Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах

Друзья, поговорим о скворечниках, ласточкиных гнездах и тещиных комнатах. Да, вы все поняли о спальных местах водителя на грузовиках

Ведь с изобретением автомобиля проблема комфорта в пути никуда не делась. Как же совершенствовались спальные места на коммерческих транспортных средствах? Давайте разбираться!

Поступь прогресса

Сегодняшние магистральные тягачи трудно представить себе без спального места водителя. А на заре автомобилестроения - это опция скорее представлялась чем-то ненужным, лишним. И о комфорте для шофера производители думали в последнюю очередь, ведь порой у машин не было даже крыши.

Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах Грузовик, Дальнобойщики, Фура, Авто, Водитель, Длиннопост

Ночевка в те далекие годы была квестом на изобретательность: кто-то оставлял “железного коня” под охраной и шли в стандартный номер гостиницы, кто-то ночевал в кузове.

Однако увеличение мощности ДВС и появление полуприцепов увеличили автономность и грузоподъемность машин. Водителям требовалось места отдыха в дороге. Сначала это были примитивные деревянные “карманы”, обшитые изнутри металлом или брезентом. Они совмещались с передней стенкой полуприцепа. Пионером в этом направлении стала французская компания Fruehauf Trailrt Corp.

Вершиной развития стал ростовой спальный отсек в передней части полуприцепа с распашной дверью и окошком.

Первые шаги к комфорту

Пробой пера по типу Sleeper Box стали допотсеки за кабиной водителя, которые стали монтировать на американских машинах в 40-е гг. ХХ века. Шофер мог отдохнуть в продолжении кабины с горизонтальной лавкой, где днем перевозили нужный скарб, а ночью использовали, как спальное место. Под лавкой располагался ящик с запястья и инструментами, сменной одеждой. Был и вариант с автономным боксом за кабиной.

Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах Грузовик, Дальнобойщики, Фура, Авто, Водитель, Длиннопост

Пытливая творческая мысль попробовала размешать спальники и …над кабиной. Идея была оригинальной и не менее футуристично она и выглядела. Моду подхватили немцы, американцы и англичане. Шоферы иронично называли такие клетушки “скворечниками”. Птичники на колесах представили компании Berliet, White-Freightliner, голландские DAF. И это без сотен вариантов кустарщины той или иной степени технической грамотности.

Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах Грузовик, Дальнобойщики, Фура, Авто, Водитель, Длиннопост

С появлением бескапотной схемы, потребовалось доработать спальное место для водителя. Так как вариант с тесной стыковкой отсека за тыльной стороной кабины из-за развесовки по осям и наличия седельно-сцепное устройства не подходил.

Спальный модуль было решено монтировать на фронтальной стенке полуприцепа. Среди примеров можно вспомнить тягачи от Chevrolet, Ford и Packard.

Любопытно, что почти все спальные отсеки монтировали окнами, за исключением конструкций с удлиненной кабиной, ге стенки делали глухими и снабжали крючками для одежды. На ум приходят немецкие фирмы Gaggenau, Krupp, Henschel, Mercedes-Benz, а из американцев Autocar.

На поток

Первыми массовыми решениями в этой сфере стали кабины с нижним расположением спальных мест и удлинением тыльной части кабины. В 70-х годах заводскими зонами отдыха могли похвастаться водители Aerodyne, капотников Kenworth W900 и «безносых» Kenworth K100. А если повезло, то жилой модуль от LivLab давал все блага цивилизации - от душа до туалета.

Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах Грузовик, Дальнобойщики, Фура, Авто, Водитель, Длиннопост

Со временем дальние расстояния настоятельно потребовали наличие напарника, а значит быт на колесах должен был стать более-менее комфортным. Конструкторы предложили вариант с 2-мя откидными полками и фиксаций их на ремнях. Их можно было увидеть на английских Foden и ERF, итальянских Alfa Romeo и OM, немецких Kaelble и MAN, французских Renault и Panhard, шведских Volvo и Scania.

А чешская Tatra поступила проще - первой полкой служили штатные места водителя и напарника, а верхняя полка на манер кровати в ж/д купе в сложенном положении фиксировалась ремнями на тыльной стороне кабины.

Британский грузовик ERF 1978 года мо предложить напарнику отдохнуть на сплошной раздвижной спинке кресел.

Удачные решения могли копироваться. Так, спальную кабину F8 французской фирмы Saviem можно было увидеть на австрийской OAF, венгерской Raba, румынской Roman, китайской Huanghe, немецкой Titan и др.

Скворечники, ласточкины гнезда и тещины комнаты на колесах Грузовик, Дальнобойщики, Фура, Авто, Водитель, Длиннопост

Такая же история приключилась и с немецким спальником Kaelble, копию которого имеют китайские грузовики Huanghe (модель JN150), чешские Skoda 706RT, греческие фирмы Atlas, болгарские фирмы Madara и чешские Praga.

Такая вот интересная история. А какие спальные отсеки у вас?

Желаем всем терпения и удачи!