Советский примус ПТ-1 для мототуриста
Привет, я Geroy.Asphalta и я пишу авторские посты о мотоциклах!
Сегодня будет статья для любителей ретро, антиквара и просто чего-то необычного. Когда я только начинал свои путешествия на мотоцикле, то решил в путешествия брать бензиновый примус! Мой выбор пал на советский примус ПТ-1, в народе называемый не иначе, как «Смерть туриста».
Почему же такой странный выбор? Давайте разбираться.
Преимущества на лицо:
Небольшой размер. Всё собирается аккуратно в коробку и никуда не денется (всё познаётся в сравнении, конечно)
Не нужно возить с собой газ или искать дрова на месте (актуально только если вы будете использовать тот же бензин, что и для мотоцикла, и сливать его на стоянке с бака).
Очень высокий КПД (греет как сатана на подработке, от температуры даже появились следы побежалости на кружке из нержавейки
Работает на бензине, керосине, бензине «Калоша» … В общем почти на любом жидком топливе, только дизель не советую заливать, скорее всего сразу же закоксует жиклёры и вонять будет сильно
Работает при любых температурах. То есть если КПД у газа уже при 0 сильно падает, а при минус 10 вообще может не гореть, то здесь проблем нет.
Минусы тоже есть:
Современные газовые горелки типа BRS 3000 совсем компактные, ПТ-1 в этом плане всё-таки побольше будет
Нужно готовить горелку перед запуском. То есть «разогревать» сопло, чтобы была равномерная тяга. В мороз, кстати, горелка быстро остывает и приходится снова разогревать.
Нужно сливать топливо перед каждой поездкой, так как с бачка при не горизонтальном положении могло подтекать.
Если возить с собой в отдельной бутылке бензин/керосин или другие пахнущие жидкости для горелки, то есть не нулевая вероятность, что ими провоняют вещи в кофре/сумке.
Имеет склонность к перегреву, особенно в жару или при готовке на посуде с широким дном
Описанный последним минус и послужил названием «Смерть туриста», так как несмотря на явный запрет в инструкции, народ всё равно ставил любую посуду для готовки, примус перегревался и мог взорваться. В сильную жару я прокладывал небольшую влажную тряпку между соплом горелки и бачком и проблем таких не испытывал.
На момент, когда я покупал этот примус (2016 год) такие горелки, как BRS 3000, ещё не были столь популярными. Поэтому выбор мне показался очень логичным. Купил я его через Авито у парня, который разбирал вещи в квартире своей бабушки. Этот примус был куплен впрок «на всякий случай», и этот случай не случился. Поэтому состояние его было идеальным. За долгие годы я сохранил его в том же виде, что и покупал.
Что же шло в комплекте:
Примус
Гаечный ключ для разборки и обслуживания
Инструкция
Должна была ещё идти специальная лейка для заправки баллона, но видимо не сохранилась.
Вообще, я очень люблю всякий антиквариат или ретро тематику. Поэтому примус мне понравился ещё и эстетически.









Сама инструкция выглядит простой книжечкой, в которой подробно описано и как запускать примус, ухаживать за ним, и устранять возможные поломки.
Дата выпуска январь 1982, продажи 22 марта того же года. То есть на момент покупки мной ему было 34 года, а на сегодня уже все 43! Мы активно использовали этот примус в поездках на протяжении нескольких лет и в походах, особенно зимних, где он показал себя молодцом, ни разу не подводил и очень быстро кипятил воду и готовил еду.
Понятно, что сейчас, в 2025-м году, использовать такой примус на постоянной основе я бы не стал, всё-таки минусов у него хватает. Но вот нишу зимних походов он занимает по праву, даже несмотря на поклонный возраст.





Мото
6.5K постов12.2K подписчиков
Правила сообщества
Запрещается оскорбление и провокации членов мото-сообщества