Служебная собака

Межгалактический журнал ксенобиологии и ксенопсихологии

Идентификатор: 242234341

Заголовок: Адаптивный симбиотический мутуализм человека и семейства собачьих

Автор: Доктор К'рилл

Симбиотические отношения являются основой жизни во Вселенной. Если планета пригодна для жизни, можно предположить, что виды на ней взаимодействуют каким-то образом. Можно даже предположить, что это взаимодействие — неотъемлемая часть существования этих видов. Иногда такие предположения оказываются неверными: возможно, два вида не взаимодействуют друг с другом, или они конкурируют за ресурсы, или только один вид получает выгоду от взаимодействия, а другой активно страдает. Иногда обе стороны получают вознаграждение за свои взаимоотношения.

Но за все мои путешествия по галактике я ни разу не видел симбиотических отношений с участием разумной формы жизни в той степени, в которой взаимодействуют люди и собаки. Конечно, плоды каллата на Ирусе используют рунди для опыления, а водяные корни на южных болотах Анина интегрировали в свою эволюцию ежегодный сбор урожая от дрэв, но человеческие отношения с семейством псовых гораздо глубже.

Все начинается с одомашнивания. На успешное одомашнивание влияет несколько факторов. Во-первых, это стайный менталитет, соответствующий социальной иерархии. Без него одомашнивание возможно, но особенно трудно и, по моему мнению, больше относится к сфере приручения. Кроме того, одомашненные животные должны иметь возможность быстро размножаться в неволе, должны быть в основном неагрессивными и иметь разнообразную или, как минимум, легкодоступную диету, которую при необходимости можно достать в больших количествах

Связь человека с собакой – странная вещь. Люди очень социальны, и волки также являются очень социальными существами со строгой иерархией. И хотя идея Альф и Омег в волчьих стаях уже давно развенчана как ложная, у них все еще существует строгая социальная структура, которой необходимо следовать. В какой-то момент в прошлом люди, вероятно, взяли волчат и начали их разводить, отбирая только самых послушных и покладистых. Со временем люди непреднамеренно вывели из собак идеального компаньона. Отношения между собакой и человеком хорошо устоялись, и хотя волки являются не единственными одомашненными животными, только собака была специально выведена для удовлетворения потребностей своих компаньонов-людей.

Исследования показали, что собаки могут интерпретировать выражения лица человека и делают это так же, как люди. Обычно люди исследуют только одну сторону лица больше, чем другую, и собаки следуют той же логике. В то время как у волков зрительный контакт является признаком агрессии, домашнюю собаку зрительный контакт со своими хозяевами успокаивает.

Известны случаи, когда собаки просили людей о помощи. Они являются одними из немногих животных, которые понимают человеческий жест указания на что-либо пальцем, чего не могут понять даже большинство приматов.

Из-за этих уникальных способностей и преимуществ перед людьми — повышенного слуха, обоняния, разнообразных размеров, скорости, силы и использования зубов — собак разводят практически для любых целей, включая охоту, поисково-спасательные службы, военную и полицейскую службу, борьбу с наркотиками, обнаружение, отслеживание, охрану и обслуживание.

Именно на последнем я сегодня сосредоточу свой интерес. Служебные собаки могут быть одной из главных причин такого высокого соотношения людей с ограниченными возможностями к трудоспособных членов общества. Это не потому, что люди с большей вероятностью имеют дефекты, а потому, что люди с большей вероятностью учатся жить с ними. Собаки в таких случаях невероятно полезны: люди без зрения используют собак-поводырей, обученных ориентироваться в сложных условиях и выполнять основные задачи за своих владельцев. Собак обучают улавливать гормоны, связанные с обмороками, судорогами, опасными изменениями уровня сахара в крови или другими заболеваниями. Кроме того, благодаря пониманию людей собаки обучены бороться с эмоциональным стрессом, вызванным паникой, тревогой, навязчивым поведением и другими.

***

Он весь день чувствовал себя плохо.

Надо было прислушаться к себе, но таково высокомерие человека: он, что может преодолеть что угодно, если времени хватит. Позже он вспоминал тот день и глупо упрекал себя за то, что игнорировал Вафлю, которая весь день вела себя странно.

