Современное состояние секты скопцов

Современное состояние мы рассмотрим с начала ХХ века, так как эти скопцы уже отличались по своей натуре и учению от первоначальных скопцов. Чаще всего, они были «духовными», то есть шли в секту не за богатством и кровом, а по своим убеждениям.

Как и было сказано выше, началу XX века последователей секты скопцов насчитывалось около 7 тысяч человек. Главным образом обитали они в пределах Тамбовской, Курской, Орловской областях, также была небольшая община Сибири, где богатые скопческие общины из Тамбова скупали земли у местного населения. По словам писателя Идриса Шаха в его «Истории тайных обществ», вплоть до 1902 года в скопцы принимались только русские.

В 1905 году император Николай II позволил скопцам самим выбрать место проживания, и несколько тысяч сектантов вернулись из Сибири. Это вызвало новый всплеск оскоплений. В результате:

- в 1910 году в Харькове судили 142 скопца,

- в 1911 году в Курске судили 22 скопца,

- в 1912 году в Воронеже судили 80 скопцов,

- в этом же году в Уфе судили 26 скопцов.

В 1913 году против скопцов в Екатеринбурге, в Рязани и в Вышнем Волочке было поднято громкое судебное дело. В качестве защитника скопцов выступил Российский революционер Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич.

После прихода к власти Советского Правительства, секта скопцов была официально запрещена. С ее членами стали жестко бороться. Несогласных расстреливали, многих арестовывали и всенародно судили. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. Скопцы пытались обратиться за поддержкой к Бонч-Бруевичу, однако получили отказ с такой формулировкой: «В 20-м веке пора бы прекращать пропаганду всевозможного членовредительства, особенно из-за так называемых религиозных побуждений». В декабре 1929 года в Саратове, и в 1930 году в Ленинграде, скопцы были объявлены кулаками и эксплуататорами; в вину им ставилось уродование людей, пропаганда монархии, религии и антисоветчина. В Ленинграде 15 сектантов получили сроки от 2 до 4 лет с конфискацией половины имущества. В 1930 году лидер сектантов, Ломоносов, получил 10 лет лишения свободы, а активисты – от 2 до 8 лет. Очевидно, большая часть скопцов сгинула в ГУЛаге. Тем не менее, второе издание Большой Советской Энциклопедии говорило, что в 1947 году секта еще действовала на территории СССР.

В начале 70х, с сектой случился очередной скандал. Подробности этого дела, были изложены в детективной передаче телеканала НТВ «Следствие вели...» с Леонидом Каневским. Согласно ее материалам, в 1967 году в Калининской области на пустынной дороге найден оскопленный мужчина, умерший от кровопотери. Погибшим оказался житель города Старица Евгений Сташук. И хотя, изначально следователями была предположена версия убийства на почве ревности, вскоре выяснилось, что он принадлежал к радикальной группе скопцов, проводившей в местных известковых пещерах ритуалы «убеления». В качестве своего особо знака они использовали начертание буквы «с» в виде серпа. Всех отступивших от секты, жестоко карали, чаще всего убивая. На «радения» они приходили в черных длинных балахонах. Брали в члены секты не только мужчин, но и женщин. Главарем секты оказался неоднократно судимый Сергей Савченко, которого, за педофилию, отец одной из потерпевших оскопил. Савченко выжил, и вскоре, случайно найдя газету 1929 года с заметкой о суде над скопцами, понял как свой «недуг» обратить в пользу.

Его, и двух ближайших сподручных тайно судили в одном из военных гарнизонов области. Савченко был расстрелян, остальные получили по 8 и 10 лет лагерей. Само дело на многие годы засекретили, и причиной тому, было участие в секте некоторых партийный работников. К сожалению, таких случаев были десятки, и все они до сих пор так же засекречены.

В 1971 году историк и религиовед Александр Ильич Клибанов начал изучать историю скопческой секты, и с удивлением для себя, обнаружил несколько последователей в Тамбове, и полноценную действующую общину в Ростове-на-Дону. Хотя ее и составляли в основном старики, родившиеся до революции, однако они не оставляли попыток вовлечения в «корабль» молодежи и людей среднего возраста. Была даже разработана особая система вовлечения «новаков» в секту, проводившаяся путем обещания материального вознаграждения или наследства. Выявил Александр Ильич и определенную схему вовлечения:

1. Подготовительный этап. Начальной стадией было изучение родственников и общественных связей кандидата, особенностей его характера, и, наконец, его материального положения.

2. Завязывание знакомства с вербовщиком. На данный этап отводилось целых 2-3 года. Торопиться сектантам было некуда, вся деятельность велась с строгим соблюдением конспирации. На протяжении данного периода, происходило общение сектантов с кандидатом исключительно на нерелигиозной почве. Особо отмечалась необходимость окружения вербуемого вниманием и благодеяниями со стороны культа.

3. Знакомство с родственниками. Данный этап, как видно из названия, состоит из одной основной цели - посетить вербуемого дома, используя для этого разные предлоги, для дальнейшего его родственников, ритма жизни, быта и поведения.

4. Собеседование. После того, как предыдущие пункты были выполнены, и вербуемый все же желает вступить в ряды скопцов, то с ним беседует некоторые члены «корабля», прощупывают так сказать почву к принятию кандидата «огненной печати».

5. Утверждение кандидата местным лидером секты. Название говорит само за себя. Если человек готов, а к этому времени он уже знаком с сектой минимум лет пять, его приводят к местному главе - «христу», который и совершает над вербуемым «убеление».

Согласно информации, полученной Клибановым от местных антирелигиозных активистов, на территории городов Северного Кавказа, на протяжении 70-х и 80-х годов действовало не менее трех крупных скопческих общин, продолжавших практиковать оскопление своих приверженцев. Ученый приводит подробное описание ритуала посвящения «новаков», которое включало в себя клятву ни с кем кроме скопцов о вере не говорить, даже под cтрахом муки или смерти, не объявлять эту великую тайну. За нарушения обетов полагалась смертная казнь.

В годы распада СССР, несколько общин скопцов проживало на территории Латвии, Москвы, Ставропольского края, Орловской области. Последние скопцы Подмосковья были встречены журналистом Александром Колпаковым в 1999 году. Член секты Анатолий рассказал, что его, сироту, оскопил старик-родственник в середине 1950-х годов в деревне, куда его отправили на воспитание. Его кастрировали в бане, наобещав, что отпишут дом и подарят коробку золотых червонцев. Еще два скопца поведали Колпакову, что их оскопил отец. Всего в 1999 году журналисту удалось найти 7 скопцов и даже побывать на «радении».

После 2000х секта стала самой немногочисленной за всю историю. В настоящее время небольшое количество скопцов осталось лишь в некоторых районах Северного Кавказа. Но это уже так называемые «духовные» скопцы, в их общинах хирургическое оскопление не производится. От участников этих сект требуется лишь четкое выполнение определенного культа и сохранение аскетического образа жизни.

Читайте далее "Учение и обряды секты скопцов"