Современные школьники и их отношение к учебе.

Продолжаю писать заметки-впечатления о современной школе и современных школьниках. Сегодня я поведу речь на достаточно злободневную тему воспитания и поведения.

В своей практике я очень часто сталкиваюсь с детьми, которым плевать на мой предмет. Такое отношения зачастую делится на две категории:

• плевать, потому что "мне этот предмет не пригодится". Обычно, это ученики 9-11 классов.

• плевать, потому что "мне плевать на все". Обычно это ученики 7-11 классов.

Первых я могу понять: они определились с выбором профессии и, если мой предмет им действительно не нужен, я не могу их винить. Но написать хотелось бы все-таки о второй категории. Итак, чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Step 1.

Часто подобное поведение закладывается еще с начальной школы. Проявляется наиболее сильно классе в седьмом.

- Н., ты в курсе, что у тебя семь двоек за четверть и больше ничего?

- За что?!

- <Перечисляю причины>.

- Вы не имеете права!

- Почему?

- Не знаю.

На днях решил переводиться в другую подгруппу. Думает, там будет легче.

Step 2.

Наверное, некорректно будет как-то клеймить учеников, поэтому вкратце опишу их. Восьмой класс. Две девочки. Неуды почти по всем предметам. Развратно-вальяжно-доступные всем парням. Одним словом, шл…школьницы.

- Я: С., одиннадцатый номер, читай.

- С.: <Молчит и улыбается>.

- <Одноклассник>: Давай, читай уже, С.!

- С.: Пошел на хуй, пидорас!!

- Я: С., ты в курсе, что я здесь, в кабинете?

- С.: И что вы мне сделаете?

А ведь она права. Я ничего не могу сделать. Общался с классным руководителем. Руководитель сказала мне, что родителям на нее плевать, контакт со школой поддерживать не хотят, да и вообще, девочка не аттестована за седьмой класс еще.

Тот же класс.

- А что у меня выходит?

- Два.

- Почему?

- Потому что восемь двоек и одна тройка.

- А как мне исправить?

- Одна неделя осталась. Никак. Раньше надо было думать.

- Ну, ладно.

И уходит, как ни в чем не бывало. Совершенно не беспокоит.

Step 3.

Девятый класс. Самое время сконцентрироваться на тех, кто собирается в одиннадцатый класс. Но есть одна подгруппа, из которой никто не собирается в одиннадцатый класс. 16 человек. Все в ПТУ.

В этом классе четыре второгодника. Один из них иногда просыпается, начинает работать и, в целом, имеет слабую пятерку. В целом, он самый сильный ученик по моему предмету в этом классе. Многие из этого класса даже читать не умеют, а он спокойно может говорить. Но речь не о нем, а о самых плохих экземплярах.

- Д., очередная двойка.

- За что?!

- Где домашняя?

- Я сделал!

- Дай посмотреть.

- У меня нет.

- Тогда два.

- За что?!

И по кругу. А самое интересное, что он искренне не понимает, за что ему два.

- М., убери телефон. Достань учебник.

- А нахуя мне это?

- Как насчет того, чтобы вести себя культурно при учителе?

- Мне похуй.

Телефон их классного руководителя у меня уже в избранных. Она постоянно звонит родителям, и на следующий день все ученики шелковые. Но только на день.


Я жалею, что отменили розги. Я жалею, что запрещено выгонять из класса. Я описал несколько случаев, но это капля в море. Каждый день – новый концерт с участием одних и тех же лиц. И сделать ничего нельзя, потому что образование обязательное. Хотя, как по мне, на хуй их всех повыгонять. Они все равно пополнят ряды отжимающих мобилы в подворотне, с образованием или без. Так зачем тратить время?

З.Ы.: Обсуждал этот вопрос в курилке с преподавателем русского. Состоялся такой диалог.

Я: Где-то девять-десять двоек выходит по всем классам.

П: Не ставь. Пусть на каникулах исправляют.

Я: Зачем?

П: Тебя за это по голове не погладят.

Я: А на кой хрен мне им давать возможность, если они всю четверть ничего не делали? А потом за три дня все исправить? Так они и в следующей четверти так же поступят.

П: Твоя правда. Но я бы не стала ставить.

Я: А я поставлю.

П: Не боишься?

Я: Нет. Они заслужили.

Я выставлю эти двойки, но получу пизды за то, что я неэффективный учитель. Однако, я не ставлю двойки, если ученик пришел с выполненным домашним заданием. Пусть списанным, но сделанным. Задам вопросы, заставлю читать – хоть на тройку, но вытяну. Все двойки – это те, кто ни разу не выполнили домашнюю за два месяца.

