4

Сказки о Даниле-храбреце белокуром удальце.Часть 5. Овинник и мельница

Давным-давно, когда азбука Кирилла еще не полностью заменила глаголицу*, а людей, владеющих грамотой, только у княжьего двора сыскать можно было, тогда-то меж широкой рекой и темным лесом процветал городок Радосток. Хоть и был он небольшой, но славный. И народ в нем жил добрый и трудолюбивый, все жители друг другу помогали. Так по весне новую постройку на реке поставили, что мельницей* называется, дабы помол зерна легче стал. И овин* с гумном* ладный рядом обустроили: больше и к мукомолу ближе. Все радостчане вместе работали, чтоб в городе всегда хлеб был свежий да вкусный.

Жил в этом городке Данила-храбрец белокурый удалец. Вместе с бабушкой Яриной он тайны знахарства постигал, да еще любил изучать свойства разных предметов вокруг. Ценили его люди за ум редкий и сообразительность. Давеча* стала жить с ними сиротка Анка-хулиганка. Девочкой она оказалась очень доброй и веселой. Бабушка приняла ее как родную, а Даниле нравилось ее бесстрашие. Так и жили они втроем, друг друга ценили и не обижали.

Анка каждый день поутру к пекарю Есене бегала за хлебом свежим. Но вот уж несколько дней перестал хлебопёк лавку открывать свою. «Может, захворал»- решила бабушка,- «А я сама вам лепешку сейчас испеку!» Пошла в амбар за мукой, да пришла ни с чем. Пропал мешок. К соседям побежали, а у них тоже пусто. Собрался тогда народ у дома пекаря, стал думать, куда мука исчезла. А Есеня только руками разводит. Привозит каждый день с мельницы мешок, а утром хвать- нет ничего. Уж пытались воришку изловить, да исчезает он без следа.

«Лучину* зажжешь, и только тени по углам побежали, а муки нет»-сокрушался хлебник.

Решили тогда дружинника ночью оставить в амбаре для охраны, но и тот не смог схоронить муки. Стыдно мужику, что не поймал вора, но ведь и глаз не смыкал, и слушал, и глядел, а мешка как не было.

Задумался Данила-храбрец белокурый удалец, у кого бы спросить про существо такое неуловимое. Тут Анка-хулиганка про друзей своих вспомнила- ауков, что в лесу живут и помогать обещали.

-А-у, а-у, ауки!- стал звать храбрец на опушке леса.

Вышел к нему аука и спрашивает: - Чего зовешь? Али беда случилась, али соскучился, храбрец?

-За советом и мудростью вашей пришли! - отвечала Анка, и рассказала, что в городе происходит.

Призадумался лесной человечек и говорит: «Знаем мы духа, зерно да хлеб оберегающего от всякой напасти, Овинником* зовут. В тень он прячется при свете. Да только помощник он людской, а не разбойник вовсе. Может, огорчили вы его?»

- А как бы нам с ним поговорить, узнать, в чем обида его? - хором закричали дети.

-Ну я не помогу с этим- развел руками аука, - Он домовой дух, а не лесной, с нами разговаривать не станет. А вы изловите его?

-Эх!- вздохнул Данила-храбрец.- Разве можно тень поймать?! Но и на том спасибо!

Раскланялись Анка и Данила, и домой пошли думать, как Овинника схватить.

На следующий день пошел белокурый удалец к кузнецам и попросил изготовить пластины железные гладкие да блестящие, такие, чтоб солнце в них отражалось. Ими они с Анкой угол при амбаре выложили. И стены, и потолок, и пол – все блестящим полотном укрыли. Осталось муки раздобыть. Но ни у мельника, ни и у пекаря не осталось ни горсти. Собрал тогда Данила совет городской, план свой соседям поведал и попросил, хоть по пригоршне муки сыскать. Поверили радостчане удальцу и каждый по щепотке принес. Насобирали вместе мешок и в клети* железной укрыли.

Вечером взяли Анка-хулиганка и Данила-храбрец меч огненный и спрятались в углах клети-ловушки, притаились и стали ждать. Ночь выдалась темной, безлунной, хоть глаз коли. Сидят герои наши, слушают темноту. Вдруг шорох раздался возле мешка с мукой. Вскочил тогда Данила-храбрец, огнивом* щелкнул и вспыхнул меч ярким пламенем, весь угол озарил. Смотрят, а у мешка кот огромный черный притаился. Глаза-угольки недобро сверкают, полумрак по сторонам ищут. Но нет тени в отражающих стенах, все светом озарено, негде спрятаться хлебному духу.  

