Синдром позиционного сдавления1

Грустная, но в чём-то поучительная история.

Молодой человек, чуть за 40, больше 10 лет сражается с рассеянным склерозом. Куча госпитализаций, разные схемы лечения (я в этом ничего не понимаю). Близкие есть, но живет один, похоже, для него важна независимость. Ходит с опорой. По дому вроде справляется. Справлялся.

Перестал выходить на связь. Близкие вызвали спасателей вскрывать дверь, почему-то это получилось не с первого раза. В общем, когда пациента нашли, он уже больше суток, скорее, ближе к двум, лежал в неудобной позе, навалившись всем телом на левую руку. Судя по всему, он какое-то время назад бросил пить свои таблетки от склероза. Устал?

Позиционное сдавление - очень неприятное состояние, когда в из-за нарушения кровообращения и иннервации в конечности повреждаются и гибнут мышцы. Мышцы штука довольно мягкая, но упакованы они в жесткие футляры — фасции, напоминающие очень прочную, не растягивающуюся плёнку. В повреждённой мышце возникает отёк, отёк — это увеличение в объёме, а места-то нет, фасция его не предполагает. В итоге уже повреждённая мышца просто расплющивается о свой футляр, ускоряя собственную гибель.

Вроде восстанови кровоток, рассеки фасции и всё восстановится. Но нет и ещё раз нет. Пока вены пережаты и кровь не оттекает, организм не то что бы не в курсе, но, кроме боли, а затем онемения, никакого дискомфорта не ощущает. А вот когда вены заработают... В кровоток ринутся те вещества, которым положено сидеть внутри мышечного волокна и не высовываться за пределы его мембраны. Мембраны в организме вообще существуют для разделения среды внутри и вне мышц: там очень разные концентрации веществ, и любая лишняя дырка в мембране — для клетки фатальна. Скелетные мышцы, конечно, не совсем обычные клетки, но мембраны у них те же самые.

Так вот, из погибших мышечных волокон через разрушенные мембраны во внешний мир начинает поступать вся их внутренняя начинка, прежде всего, калий (его в любых клетках намного больше, чем снаружи) и миоглобин. Повышение калия в крови всего в два раза способно резко замедлить и остановить работу сердца. Собственно, остановка сердца — первое и самое страшное осложнение, которого мы боимся, «запуская» кровоток в поврежденных мышцах. И держим наготове специальные растворы и искусственную почку.

Миоглобин же - очень любопытная молекула, аналог гемоглобина, но состоит из одной субъединицы. Как и гемоглобин, он умеет связывать кислород, причем связывает его прочнее, чем гемоглобин, а в случае острого дефицита — высвобождать, давая мышце возможность как-то синтезировать АТФ (Аденозинтрифосфорная кислота — нуклеозидтрифосфат, имеющий большое значение в обмене энергии и веществ в организмах) в условиях гипоксии. Удобная вещь, ведь заначку АТФ в клетке сделать не получается — она банально слишком большая. Но, как всегда, есть нюансы. И первый нюанс: миоглобину, как и гемоглобину, положено сидеть внутри клетки. Попав в кровоток, они очень быстро повреждают почки. Механизм тут такой: миоглобин фильтруется в клубочках, попадает с первичной мочой в петлю Генле и там, в кислой среде, выпадает в осадок, закупоривая канальцы и вызывая гибель нефронов Именно поэтому один из принципов профилактики повреждения почек в такой ситуации — введение щелочных растворов, чтобы моча в тех самых канальцах, стала менее кислой и процесс выпадения миоглобина в осадок замедлился, а то и остановился и весь миоглобин вывелся с мочой наружу. Кстати, моча с миоглобином становится красной. А если не обратить на это внимание и не начать лечить, то её количество постепенно станет меньше и, наконец, совсем исчезнет. А там в игру уже вступает процесс под названием острая почечная недостаточность с повышением того же калия, мочевины и креатинина и задержкой жидкости. У этого процесса свои осложнения и он сам по себе способен стать причиной смерти.

В общем, синдром позиционного сдавления — штука опасная. Опасная смертельно. Её всегда нужно держать в голове, когда речь идёт о человеке с ограниченной подвижностью и ограниченной чувствительностью. Конечно, главные претенденты тут — люди в наркотическом и алкогольном опьянении. Но и любые заболевания нервной системы — как центральной, так и периферической, тоже способны осложниться такой бедой. Достаточно или не почувствовать то самое онемение, или не суметь изменить позу.
Наш пациент потерял предплечье. Мышцы погибли, ничего тут не попишешь. Почечная недостаточность постепенно разрешается, без гемодиализа, что радует. Он отнёсся к происходящему с видимым спокойствием. Больше всего его беспокоила жажда — он не пил все те самые два дня полной беспомощности. Инфузия в вену это прекрасно, но ощущение воды во рту не менее важно. Что будет дальше, покажет только время. У пациента есть родственники, которым он небезразличен, а это уже много. Жить самостоятельно он теперь не сможет. Но жить, под присмотром неврологов и принимая соответствующие лекарства — вполне. Если повезёт, конечно.

Автор - https://sovenok101.livejournal.com/386587.html

Все о медицине

12.3K пост40.4K подписчиков

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).