И нет, я не боюсь. Прогибаться под эту гнилую систему, где нужно ставить баранам тройки, чтобы рейтинг школы не упал, я не буду. Ставить тройку за то, что ученик просто пришел на урок… да шел бы этот ученик на хуй. Отчитаюсь и перед родителями, и перед руководством по итогам четверти. Буду честным.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий

Я сразу представил, как меня хреначит розгами 72-летняя полоумная биологичка, которая за 5 минутное опоздание выдавала такую тираду, мол, бомжом будешь и вообще ты пустое место.


Вся соль не в учениках, а в их родителях - детям просто не объясняют зачем нужно учиться. Грустно это.

раскрыть ветку (38)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

раскрыть ветку (37)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Искать подход. У всех же по-разному. Зависит от интересов ребенка тоже. Я не специалист, но уверен, что если ребенком заниматься, то выявить его интересы не так уж сложно. А в зависимости от интересов направлять, поясняя, что как ни крути, а школа дает документы, которые нужны в том месте, куда ты хочешь и т.п..

раскрыть ветку (32)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Но зачем врать детям? Те, кому будут интересны все предметы - их единицы. А профессия... Если сконцентрироваться на парочке важных предметов, то толку будет больше, как ни крути.

раскрыть ветку (27)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Почему врать? Разве окончание школы с хорошими оценками не влияет на дальнейшее поступление куда-либо? Влияет. Я не говорю про золотую медаль, но 3-5, а не 2-ки по половине предметов.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, далеко не всегда. Тем более, не вытягивать оценки в школе хотя бы на 3 - это просто парадоксально низкий уровень. Да и сейчас при поступлении (не знаю, в той стране, где Вы живете, конечно, но...) только экзамены и смотрят. Или школьные, или вступительные.

Автор поста оценил этот комментарий

В чем врать? Большая часть предметов на самом деле полезны. Просто, если они вообще не знают предмет - они даже не увидят возможности.

Слепой - не видит дверь. Но если ему сказать, что дверь есть - он будет сокрушаться, что её не искал. Так же везде. Единственный предмет, который можно отчасти посчитать бесполезным - история. Все остальные предметы - могут принести пользу. Надо просто их знать и искать способы их применить. К тому же - ученики зачастую сами ещё не знают, чем будут заниматься после выпуска. Знать больше = иметь больше вариантов в будущем для развития.

Назовите хоть один предмет, от которого не будет пользы (кроме истории)

раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда почему бы не показать все возможности? Половина профессий в школах как-то не представлена... Не представлена вообще.

Рисование. Литература. Музыка. Эти три - как ни крути бесполезны. Зачастую - математика, ибо сейчас все, что нужно большей части людей, прекрасно считается в программах. Биология и химия (т.к. преподается непонятно что и непонятно как). Остальное - малоэффективно. Взять, например, языки. Учить их так, как это делают в школе - бред, просто-напросто пустая трата времени. За себя могу сказать, что понадобились 5 предметов из всех, и то преувеличивая их важность, так как реальная польза была только от одного, а названия остальных просто как-то совпадали с тем, чем доводилось заниматься (названия, но не полученные в школе знания).

раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Рисование - все специальности художественные, добавим архитектуру, всё, где нужны навыки черчения, изображения материала на бумаге.

Литература - общее развитие, умение общаться, видеть смысл в речи, самому ставить грамотную речь

Музыка - опять же музыкальное развитие, и вас всерьез прям напрягало 1 раз в неделю послушать на уроке музыку?

Математика - ооочень много специальностей (все технические) связаны с математикой. Всё считается в программах - путь в никуда. Программы хороши, когда они помогают сократить временные затраты на расчеты, которые ты умеешь проводить сам. Математика учит ДУМАТЬ. Если вам это не нужно - простите.

Химия и биология - для меня было вполне понятно. Это блин предметы об ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ и о НАС САМИХ. как мы дышим, как ходим, какие болезни, информация о животных, о растениях и т.д.

Языки - а как вы предлагаете учить массово язык?


И вы забываете, что главная цель школы - научить человека получать знания по интересующим предметам и показать ребенку многообразие предметов в мире. Как ребенок может определить, что ему нравится, если он не попробовал это? Никак.

А общее развитие - такая вещь, которая никогда не будет лишней. Вы просто не замечаете, как применяете тот или иной навык или знание, которые для вас являются естественными. Просто вы не обращаете на это внимание, считая, что это знание всегда было внутри вас.

