Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение)

"Спите спокойно, товарищ Сталин, посеянные вами и вашими верными соратниками семена ненависти, зависти и злобы дают пышные всходы и из поколения в поколение питают души советских людей своими ядовитыми плодами".
(Г.Вишневская "Галина")

Сталинские пропагандисты. Валентина Осеева

Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков

В предыдущем посте речь шла о повести "Судьба барабанщика",
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар
продолжаю рассуждать о другой, которую аж в школьную программу советского периода засунули для обязательного чтения.

"Тимур и его команда"

Повесть написана, чтобы воспеть не помощь добрых пионеров одиноким бабушкам, а гибель наших людей во имя имперских амбиций Сталина во время конфликта с Японией в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол в 1938-1939.
К дальневосточной границе были стянуты войска, из радиол краснобаи непрерывно надрывались про врага, который якобы только и ждет случая на нас напасть, и звучали "Три танкиста".

Кратко о политической ситуации. Квантунская армия оккупировала часть территории Китая и Маньчжурию, создав марионеточное государство Маньчжоу-Го, на СССР никто не собирался нападать, отдельные вылазки и провокации имели место со стороны обоих государств. Настоящей причиной конфликта была военная помощь Китаю, с которым СССР заключил договор о ненападении 21 августа 1937 года.
Первый советский главнокомандующий Дальневосточной армией, Блюхер, пытался сберечь людские ресурсы и принимать решения самостоятельно. Этого ему не простили. Был впоследствии в 1941 расстрелян и его преемник - комкор Григорий Штерн, которому тогда удалось успешно для советской стороны провести военные действия. Погибло и ранено почти 5 тыс.человек.
С Халхин-Голом было еще печальнее. На этот раз людей бросили в топку за интересы Монголии, выполняя заключенное в 1936 г. между СССР и МНР Соглашение о взаимопомощи. Погибло 24 тыс.человек.
Надо сказать, что ни Франция, ни Великобритания не поддержали оккупированную Гитлером в 1938 Чехословакию, хотя у Франции с Чехословакией в 1935 был подписан договор о взаимопомощи. Главы этих стран в отличие от Сталина ценили жизнь своих граждан.

Но вернемся к тексту повести. Действие ее происходит в начале августа 1939 года в дачном подмосковном поселке ("В честь годовщины победы красных под Хасаном комсомольцы поселка устроили в парке большой карнавал – концерт и гулянье".)
Молодых мужчин там нет - все на фронте, у одной семьи уже погиб отец, также на фронте (уже 3 месяца до описываемых событий - конфликт на реке Халхин-Гол как раз начался в мае 1939) отец Жени - полковник Александров. Общается он с дочерьми лишь телеграммами. Любопытно, что дача, где он предлагает пожить дочерям, не принадлежит Александрову и не снимается им. Она настолько заброшена, что мальчишки устраивают на чердаке сарая штаб, который случайно и обнаруживает Женя. Вероятно, она досталась Александрову, не вылезающему "из окопов", в наследство от пущенных в расход в 1937-1938 отнюдь не на фронтах, а в подвалах НКВД, коллег. Тимур тоже живет на даче с дядей-танкистом, торжественными проводами которого на фронт и заканчивается повесть.
Детали быта полковничьей семьи описаны Гайдаром реалистично (плетеная мебель, которую на дачу перевозят красноармейцы на грузовике вместе со старшей сестрой Жени Ольгой; по приезде на дачу Ольга предпочитает заплатить соседке за уборку, чем выполнить ее самой, что поделаешь - привычка), чего не скажешь о речевых характеристиках героев - и пионер Тимур, и "хулиган" Квакин высокопарно обращаются друг к другу "атаман-комиссар", изъясняются высоким авторским штилем, а не как обыкновенные мальчишки-подростки.
" Да, – ответил Тимур. – Он сын моряка, матроса. Он часто бранит малыша и хвастунишку Колокольчикова, но сам везде и всегда за него заступается".
"Малыш и хвастунишка" вполне сошли бы за авторскую оценку персонажа, такую же, какую он дает Тимуру , - " простой и милый мальчишка", но никак не характеристику одного мальчика другим.
****
– Здорово, комиссар! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?
– Здорово, атаман! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.
– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.
– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.
– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.
– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.
– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днем и ночью все вижу.
****
– А то, – скривив губы, ответил ему Квакин, – что ты мне хоть и друг, Фигура, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта.

Точно так же фальшива и красивая картинка в начале повести, нарисованная автором, переезда Ольги на дачу: "Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков". Васильки - сорняк, растущий в поле, откуда бы им взяться в Москве, из которой едет Ольга на дачу?

