ССК 2018 — большая новогодняя рецензия

В конце минувшего года закончил читать антологию «Самая Страшная Книга – 2018». А потом – новогодние выходные, свободное время....


Чем не повод написать большую развёрнутую рецензию?


Итак, сначала – немного о каждом из рассказов антологии.


Анатолий Уманский, «Гран-Гиньоль»


Первый залп по читателю – мощный, яркий и запоминающийся. Сюжет динамичен, завязка интригует: в один из городов Российской Империи приезжает французский театр ужасов, из-за представлений которого горожане начинают находить в собственных сердцах чернильную тьму…


К достоинствам рассказа можно отнести аккуратно выписанные характеры, запоминающиеся сцены жестокости и исторический колорит. Но главное здесь – сильный внутренний посыл, который, несмотря на некоторую банальность, в рамках рассказа работает: самое большое зло на Земле – человек, жестокость его неистребима, и никакие потусторонние сущности в этом ему в подмётки не годятся.


7,5 из 10 – отличная история.


Ольга Рэйн, «Ю»


Существуют потери, боль от которых восполнить ничем нельзя. Смерть возлюбленного человека – одна из таких утрат. Горечь, следующая за гибелью счастья, словно тёмный прилив поглощает человека, оставляя лишь воспоминания о прожитой вместе жизни.


Но что если никакой прожитой жизни не было? Что, если были утрачены не любовь и счастье, а возможность их получить? Что, если непоправимое было совершено в самом начале совместного пути, и что если он от этого не перестал быть совместным? Ведь как завещал Кинг в своей «Ноне», настоящая любовь никогда не умрёт…


Ольга Рэйн подарила миру прекрасный рассказ. Владение языком и тонкое, острое, пронзительное чувство сердечной тоски завораживает читателя и оставляет его с незаживающей душевной раной.


Но будем честны, друзья: именно таких ран мы и ждём, обращаясь к литературе. Именно такие раны нам всем нужны.


9 из 10. Великолепно.


Алексей Искров, «За звёздным океаном»


Жили-были старик со старухой, и была у них одна проблема… - пожалуй, этого достаточно, чтобы описать зачин данной истории. Проблема, к слову, несёт монструозный характер, но, в конечном счёте, не это страшно.


К достоинствам рассказа можно отнести его лёгкость – во-первых, и бережное отношение к читателю – во-вторых. Такой обманчиво «мягкий» хоррор даёт передышку после двух предыдущих рассказов, позволяет немного успокоиться и вернуться из сумерек отчаяния к звёздам надежды. Ведь всё-таки, «За звёздным океаном» можно трактовать и так: только полное надежды сердце готово отбросить предрассудки ради родственных уз, чтобы после вдвоём кануть в кровавое марево мести.


Однако у рассказа есть и недостатки, по крайней мере, один. Скупость описаний, с которой автор подошёл к делу, порой заставляет локти кусать: покажите же чуть больше, ну!


И всё-таки это 5,5 из 10 – весьма добротный рассказ.


Дмитрий Костюкевич, «Дрожь»


Советский союз, молодежь, большая стройка – атмосфера в рассказе упоительно ностальгическая. И более того, изобразительная сила автора вполне позволяет проникнуться чувством тоски по тому самому общему прошлому даже тем, кто это прошлое и вовсе не застал.


Достоинств у рассказа, помимо упомянутой «атмосферности», масса. Это и симпатичные персонажи, и увлекательная завязка, и полное тревоги развитие, и, что самое главное, сквозная тема – непосредственно дрожь. Какая разная она может быть, и каким интересным инструментом может послужить в руках мастера!


Недостатки здесь, однако, тоже имеются.


Во-первых, это сложность понимания некоторых сюжетных ходов и перипетий примерно в середине рассказа. Как только в повествовании появляется саспенс, вместе с ним тут же возникают недосказанность и лёгкая нехватка описаний, изображений – всё вместе это играет с читателем, привыкшим к размеренному и подробному началу, злую шутку.


Во-вторых, хотя финал истории интересен, долгожданного взрыва эмоций он – после такой-то пройденной читателем круговерти! – так и не вызывает.


Итого: 7,5 из 10, здорово написанный, в хорошем смысле необычный для хоррора рассказ.


Богдан Гонтарь, «Висельник и Ведьма»


Тёмное фентези, и притом с упором на второе слово. Хотя мифологическая ведьма, как главный элемент ужаса в рассказе, вполне способна напугать. Вот только надолго ли, если в конце нас обязательно ждёт битва главного героя с воплощённым злом?


В произведении кроется несколько находок. Во-первых, язык – не то чтобы он поражал своей филигранностью, но стилистика здесь подобрана приятно, и даже очень. Во-вторых, атмосфера рассказа – плотная и вязкая, если так можно выразиться – затягивает при чтении даже вопреки некоторой монотонности, «трансовости» описаний.


