Статья. Интернет-зависимость: актуальное состояние проблемы

В статье дано понятие интернет-зависимости, раскрывается симптоматика, механизмы формирования и динамика развития. Описываются актуальные направления изучения феномена.
В современном мире активно набирает обороты повсеместная компьютеризация и «интернетизация» общества. Вместе с этим возрастает количество людей, проводящих в интернете большое количество времени. С помощью интернета многие люди ищут необходимую информацию, покупают товары, общаются с людьми из разных частей света, реализуют свои игровые и даже сексуальные пристрастия. Такая многофункциональность сети Интернет делает её очень притягательной для использования и имеет множество положительных сторон. Однако интернет привносит в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести интернет-зависимость. Для современного общества вопросы негативного влияния сети Интернет являются крайне актуальными в связи с тем, что по всему миру неуклонно возрастает количество интернет-зависимых людей. Стремительное возрастание количества интернет-зависимых обусловлено тем, что у четверти пользователей Интернета зависимость формируется уже после полугода его активного использования. С дальнейшим увеличением продолжительности активного пользования Интернетом растет и процент интернет-зависимых[8, 9].
Хотя терминология проблемы интернет-зависимости не является до конца устоявшейся, в настоящее время интернет-зависимость некоторые исследователи рассматривают как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Она существует в таких формах, как навязчивый веб-серфинг; пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, постоянное участие в чатах, веб-форумах; игровая зависимость; навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах; пристрастие к просмотру фильмов через интернет; киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов [2].
Родоначальниками изучения проблемы интернет-зависимости считаются клинический психолог К.Янг и психиатр И.Гольдберг. Впервые термин «интернет-зависимость» был предложен И. Гольдбергом. Под этим термином автор понимал поведенческое расстройство в результате чрезмерного использования Интернета и компьютера, оказывающее негативное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферу деятельности и психику человека. И.Гольдберг также предложил набор диагностических критериев для определения интернет-зависимости, построенный на основе признаков патологического пристрастия к гемблингу (азартным играм)[6].
В своих исследованиях К.Янг выделила три основных стадии формирования интернет-зависимости. Во время первой стадии происходит знакомство пользователя с сетью Интернет и заинтересованность её возможностями. На второй стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни человека. На третьей стадии можно говорить об интернет-зависимости со всеми вышеописанными симптомами. Изучая влияние ролевых компьютерных игр, как одного из видов интернет-зависимости А.Г. Шмелев выделяет четвертую стадию интернет-зависимости и зависимости от компьютера, не характерную для других видов зависимостей, а именно стадию «привязанности». Данная стадия характеризуется тем, что происходит угасание игровой активности человека. В отношении компьютера пользователь начинает соблюдать некую «дистанцию», но до конца избавиться от привязанности к компьютерным играм он не способен. Это самая длительная из всех стадий, которая может протекать в течение всей жизни человека.
Основными симптомами возникновения интернет-зависимости, по мнению К. Янг, являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса выхода в Интернет; увеличение времени, проводимого в онлайн; жалобы окружающих на проведение человеком слишком большого количества времени в Интернете; увеличение количества денежных средств, расходуемых на Интернет; жалобы окружающих на большие расходы на Интернет.
Симптоматика интернет-зависимости активно изучается и рядом других авторов. Доктор М. Орзак , изучая симптомы интернет-зависимости, поделила их на психологические и физические. К психологическим симптомам относятся выраженное повышение настроения при работе за компьютером; стремление проводить за работой в Интернете постоянно увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; склонность пренебрегать работой, учебой и служебными обязанностями; неспособность и нежелание отвлечься от работы в Интернете; понижение настроения и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые мысли об Интернете в такие периоды; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете. К физическим симптомам относится синдром карпального канала (сдавливание срединного нерва в запястном канале, связанное с длительным перенапряжением мышц, сопровождающееся онемением пальцев и слабостью кисти), изменение режима сна-бодрствования, сухость в глазах, головные боли, боли в спине.
Среди зарубежных психологов популярным является разделение интернет-зависимости на специфическое патологическое использование Интернета и генерализованное патологическое использование Интернета. В первом случае зависимость формируется от какой-либо одной функции интернета (онлайновые сексуальные службы, онлайновые аукционы, онлайновая продажа акций, онлайновый гемблинг). Во втором случае речь идет о неспециализированном, многоцелевом избыточном пользовании Интернетом. Эта форма включает в себя проведение большого количества времени в сети без ясной цели (общение в чатах, зависимость от электронной почты), т. е. в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета.
В отечественной психологии принято считать, что зависимость формируется через сдвиг мотива на цель деятельности, в результате чего инструментальные предметы сами по себе становятся мотивами деятельности. Однако психологи до сих пор не имеют единого мнения о том, какие условия объективной и субъективной реальности вызывают сбой системы мотивов человека, в результате чего интернет, первоначально используемый как инструмент достижения целей, приобретает собственную побудительную силу[1].
