6

Старая добрая музыкальная Англия - часть I

Здравствуйте, дорогие друзья! В прошлом декабре мы обсуждали Генриха VIII, его музыкальные дарования, личную жизнь и религиозные реформы Об авторе хитов - славном английском короле Генрихе VIII, Продолжение про творчество известного автора песен - Генриха VIII. И что это повлияло на дальнейшее развитие (т.е. неразвитие) музыки в Англии... И, правда, зная триумф англоязычной музыки в 20 веке, странно, что в 17-18-19 она была на периферии... Ну, с этим разобрались: что выросло, то выросло...


А что было ДО этого? До бесконечных реформ и контрреформ, последовательно разрушающих наработки друг друга? Я давно собиралась про это написать, прямо целый год... И вот время пришло.

До Генриха VIII в Англии были очень развиты традиции религиозной хоровой музыки. Я имею ввиду профессиональную хоровую музыку (а не прихожанок в шляпках с молитвенниками в руках, распевающих гимны).

И надо немного поговорить с чего все началось (т.е. так считается).

Была в истории Англии весьма харизматичная персона - король Генрих V. «Славный Гарри», как говаривал Шекспир. Вы все хорошо знаете Генриха V - это он тусил с Фальстафом - до коронации, конечно.

А потом остепенился, занялся государственными делами, выиграл битву при Айзенкуре в 1415.

Генрих V /Кеннет Брана в роли Генриха V

Генрих V /Кеннет Брана в роли Генриха V

Этот молодой человек с хипстерской прической был не только блестящим военачальником, но и отличным музыкантом. И провел реформу музыки... Ну откуда у людей столько энергии!

В те времена с войско сопровождал огромный хор, а битвы предваряли торжественные службы - длительные и пышные.

И, конечно, требовалось множество профессионалов - священников, музыкантов, певчих и т.д... Все они путешествовали вместе с войском, сопровождаемые обозами с хоругвями, одеянием, реликвиями и огромными партитурами. Почему огромными? Ну, книгопечатания не было, и весь хор пользовался одной большой книгой с крупными музыкальными символами - чтобы всем было видно.

Как раз победе при Азенкуре посвящена народная английская песня (она же гимн, она же хорал) Agincourt Carol («Deo gratias, Anglia»):

Agincourt Carol. Pro Cantione Antiqua London

Он включен в состав «Песенный свиток из Тринити-колледжа» (это в Кембридже). Свиток там и хранится, в библиотке Рена.

Еще одна крупная победа: битва на реке Сене - торжественная служба в Кентерберийском соборе в присутствии важного гостя - императора Священной Римской империи Сигизмунда. И здесь у нас уже есть композитор: Джон Данстейбл.

Данстейбл - личность полулегендарная, неизвестно, как он выглядел, но он точно жил, сочинял музыку, был женат, увлекался астрономией. И считается «Моисеем английской музыки», который вывел ее из забвения на столбовую дорогу. Как-то так.

John Dunstable, Preco Preheminencie. Хор собора Святого Иакова, Торонто

Цель была - поразить, ошеломить, и Сигизмунд был очень впечатлен, очень-очень. Мода на «английское звучание» («contenance angloise») стремительно распространилась по Европе.

«Поперло!», - подумал Генрих V, и решил наддать с молитвами, и увеличил штат певчих в три раза и сам занялся написанием музыки.

Sanctus, Генрих V

В общем все шло неплохо. К сожалению в 35 лет Генрих V умер от дизентерии. И для него все закончилось. Но не закончилась история...


Охохонюшки... Я случайно нажала «опубликовать» вместо «Сохранить черновик». Отменить это дело нельзя. Так что пост будет такой. А мог бы быть более высохудожественным.

Ну ладно. Но будет продолжение... Я как раз раздумывала, поделить ли пост на части, когда так опрометчиво нажала не ту кнопку...


Кстати: вот вариации на тему «Agincourt» (Ричард Мейер):

По-моему, неплохо. Хотелось бы взрослое исполнение послушать.