Современные проблемы на производстве и их решение

Время, когда для производства продукта было достаточно одного человека безвозвратно ушло. Сегодня, любое производство — это сложный процесс. Сложный, как с точки зрения его технологической организации (чаще всего при производстве используются высокотехнологичные средства, обслуживание и управление которыми требует от персонала специальной подготовки), так и с точки зрения управления производством (здесь подразумевается бухгалтерский учёт, наладка сбыта, организация своевременной и полной поставки сырья и т.п.). В связи с этим, организация производства требует целенаправленной и слаженной совместной работы некоторого количества человек.

При этом важно понимать, что качество выпускаемой продукции в таком производстве начинает определяться не только качеством профессиональной подготовки тех, кто непосредственно занимается производством продукта (проще говоря, стоит у станка), но и теми, кто выполняет функцию по организации производства в целом (директоры, менеджеры, логисты, бухгалтеры и т.п.).

Далее, в своих рассуждениях я условно разделю людей принимающих участие в производстве, наделив каждого из них уникальной ролью: администратор и производитель. Суть первого — тот или иной уровень организации производства (директоры, менеджеры, бухгалтеры, логисты и т.п.), второго — непосредственное производство продукта (оператор станка, инженер, сварщик, водитель и т.п.).

Если на качество выпускаемой продукции оказывает влияние некомпетентность производителя (в соответствии с данным выше определением), то чаще всего это очевидно и влечёт за собой вполне предсказуемые последствия в виде штрафов, выговоров, переквалификации или даже отказ от использования услуг такого производителя (проще говоря увольнение сотрудника).


Но действительно серьёзные проблемы начинаются тогда, когда на качество выпускаемой совместным трудом продукции начинает оказывать влияние некомпетентность администрации (например, директора или менеджера). Cерьёзность этих проблемы обусловлена следующими факторами:


1. Опосредованным влиянием администрации на качество выпускаемой продукции;

2. Производитель, зачастую не в состоянии дать оценку качеству этой организации;

3. В производственной культуре, к сожалению, укоренилась неадекватная этика в отношениях между производителями и администраторами.


Далее, более подробно по каждому пункту. А также, каждому из этих факторов неплохо было дать определение (выражающий его основной принцип), для формирования понятия и введения его в повседневную производственную практику.

Опосредованное влияние администрации на качество выпускаемой продукции

Проще говоря, администратор сам у станка не стоит, но занимается организацией работы тех, кто стоит у этого станка. И если администратор упускает что-либо в своей работе или чего-то не понимает, то последствия от этого будут не очевидными и отложенными во времени, а интенсивность этих последствий будет постепенно возрастать. В связи с этими обстоятельствами, производитель тоже не сразу распознает ухудшение ситуации и некоторое время он просто может чувствовать дискомфорт. Будучи неспособным выявить и сформулировать источник этого дискомфорта, производитель может оказаться в ситуации, когда качество производимой продукции будет падать, а недобросовестный или просто некомпетентный администратор будет тупо списывать это на низкий уровень компетенций производителя, штрафовать его и иным образом оказывать давление на его психику, вынуждая его тем самым увеличить производительность или качество своего труда за счёт своих собственных ресурсов и свободного времени.


Данная ситуация очень сложна, для того, чтобы я мог выработать шаблонное решение и дать его вам в готов виде. Я лишь могу призвать администрацию стремиться разобраться в сложившейся ситуации и понять производителя, а не перекладывать все проблемы только лишь на него.


Производитель, со своей стороны, также должен приложить определённые усилия в стремлении выявить источник своего дискомфорта, сформулировать его в виде культурной, цивилизованной и членораздельной речи, а не в виде эмоций, ультиматумов и истерик.


В любому случае, всё что я могу предложить — это призыв к стремлению каждого из участников производства к поиску проблемы, а не к взаимным упрёкам и обвинениям.


Принцип разделения ответственности за качество работы между всеми участниками.

(То есть, за качество выпускаемой продукции, ответственность несут все участники производства)

Терминологический и понятийный барьер между участниками производства и как следствие отсутствие взаимопонимания при решении общих проблем

Часто можно наблюдать как участники каждого из отделов, общего для всех производства, в общении между собой стремятся к обретению уникального и независимого сленга. Наиболее яркий, если не сказать ошеломляющий, пример такого поведения можно наблюдать при использовании юристами термина “пролонгация”, когда они хотят указать на возможность, необходимость или на сам процесс продления действия действия заключённого ранее, но ограниченного определённым сроком, договора. Очевидно, что этот термин происходит от английского слова “prolong”, которое имеет дословный перевод на русский язык “продление действия чего либо”. Так же очевидно, что отказ от использования русского слова “продление” необходимо было сделать в том числе и для того, чтобы вкупе с остальными не очевидными терминами безосновательно увеличить порог вхождения в предметную область для специалистов из смежный областей.


Принцип открытости всех узких специализаций для всех специалистов в общем производстве.

(то есть, каждая узкая специализация должна быть доступна для изучения и критики всеми специалистами производства, по мере необходимости)

Низкий уровень коммуникаций и личные отношения на производстве

Выражается это в том, что производители, чаще всего, испытывают дискомфорт, неудобство или откровенный страх при общении с администрацией. А представители администрации, нередко лишены способности воспринимать какую либо критику в свой адрес, а их чрезмерно самоуверенное поведение строится на ничем не обоснованном и надуманном превосходстве над производителем.


Обусловлено это может быть несколькими обстоятельствами.


Во-первых, низкий уровень навыков общения у производителя. Ведь его профессиональные обязанности редко связаны с общением, тем более с представителями других предметных областей.


Во-вторых, недостаточный уровень нравственного развития представителей администрации, который не позволяет им воспользоваться своими навыками (если они имеются, ведь подбор кадров на какую либо административную должность вряд ли включает в себя достоверную проверку этих навыков) в общении для того, чтобы понять неуверенного и косноязычного производителя. Отказ понять производителя и убедить его в том, что проблема является надуманной и не важной, может мотивироваться желанием избежать администратором ненужных ему проблем и ответственности. Отсюда и возникает тенденция к использованию своих профессиональных навыков, не для выявления и решения проблем, а для попытки их избежать.


В-третьих, наша культура давно и упорно вкладывает в наши головы неадекватные образы администратора и производителя. Делается это при помощи средств массовой информации (кино, новости, радио, игры и т.п.). В СМИ этому вопросу уделяется значительное внимание. Основная концепция — подчинённый должен слушать и исполнять указания вышестоящего руководства. Согласитесь, такая формулировка уже не вызывает вопросов и кажется обыденной. Хотя стоило бы задаться вопросами: выше чего стоит руководство? и чем именно оно руководит?


Принцип сотрудничества.

(смысл этого принципа заключается в том, что нет никаких оснований выстраивать всех специалистов производства в жесткую административную иерархию и разделять специалистов на подчинённых и руководство, будь то низшее или высшее, а если необходимость в этом всё таки есть, то статус одних сотрудников никак не должен стеснять действия и ограничивать возможности других)


И помните, свободу и власть нельзя заслужить или получить, её можно только взять!