Итого: 6,5 из 10. Как ни крути, хорошая история.


Юрий Лантан, «Вечная мерзлота»


Очень качественный чистый хоррор в северных декорациях. Пожалуй, это наиболее точная из характеристик рассказов в данной рецензии. Однако есть два нюанса, которые можно списать на вкусовщину.


Первый: в рассказе почти невозможно почерпнуть для себя особый читательский опыт – и это кажется несколько обидным, поскольку пишет автор отлично. Да, хоррор. Да, написано здорово. Но по прочтении с губ обязательно слетает досадное: и всё?


Второй: концовка легко ловится на подлёте. Слишком. Очень хотелось обмануться, но не получилось, и от этого досада лишь возрастает.


Итого: 6 из 10.


Алан Кранк, «Лазарь»


Очень противоречивый рассказ. Начинается увлекательно, бодро, нетипично, да и в целом написано недурственно! Но в конце с размаху ударяется в жанровые стереотипы, выжать из которых ничего толкового в итоге не удается.


Из хорошего хочется отметить подробность, с которой отражены душевные метания главного героя по ходу сюжета. За психологизм – плюс, как говорится. Вот только логика поступков персонажа ближе к концу раздражает всё чаще и чаще, и в итоге хоронит сопереживание глубоко под слоями остервенелой нелюбви к идиотам.


Но кроме того стоит признать, что история добротная и цельная, в ней есть место разным эмоциям, и – что главное – страху.


Итого 5,5 из 10.


Лариса Львова, «Большая и маленькая»


Мистический хоррор с элементами сплаттерпанка, стилизованный под старину. Кроме того, можно смело сказать, что это самый «женский» текст в антологии. И нечистая сила здесь имеет женское начало, и подавляющая часть персонажей женщины, и даже авторская стилизация – весьма живая, надо признать – сквозит женственностью.


К исполнению особых претензий нет, и тут, смею полагать, всё упирается во вкусовщину. Вам либо понравится этот рассказ, либо нет.


Мне вот понравился, но чуть меньше многих других из этой же книги.


Итого: 5,5 из 10.


Ксения Кошникова, «Зверинец»


Мистический триллер, бодро написанный, немного затянутый и чуть-чуть заплутавший в собственных перипетиях, а также в том, что автор хотел сказать.


Кстати об авторе: его присутствие в тексте порой ощущается настолько отчётливо, что синхронизироваться с персонажем рассказа представляется затеей весьма непростой. Главный герой – школьник – весьма симпатичен, и ему вполне можно сопереживать, вот только подача истории делу немного мешает: нет фокальности (точнее, есть – так называемая «нулевая»), зато есть рассказчик. Хороший, но оставляющий за собой некоторую долю невнятности.


Итого 5 из 10.


Иван Белов, «Рядом с тобой»


Очень добротный, качественный исторический хоррор, не лишенный притом некоторой доли мрачного изящества. Подкупает богатым языком, щедрыми описаниями, хорошо выписанными героями. История держит в напряжении на протяжении всего чтения, так что оторваться от рассказа очень сложно.


Особенно порадовала развязка – хотя бы ради неё стоит прочесть этот рассказ.


Итого 8,5 из 10.


Владимир Кузнецов, «Колокол (Горе дому сему)»


Ещё один добротный, качественный исторический хоррор, пропитанный мраком насквозь, до безумия. Великолепный язык, напряженные сцены, достоверно выписанные персонажи – всё это здорово замешано в структуру повествования, о которой стоит сказать несколько лестных слов.


Во время чтения текст напоминает раскатистые удары колокола, один удар – в настоящем, второй – в недалёком прошлом, и снова – в настоящее, и опять – в прошлое… И так до самого конца, до кульминации и развязки, до ужасающего финального удара, который долго будет стоять в ушах, который восхищает и поражает в самое сердце.


Итого – 9 из 10! Восхитительный рассказ.


Александр Матюхин, «Папа придёт»


Простой и цельный ужас, в котором нет абсолютно ничего лишнего. Читателя пугают дважды – естественным (подлой человеческой природой) и сверхъестественным (очень мрачным, стоит признать).


Вопреки простоте рассказа, в нём хочется выделить как минимум одно неявное достоинство. Как и в «Гран-Гиньоль», здесь вполне реальной жестокости противопоставляется нереальная мрачная сила, однако сделано это ярче и чётче, так, что в этом противостоянии можно узреть не просто занимательный сюжетный ход, а нечто более тонкое.


Перо автора тут побеждает реальные пороки человечества. Искусство демонстрирует истинное уродство и кидает на борьбу с ним гротескный мрак, гиперболизированный, но вполне осязаемый – смерть тоже факт жизни, как и жестокость. Почему так легко сопереживать главному герою, вопреки ужасу, в который ввергнут он сам и в который повергает других? Потому что фокус не в этих закадровых событиях – и правильно, что не в них. Фокус в том, что мы с вами прекрасно осознаём, кто в этом рассказе настоящее чудовище.