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий

Рисование - художник - не специальность. Чертить должны учить на черчении.

Литература - какие-то слишком абстрактные качества. Люди и без литературы читают. Знание тайного недостоверного смысла содержания произведений Пушкина - так себе полезная информация.

Музыка - и толку от музыкального развития? Речь о бесполезности. И это "музыкальное развитие" идеально попадает под эту категорию.

Математика - каким образом она учит думать? Какой смысл Вы вообще заключаете в это слово: "Думать"? И пусть эти "очень многие специальности", которым запрещено пользоваться калькуляторами и вычислительными программами, учат математику. Раз она им так нужна. По такой логике можно сказать, что и история нужна. Она нужна оочень многим специальностям, занимающимся изучением истории.

Химия-биология. Может, Вы мне тогда можете рассказать, как мы дышим, как мы ходим? И даже если можете - Вам то какая от этого польза?

Языки - а Вы действительно считаете, что лучше делать как сейчас? Из двух вариантов: "не делать" или "делать, но плохо", выбрать второй?


Интересно, и почему тогда в школе нет половины предметов, которые могли бы заинтересовать? Но эти предметы как-то выбирают все равно.

Да нет. Я точно знаю, что не применил ни разу формул по физике, по математике, не рисовал химические соединения. И так далее. В школе практике не учат. А в жизни одной теорией сыт не будешь.

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

Назовите эти предметы, которые могли бы заинтересовать. Перечислите. Интересно очень, какие такие вещи человек может изучить не зная базовых дисциплин.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Любая отрасль физики, которая не затрагивается в школе. Любая отрасль химии, которая не затрагивается в школе. Любая отрасль биологии, которая не затрагивается в школе. Если в школе учат только механике и электромагнетизму, то откуда ученик узнает про квантовую или биофизику? Если в школе химия делится только на органическую и неорганическую - откуда ученик узнает о аналитической, физической, коллоидной (хотя по ней в школе, вроде, что-то было) химии? Биология в школе вообще ничто.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну... То, что изучаешь в школе - БАЗА. Сможешь ли ты понять биофизику, квантовую физику - не зная основ обычных направлений физики? Они в разы сложнее. То же самое про химию. То есть ты хочешь изучать более сложные направления науки - не разобравшись в их основе. Что-то я не слышал ни об одном квантовом физике, который не знает обычную. Это представь, если бы в 1 классе сразу бы изучали дроби (они изучаются в 5 классе). Ученик просто не сможет ничего понять потому, что не изучил более ранние и простые разделы.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

В общем, если лень учиться - легко объяснить ненужность любого предмета. Да, без них вы можете прожить. Но именно образование, кругозор отличает грамотного человека от какого-нибудь стереотипного чукчи или "любителя поговорить с телевизором".

Читая ту же литературу, я многое почерпнул, многое в своей голове провёл в качестве мысленного эксперимента, учился сопоставлять действия и мысли окружающих. Сейчас это кажется элементарным, но только потому, что когда-то вы этому научились, а сейчас делаете на автомате.

Если вы не понимаете, чем плох путь "потребителя программ" - мне не объяснить вам, хотя попытаюсь. Если вы не понимаете действие программы, то вы не сможете делать сложные выводы из получаемых результатов, что необходимо во многих сферах деятельности. Та же экономика. Форексом же легко пользоваться, так почему же не все могут зарабатывать на бирже? Потому, что они не только пользуются программой, но и могут получаемые результаты интерпретировать в реальность. Так же и в бухгалтерии, предприятии. По сути, такой ход мысли очень удобен "верхам". Чем глупее народ, тем проще им управлять. Если работник умеет только нажимать на кнопки - можно спокойно его держать на этом месте, не давая повышения, ведь нажимать на кнопки - большее, что он умеет.

И вот в голову пришла еще мысль от пользы литературы. В них мы можем увидеть различные жизненные ситуации и их развитие, не переживая их.

Шинель - рассказ о человеке, который боялся развиваться, учиться новому, в результате чего он всю жизнь проработал мелкой сошкой в бедности, ведь большего он не умел.

Преступление и наказание - собственно неплохо показаны ход мысли преступника, эйфория от того, что задуманное свершилось, а потом огромное количество непродуманных последствий, которые в итоге сжирают изнутри.

Мертвые души - о человеческих пороках, чтобы ты мог с ними познакомиться заранее.

И так далее. Надо просто хотеть учиться.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Легко объяснить ненужность предметов по одной простой причине - даже если они и нужны, то в школе их преподают просто на никаком уровне. И школьного образования все равно ни на что не хватит. И даже не потому, что школа не дает практических навыков, а потому, что теория там на недоразвитом уровне преподается.