Вся повесть построена на конфликте Квакина и Тимура, но чем же так ужасен Квакин, которого, к слову, первым провоцирует Тимур, отправив оскорбительный ультиматум? Разве он мешает тимуровцам наполнять старухам бочки с водой, складывать поленницу и утешать сирот? Напротив, Квакин даже наделен благородством: бьет и бранит он не Тимура, а своего друга Фигуру из сочувствия Тимуру и семье погибшего красноармейца, в сад к которой забрался Фигура. Так что, если бы Гайдар дожил до написания 2 части, Квакин непременно бы оказался перековавшимся в составе рати бывшего супостата.
Основная претензия к квакинцам - воровство яблок из дачных садов. Да и то под защитой Тимура лишь те дома, у кого на фронте члены семьи, остальные его абсолютно не волнуют, у них можно воровать яблоки. Но много ли яблок могут украсть десяток мальчишек? Тем более и яблоки-то, оказывается, настолько неспелые еще, что Тимур плюётся от них. Но, читая автора, видишь прямо целый склад, ежедневно зачем-то наполняемый мешками с яблоками. Вспомним, что в повести другой пропагандистки - В.Осеевой - воровство арбузов мальчишками с бахчи на продажу - доблесть: это же кровавое самодержавие довело до такого бедных детей. Досуг Квакин и его друзья тоже проводят как обычные подростки - за игрой в карты (без денег) и в "оживи покойника". В общем, никакого криминала. О семьях компании Квакина и его самого в повести вообще не говорится ничего, только мальчик Алеша имеет брата-матроса. На беспризорников, которым нечем питаться, кроме неспелых яблок, они тоже не похожи.
За воровство яблок "простой и милый мальчишка" Тимур, собрав еще безымянную ватагу из 20 человек, наказывает бессовестных "налетчиков" следующим образом. Запирает их в будку и вешает на нее объявление:
ПРОХОЖИЕ, НЕ ЖАЛЕЙ!
Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей.
Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрет этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.
Так и представляется Зоя Космодемьянская с табличкой "поджигательница" на груди, но это были методы фашистов.

Естественно, как и в любой агитке, маркерами для оценки чьих-либо поступков является принадлежность к пионерии и комсомолу. Может быть, поэтому так раздражает Тимура "беспартийный" Квакин?
"У тебя на шее пионерский галстук, но ты просто… негодяй", - говорит Тимуру Ольга.
"Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка!"

Еще несколько слов о таком персонаже, как старшая сестра Жени. Матери у девочек нет, отец вечно отсутствует, что не мешает его абсолютному культу в семье (точно так же, как и в семье Арсеньевых), поэтому функции воспитательницы выполняет Ольга. Но как-то очень странно. Не дождавшись младшей сестры на вокзале, спокойно идет спать, даже не пытаясь ее найти. Запрещает ей общаться с человеком, о котором ничего не знает. И в конце концов молча, даже не предупредив девочку, уезжает на ночь глядя с дачи, оставляя ее тет-а-тет с "негодяем" Тимуром.
Зададимся вопросом: зачем вообще нужен в повести этот блеклый персонаж? Только для правдоподобия повествования - не может же 13-летняя героиня обслуживать себя на даче сама? Или для агитационно-музыкального наполнения повести, постоянно распевая под собственный аккомпанемент на аккордеоне про летчиков-пилотов (слова к песне писал лично Гайдар)? Ведь на более-менее цельный образ, такой, например, как старик Колокольцев, Квакин, Фигура, бабушка Нюрки, Ольга никак не тянет: она только вечно на всех злится.

Как уже отмечалось ранее, повесть заканчивается тошнотворно-пафосно демонстрацией военной мощи страны: "В первых вагонах были красноармейцы. Им замахали руками, закричали. Потом пошли открытые платформ с повозками, над которыми торчал целый лес зеленых оглобель. Потом – вагоны с конями. Кони мотали мордами, жевали сено. И им тоже закричали «ура». Наконец промелькнула платформа, на которой лежало что-то большое, угловатое, тщательно укутанное серым брезентом. Тут же, покачиваясь на ходу поезда, стоял часовой. Эшелон исчез, подошел поезд. И Тимур попрощался с дядей".
А какой же парад без музыки? "Ольга играла на аккордеоне.Потом ударили склянки, жестянки, бутылки, палки – это вырвался вперед самодельный оркестр, и грянула песня".

Ну и в скринах, как всегда, особо одаренные комментаторы моей рубрики, в простонародье - дебилы. У меня уже к ним появился серьезный антропологический интерес: как будто машина времени унесла меня в далёкий 1937. Буду их коллекционировать и ранжировать согласно тупости.

Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение) Тимур и его команда, Детская литература, Сталин, Сталинские репрессии, Идиотизм, Аркадий Гайдар, Длиннопост, Халхин-гол
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение) Тимур и его команда, Детская литература, Сталин, Сталинские репрессии, Идиотизм, Аркадий Гайдар, Длиннопост, Халхин-гол
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение) Тимур и его команда, Детская литература, Сталин, Сталинские репрессии, Идиотизм, Аркадий Гайдар, Длиннопост, Халхин-гол
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение) Тимур и его команда, Детская литература, Сталин, Сталинские репрессии, Идиотизм, Аркадий Гайдар, Длиннопост, Халхин-гол
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар (продолжение) Тимур и его команда, Детская литература, Сталин, Сталинские репрессии, Идиотизм, Аркадий Гайдар, Длиннопост, Халхин-гол