По мнению Н. А. Носова, явление смещения целей деятельности происходит для восполнения недостающих сфер жизни личности через иллюзорное удовлетворение основных потребностей человека за счет конструирования в виртуальной реальности новой личности. Смещение цели из реальной жизни человека в виртуальную достигается благодаря возможности сокрытия в сети Интернет любого проявления жизни, реализующейся вследствие возможности изменения пола, сокрытия своего реального имени, реальных переживаний, эмоций и демонстрации отсутствующих переживаний; возможности изменения роли путем создания виртуальной личности и конструирования новой реальности. Таким образом, Н.А. Носов рассматривает интернет-зависимость как одну из форм иллюзорно-компенсаторного поведения.
В представлении К. Янг, зависимость от Интернета возникает в первую очередь как проявление эскейпизма - бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. В список причин формирования интернет-зависимости также входит стремление к поиску новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, возможность выговориться, желание быть эмпатийно понятым и принятым, желание освободиться от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение.
Некоторые авторы считают, что в формировании интернет-зависимости микросоциальные факторы являются доминирующими. Среди них – неудовлетворенность финансовым положением, наличие академических и межличностных проблем, недовольство семьей и опыт недавних стрессовых событий. По данным X.Huang и соавт., подростки, злоупотребляющие компьютером, обычно оценивали родительские, в особенности материнские, методы воспитания как лишенные эмоционального тепла, со склонностью к отвержению и наказанию. В теориях такого рода подробно описано влияние ближайшего окружения и малых групп на формирование у субъекта зависимости, однако нерешенным остается вопрос влияния макросоциальных факторов (политика государства относительно проблемы, культура и др.).
Свое объяснение феномена интернет-зависимости имеется и в психоаналитической концепции. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева указывают на уникальную возможность динамичного взаимодействия между субъектом и объектом зависимости. Важными аспектами такого взаимодействия, усиливающими психоактивный эффект виртуальной реальности, авторы считают использование архетипных сюжетов и образов (например, архетипа Героя, Старого Мудреца, Великой Матери, Зверя и др.), а также применение в компьютерных программах определенных зрительных эффектов, фигур, ритмов, цвета. При этом интернет-зависимый не только проводит все больше времени в компьютерном мифологическом мире, но и, попадая под влияние архетипов, начинает проецировать виртуальный опыт на ситуации, события, межличностные отношения в реальности. В ходе подобного переноса субъект «отбрасывает» свое прежнее, основанное на вынужденных компромиссах, «Я», которое становится для него ненужным, что способствует формированию и закреплению иллюзии общения с реальным миром и приводит к возрастающей социальной изоляции и дезадаптации. По мнению Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой, одним из важнейших отличий КЗ от большинства аддикций является практически полное отсутствие борьбы мотивов. Более того, отбрасывание «Я» происходит автоматически - без каких-либо терзаний - и воспринимается зависимым как освобождение. Авторы справедливо отмечают, что эта особенность создает серьезные препятствия на пути психотерапевтических методов коррекции. Мы видим, что в рамках психоаналитической концепции хорошо изучен процесс формирования игровой интернет-зависимости. Однако данная теория не подходит для описания формирования зависимости у интернет-трудоголиков, интернет-покупателей и интернет-аддиктов отношений в силу отсутствия архетипных сюжетов и образов в данных областях интернет-пространства.
Согласно социо-культурной концепции мотивы виртуального группирования и взаимодействия между членами Интернет-сообществ подчинены тем же законам, которые действуют в реальном мире, а Интернет лишь предлагает более широкие возможности выбора объектов взаимодействия. Исходя из этого, виртуальное пространство рассматривается не как суррогат объективной действительности, а как его часть, причем чрезвычайно важная для современного человека. Таким образом, явление, называемое «зависимостью» от компьютера, рассматривается не как психическое или поведенческое расстройство, а как глобальный социо-культурный феномен, сутью которого является не столько «уход» в виртуальную реальность, сколько расширение за счет нее нашей привычной действительности. Данная теория, по сути, отрицает болезненную природу интернет-зависимости, что противоречит большинству психологических концепций интернет-зависимости. [7, 5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства в объяснении феномена интернет зависимости, а в некоторых случаях мы видим явные противоречия. Вместе с отсутствием единства понимания проблемы, наблюдается ситуация недостатка достоверных эмпирических данных относительно условий, в которых происходит сдвиг мотива на цель, и связей интернет-зависимости с другими психологическими категориями. На данный момент удалось установить лишь то, что интернет-зависимость не коррелирует с такими категориями как самоэффективность (уверенность человека в том, что он может осуществить некоторые конкретные действия) и психосоциальная зрелость в понимании Э. Эриксона. Также выявлено, что среди интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных нарушений с преобладанием депрессии. Результаты исследований личностных особенностей лиц с признаками интернет-зависимости показали, что среди интернет-зависимых преобладают люди с шизоидной и истероидной акцентуацией характера [6, 4].
Проанализировав представления о феномене интернет-зависимости, можно сделать вывод о том, что на данный момент нет единого мнения относительно проблемы интернет зависимости. Соответственно, из-за недостатка данных и отсутствия единого понимания феномена также нельзя сделать достоверные выводы относительно факторов, которые вызывают сдвиг мотивации в сторону интернета. Также остается нерешенным вопрос психологической помощи интернет-зависимым, а это в свою очередь, означает, что и вопрос профилактики интернет зависимости является открытым [3].

