной ВМФ. Или «у вас же есть министерство культуры»... Монголия, Флот, История, СССР, Корабль, Судьба, Видео, YouTube, Длиннопост

Весь флот Монголии на одной картинке.

По слабо подтверждённым данным владельцы судна частично контролируются Министерством обороны Монголии. И по сути, это превращает «Сухэ-батор III» в... военный корабль (жду экспертов с разоблачением и детальными указаниями, где именно я неправ)! То есть да, парад ВМФ в этой стране займёт довольно мало времени, но никто не помешает его, при желании провести. Ведь на судне служат целых семь моряков. Если верить документальному фильму The Mongolian Navy: all at sea (история навигатора вообще может разбить вам сердце), только один из них имеет профильное образование. И пускай этот корабль сейчас возит туристов, но у моряков и офицеров есть форма, гордость, ну и желание, однажды увидеть настоящий океан.

Фильм: The Mongolian Navy: all at sea

И для любителей копаться в деталях:

1. Небольшой отчет по подводным исследования судов дайверами-любителям.

2. Вики

3. Самое раннее упоминание судоходства в русском сегменте интернета.

4. На пикабу тоже было

5. Карточка баржи Хубсугул на сайте fleetphoto.ru. Особо понравился комментарий.

6. Новость о поднятии второго Хубсугула со дна.