Он говорит «странно», когда на самом деле собака выполняла свою работу и уговаривала его не выходить на улицу, но он списал это на ее волнение или, возможно, плохое самочувствие.

Классический случай психологической проекции.

Прошло несколько недель с тех пор, как он переехал жить к брату и до сих пор дела шли очень хорошо. В доме было тихо и спокойно. Томас по большей части предоставил его самому себе, и у него было полно времени, чтобы расслабиться в обстановке, которая, как он знал, была безопасной. За прошедшую неделю у него не было серьезных приступов паники, и он чувствовал, что сегодня подходящее время, чтобы выйти и сделать кое-какие дела для своего брата.

Томас был на работе, а Адам устал сидеть дома, отнимая его время.

Он мог хотя бы съездить в магазин, купить немного еды и приготовить что-нибудь к возвращению брата.

Это была хорошая идея, и в любой другой день она могла бы сработать.

Однако прошлой ночью ему приснился очередной кошмар: горящее красное небо и пепел, падающий вокруг него, словно снег.

Он вспомнил хруст костей и вопли.

Адам почувствовал, как под его руками треснул панцирь инопланетянина, и проснулся на грани крика, и, возможно, выпустил бы этот крик, если бы не Вафля, которая уже была рядом, готовая устранить любой стресс. Этот сон отнял у него много сил, и весь день Адам был как на ножах. Тихий звук закрывающейся двери машины, а также почти незаметное жужжание морозилки едва не напугали его.

Но он уже сделал планы и не собирался их откладывать, поэтому поехал в магазин на автобусе. Поездка прошла вполне нормально. Был полдень вторника, пассажиров было немного, и ему не нужно было беспокоиться о громких звуках, разве что кроме гула гравитационной подушки п.

Но затем настала очередь самого магазина.

Для большинства людей поход за продуктами не является источником особого беспокойства, но как только Адам вошел внутрь, его захлестнула волна звуков шума. Народу здесь, конечно, было немного, но среди них была мать с маленькими детьми, команда футболистов из соседней школы, пришедшая перекусить перед игрой, пара стариков и немало сотрудников, складывающих коробки с помощью роботов-помощников.

От всего этого у него невольно задрожали зубы, и он тяжело сглотнул, нервно сжимая руки.

Вафля подошла и ткнулась носом в его руку. Он легко оттолкнул ее в сторону.

— Я в порядке.

Он продолжал нервно двигать руками, а она продолжала вставать у него на пути, к большому раздражению Адама.

По мере того как он шел, пиликанье на кассе становилось все громче.

Пилик.

Пилик.

Пилик.

Коробки шуршали, голоса не утихали. Где-то начал громко плакать ребенок, выражая недовольство по поводу того, что мама отказалась покупать что-то вкусное, но, скорее всего, очень вредное. Адам отступил в отдел замороженных продуктов, внезапно осознав, что не может вспомнить, зачем сюда пришел. Он неловко стоял там, а Вафля сидела рядом и поскуливала, отчаянно виляя хвостом.

Внезапно всё стало так громко.

Для активации ПТСР много не требовалось.

Некоторые дни были хуже других, некоторые лучше.

Иногда он мог стоять возле мчащегося поезда и не волноваться. Он мог бы идти под красным небом под звуки ревущих вулканов вдалеке и не моргнуть глазом, но сегодня, сегодня комбинация упавшей в соседнем проходе коробки и треск динамика над головой сделали своё дело.

В мгновение ока он вернулся под алое небо, покрытое пеплом, когда откуда-то сверху раздался незнакомый голос. Адам приготовился бежать, ему надо скрыться, спрятаться, сейчас же, но, попытавшись, он вдруг понял, что не чувствует ноги.

И только благодаря Вафле он не убежал, в противном случае была немалая вероятность, что он бы упал и разбил себе лицо. Она поняла, что произойдет, как только начался приступ, и схватила его за ногу, предотвращая попытку побега. Когда его голова наконец прояснилась, сквозь бесконечные полки продуктов, сквозь  поток шума и хаоса Алам увидел ее, что-то знакомое и обнадеживающее.