Список использованных источников
1. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов . – СПб. : Речь, 2008 . – 224 с.
2. Апенок, Р. С. Исследование созависимости и интернет-зависимости у студентов-психологов / Р.С. Апенок // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №11. - С.225-229
3. Белобрыкина О.А., Лядская А.В., Руцких А.С. Тенденция развития зависимости от виртуальной реальности у современных школьников//Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск: НГИ, 2003. Ч. 2. С. 22-25.
4. Войскунский, А. Е. (2004) Актуальные проблемы зависимости от Интернета / A.E. Войскунский // Психологический журнал. - Т. 25. - № 1. - С. 90−100.
5. Дрепа, M.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. - С.189-193
6. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич [и др.]; под общ. ред. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007.-768 с.
7. Солдаткин, В. А. Концепции формирования компьютерной зависимости / В.А. Солдаткин, А.В. Дьяченко, Д. Ч. Мавани // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. №3. С.104-110
8. Шаталина, М. А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции / М.А. Шаталина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - №1. - С.188-192
9. Янг, К. С. Диагноз - Интернет-зависимость /К.С. Янг // Мир Интернет. -2000. – №2. – С. 24-29.


Асадчев Владислав Владимирович – студент 3 курса факультета психологии ГрГУ им. Я. Купалы.

Психология | Psychology

22.9K постов60.2K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.