-Ага! Попался! - вскричала Анка-хулиганка, - Вот мы тебя сейчас… – и бросилась на кота.

А тот как шерсть вздыбил, когти выпустил и огромный стал, больше Анки. Спрялась девчонка за спину Данилы-храбреца, а удалец вперед вышел и в пояс поклонился.

-Здравствуй, царь овинный!

Прищурился кот, понравилось ему обращение, шипеть перестал, слушает мальчика с удивлением.

-Прости нас, дух великий, – продолжил Данила, - Что потревожили покой твой. Хотим понять мы, чем не угодили тебе, почему ты стал забирать муку у нас, хлеба не даешь испечь, сиротским престолом* столы наши оставил?

Зарычал Овинник, шерсть опять распушил, и давай ругаться:

-Эх, вы, людишки бестолковые! Кто дом хлеба разрушил? Кто меня без крова оставил? Кто все зерно забрал? Кто гумно без крыши бросил?

-Ой! – воскликнула Анка, – Так мы ж мельницу построили, большую да светлую, а тебя пригласить забыли.

-Прости нас, глупых, позволь исправить ошибку свою!- продолжил Данила,- Пойдем за мной, царь овинный, все покажу тебе!

-Да как ты можешь верить этому воришке? Обманет и убежит! А нам опять без хлеба оставаться, да ловить его!- возмутилась хулиганка.

-Нет!- ответил Данила. –Верю я, что добра он людям желает, а преступничать начал из-за досады своей.

-Ну что ж,- усмехнулся Овинник,- Пойду за тобой, но если обман замечу, то не видать вам больше ни зерна, ни хлеба, и меня уже в ловушку не заманите. Огонь потуши свой, сам пойду за тобой.

Погасил Данила меч и пошел в сторону нового овина. Идет, а сам оглядывается, но не идет за ним никто, и не видит он среди темной ночи духа хитрого. Пришел храбрец к постройке, ворота отворил, только тень мимо проскользнула, а через время услышал он мурчание довольное среди гумна.

-Доволен ли ты, Овинник, новым домом своим? -крикнул Данила в темноту, но только «Мяу» услыхал в ответ.

Делать нечего: не станет впредь ни тень, ни дух, ни кот с людьми беседы вести. Только и остается верить, что не обидится и не огорчится впредь царь овинный.

Поутру пошли радостчане на место старого гумна и всю свою муку там нашли, в целости схороненную. Вернули пекарю и потекла жизнь в Радостоке, как прежде. Утром свежий хлеб каждый пробовал. А Даниле-храбрецу и Анке-хулиганке за помощь их большой каравай горожане подарили.

* Согласно последним исследованиям лингвистов глаголица — одна из первых славянских письменностей- возникла в V-VI веках у западных славян. Именно на ее основе с помощью греческого алфавита Кирилл и Мефодий в 863 г создали свою азбуку, а уже позднее ученики Кирилла, упростив написание букв, назвали ее кириллицей.

* На Руси водяные мельницы появились в X-XII веке, а ветряные в конце XV. До этого люди зерно мололи с помощью специального камня (жернова) вручную.

* Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.

* Гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна.

*Давеча (устаревш.) – некоторое время тому назад, недавно.

* На Руси для освещения изб использовали лучину - тонкую длинную щепку сухого дерева, закрепленную в светец (металлическую подставку).

* Овинник (царь овинный) — у славян домашний дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды или нечисти. По поверьям, имеет вид громадного чёрного кота.

*Клеть (устаревш.) – помещение или комната в строении, а также отдельная постройка хозяйственного назначения. Слово «комната» впервые появилась в русских летописях с XV века.

* Огонь со времён Древней Руси и до самого конца XIX столетия, когда были изобретены спички, чаще всего добывали с помощью огнива, на основе высечения искр.

* Издавна на Руси говорили - хлеб царь стола. Стол без хлеба называли сиротским престолом.

Авторские истории

40.2K постов28.3K подписчика

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.