Где-то неподалеку активировался робот-погрузчик, и внезапно Адам оказался внутри металлического саркофага — брони проекта Стальной глаз — сдавливающего его со всех сторон, впиваясь в кожу.

Адам упал на пол, свернувшись в клубок. Его сердце бешено колотилось, он обильно вспотел, и он испугался, что у него случится сердечный приступ, слушая, как орган бьется о грудную клетку. Он хватал ртом воздух, отчаянно сжимая волосы, чувствуя, что вот-вот провалится в бесконечную пустоту.

Но внезапно объявилась она, заползла под его руки. Он попытался вырваться, но она упорно прижималась к нему, заставляя чувствовать приятный теплый мех. Он схватился за ее мех, а затем за жилет, всеми силами держась за этот спасательный круг посреди хаоса.

Пепел кружил в небе, забивая легкие, мешая дышать.

Внезапно он осознал своё положение в пространстве. Он лежал на спине, а Вафля лежала на его груди, осторожно обнюхивая лицо Адама. Он чувствовал тяжесть тела собаки, твердую константу, отдельную от образов, вторгающихся в его разум. Ее вес, тепло и мягкость шерсти в руках были настоящими. Он уткнулся лицом в ее мех, пытаясь предотвратить новые кошмарные видения прошлого, которое не хотел вспоминать.

Ее хвост ритмично бился о его органическую ногу.

Его сердце начало постепенно успокаиваться, удар за ударом, наконец, возвращаясь к нормальному ритму.

Пепел и красное небо исчезли.

Вафля лизнула его лицо и немного пошевелилась, положив голову ему на грудь.

Он сделал еще один глубокий вдох.

Еще несколько минут, и он полностью вернулся в реальность, лежа на полу в отделе замороженных продуктов, что само по себе было довольно неловко, но он был не один.

Рядом стоял пожилой мужчина, возможно ровесник его отца.

— Вы в порядке? — осторожно спросил он, как только увидел, что Адам начал оглядываться вокруг.

Адам кивнул с некоторым смущением.

— Помощь нужна?

Мужчина не протянул руку, пока Адам слабо не кивнул, и Вафля отошла в сторону, позволяя мужчине помочь. Его нога все еще слабо пульсировала фантомной болью, которой хватило, чтобы перебить сенсоры механического протеза.

Он споткнулся, но мужчина поймал его.

— Тихо-тихо, не торопись.

Вафля все еще внимательно наблюдала за ним.

— Хорошая девочка, молодец, — пробормотал Адам, доставая сумку и протягивая ей угощение. Он, может, и забывает позаботиться о себе, но точно не о собаке. Она довольно захрустела едой, но не отвела взгляда.

— Может, тебе присесть?

— Нет, я в порядке, спасибо.

— Хорошая у тебя собака, — сказал мужчина, хотя в остальном не смотрел и даже не признавал существования Вафли: явно человек, который знал, как вести себя со служебной собакой. — Дальше справишься?

Адам кивнул, и мужчина поплелся дальше по проходу как ни в чем не бывало.

Адам вышел из магазина без каких-либо продуктов и вернулся на автобусную остановку, где сел на скамейку, опустив голову, запустив руки в волосы. Не прошло и секунды как Вафля вторглась в его личное пространство и заставила погладить ее, занимая руки своего хозяина, предотвращая признаки деструктивного поведения, которое он выработал за первые несколько месяцев без нее.

— Прости меня, дорогая, — пробормотал он.

Но она лишь виляла хвостом и, похоже, не возражала.

Вафля с радостью выполняла свою работу.

А Адам был рад, что у нее это так хорошо получалось.

Может быть, в следующий раз нужно действовать помедленнее. Например, можно начать с простой прогулки.

Как минимум надо слушать ее, когда она даст понять, что что-то не так.

===========================================

Спасибо за прочтение, вопросы, комментарии, мнения и предложения всегда приветствуются. Перед вами - рассказ из огромного цикла «Око Эмпирей» за авторством Charlie Starr. Перевод и публикация осуществлены с личного разрешения автора произведения.

Ссылки на все рассказы можно найти здесь.

Оригинальное произведение можно прочитать по этим ссылкам:

Оригинал рассказа

Тамблер

Ваттпад