Как и в жизни – человек.


Итого: 7 из 10, очень жуткая, но приятная история.


Кирилл Малеев, «Яг Морт»


Историчность, неплохой язык, красивые описания – вот наиболее ценные характеристики рассказа. Несколько подкачал, однако, сюжет. По ходу чтения возникло несколько вопросов, ответы на которые автор так и не дал.


В остальном – очень даже добротный рассказ, читаемый не без интереса.


Итого 6 из 10


Вадим Громов, «Большая игра»


Пример того, как умело используется открытая концовка в хорроре. Если быть более конкретным, пример того, как пугает эта открытая концовка.


Рассказ небольшой, написан бойким приятным языком, эксплуатирует оригинальный, незаезженный фантдоп. В целом, за исключением элемента ужаса, чем-то напомнил кинговский «Палец». В хорошем смысле.


Итого: 6,5 из 10.


Дмитрий Тихонов, «Корабль живых»


Еще один исторический хоррор, в центре сюжета которого сектанство, а если копнуть глубже – тёмная сторона человеческой души, и то, как по-разному она себя проявляет у разных людей.


Точный язык, по-хорошему сухие описания и живые персонажи придают истории завершённый и достоверный вид. Концовка классическая, но работает на все сто.


Итого: 8 из 10.


Оксана Ветловская, «Закон равноценного обмена»


Тема концлагерей очень мрачная сама по себе, и решение автора смешать её с мрачным фантдопом выглядит весьма рискованно. Что может быть отвратительнее и страшнее самого жуткого проявления бесчеловечности в истории? Что может бросить этому вызов?


Однако мрачный исторический антураж в рассказе лишь дополняется двигающей сюжет жутью. И в целом, ближе к концу становится понятно, что жуть эта жутью может быть названа весьма условно.


Проблема тут в другом, зато она комплексная. Это эффект недостоверности, обусловленный тем самым внутренним фантдопом. Читателю трудно поверить, что в нацистском концлагере события могли сложиться именно таким образом, как это представлено в рассказе: здесь чуть повезло, тут повезло, там проскочили мимо стального капкана нацистской системы. Слишком много возникает вопросов к логике произведения.


И концовка рассказа красива, по-хорошему мрачна, но не вызывает восторга – приходится осмыслять, как это всё случилось.


Итого: 6 из 10.


Ольга Рэйн, «Девушка и остров»


Красивый и живой рассказ, не оставляющий равнодушным. По-детски несмышлёная героиня сначала вызывает недоумение, но потом к ней привыкаешь и сознаешь: а ведь и правда, есть такие люди!


Яркие образы и вызывающий вопросы сюжетный кульбит в конце оттеняют собой некоторую затянутость произведения. Мрачные эпизоды в тексте таковыми и являются, но на их фоне фантастические вставки выглядят… оптимистично? Получается странный контраст, интересный, но непривычный.


Итого: 7 из 10.


Александр Матюхин, Александр Подольский, «Голос труб»


Жестокая, полная тревоги и безумного действа история. Массив текста порой кажется запутанным, как трубы из рассказа, в нём отчетливо чувствуется тягучее, кошмарное напряжение. Много точных и жутких описаний, много зубодробительных сцен – изобразительности в рассказе хоть отбавляй.


Отдельно хочется сказать про умело вставленные в текст отсылки к культовым хоррорам. Подобное греет душу, что ни говори.


А после всей жестокости читателя ждёт трогательная концовка, от которой… пробирает!


Итого: 8 из 10.


Максим Кабир, «Грех»


Единственный рассказ в сборнике, коснувшийся темы вампиров. Да еще и в историческом ключе. Да еще и на территории Петербурга!


Написано богатым языком, со знанием дела. Атмосфера в рассказе воссоздана превосходно – северная столица представлена во всём своём сумрачном великолепии.


За главным героем интересно наблюдать, хотя сопереживать ему по мере продвижения сюжета становится сложнее. Концовка рассказа не поражает изощрённостью, но всё равно является неожиданно – читатель вместе с главным героем смотрит совсем в другую сторону, и не может заметить подкравшейся расплаты за грех…


Итого – 7,5 из 10.


Общий итог: планка рассказов в сборнике весьма и весьма высока. Произведения радуют разнообразием, хотя здесь и чувствуется явная тенденция к историческому хоррору.


Рекомендую этот сборник всем фанатам жанра, а также ценителям современной отечественной прозы: великолепная антология ужасных историй, написанных на русском языке – что может быть интереснее в холодные зимние вечера?


этот же пост в моей группе ВК

ССК 2018 — большая новогодняя рецензия Ужасы, Антология, Сск, Сборник рассказов, Советую прочесть, Длиннопост

Книжная лига

24.2K постов79.2K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.