А без школы Вы бы читать не смогли?

А Вы не понимаете, что ни один человек не будет сидеть и выписывать на бумажку формулы, когда может взять и вбить все это в вычислительную программу? 90 процентов математики в школе - это именно решение всего вручную. И какой толк? Если мне нужно провести анализ данных, я вбиваю данные в стату, и у меня есть результат. И что изменится от того, что я сто раз прорешаю все это на бумаге?

Увидеть псевдожизненные ситуации, в которых зачастую несуществующие обстоятельства проходят через фильтр автора. А потом удивляться, почему жизнь не такая, как в книгах? И даже если читать так полезно - школа то для этого зачем?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Отсутствие практических навыков - беда постсоветского и капиталистического пространства. Если вспомнить советское время, там в старших классах была возможность детям найти себе наставника и изучать его ремесло. Потом просто всё просрали.

Нужно ПОНИМАНИЕ того, как решается, как характеристики повлияют на решение и т.д. Это не объяснить, если вы не понимаете этого. Вам нужен анализ данных - так анализируйте. На данный момент нет ни одной программы, которая могла бы сделать самостоятельно анализ. Всегда есть место для человеческого размышления. Программа обработает данные, но вам надо самому понимать, какие значения в какой области хороши и так далее. Иначе, грубо говоря, зачем вообще вас нанимать, платить деньги, если вся ваша работа - вводить чиселки и читать, что вам программа выдала. Всё равно вы пропускаете это через себя. На высоких уровнях математики действительно программы помогут. Но там вы скорее всего ведь понимаете смысл этих формул, которые программа применяет. В школьном уровне - нет абсолютно ни одной темы, в которой решение на калькуляторе-программе дало бы такой прирост к скорости, который заменит потерю понимания и развития.

Псевдожизненные? Возможно. Но эту ситуацию описал человек, который имеет реальный опыт жизни больший, чем ученик. И да, вы всё переворачиваете на изнанку. Никто не ожидает, что жизнь будет как в книгах. Просто они позволяют более широко и (что важно) намного раньше увидеть пусть придуманную, но похожую ситуацию. Опять же вы на это никогда не обратите внимание потому, что считаете это элементарным и естественным. Но вы и ходить считаете естественным, но когда-то не умели. Всё в жизни связано, где-то слабо, где-то сильно. Всё влияет на всё. Просто мы это не видим.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

От истории много пользы, на самом деле.


Проблема не в предметах, в том, что с ними делают в школе. Все - бесполезны.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И в том, что дети не хотят учиться. Даже в том виде, как оно подается в школе - может быть польза. Но для этого надо искать выгоду в том или ином знании. Дети же ищут - бесполезность. А как говорится, что ищешь - то и найдешь. И дети находят доводы бесполезности, если не ткнуть в реальный случай выгоды, которую они упустили - до них не дойдет.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, согласен.

Почти согласен.


Даже если ткнуть в реальный случай выгоды - до них не дойдет.

Но они не ищут бесполезности.


Я сужу по своему старшему, который пошел в пятый класс.

4-е года он на семейном, я с ним сам занимаюсь.

В этом году жена уговорила "попробовать школу". Хе-хе...


P.S. Школа - зло. (сейчас дооформлю пост об этом)

Автор поста оценил этот комментарий

> , что если ребенком заниматься,

Это вообще ни разу ни ответ.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я же говорю, что я не специалист. Да и нету такого мануала по воспитанию ребенка, чтоб можно было сказать "нужно это". Я говорю о том, что если стараться создать ребенку условия и слушать его, говорить с ним, то найти подход куда легче, чем забить на него и просто бездумно ругать за двойки.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

> Я говорю о том, что если стараться создать ребенку условия и слушать его, говорить с ним, то найти подход куда легче, чем забить на него и просто бездумно ругать за двойки.


Ну, первая фраза была намного категоричнее.

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, мануал есть:

Соловейчик, Педагогика для всех.

Макаренко, Книга для родителей.

Гипенрайтер, Общаться с ребенком. Как? (и продолжение)

Козлов, Простое и правильное детство.

1
Автор поста оценил этот комментарий
ну мне маман сказала, что для себя учишься, а не будешь учиться, то шансов вырваться из нищеты не будет
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дали результат эти слова? И действительно ли успех так зависел от учебы?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
да, на оба вопроса
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И золотая медаль на полочке не без дела пылится с самого момента ее получения? И каждый выученный предмет не оказался бесполезным?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку