Сигареты и секс (продолжение)
СИГАРЕТА И СЕКС
Продолжение.
Непонимание «норм» сексуальной жизни («норма» индивидуальна и изменчива); употребление спиртных напитков для «стимула», при этом забывая, что систематическое употребление алкоголя приводит к импотенции, а зачатие в состоянии опьянения создаёт предпосылки для рождения умственно неполноценных детей.
Сексуальная культура является частью общей культуры людей, но она явно от неё отстаёт и не соответствует растущей образованности нашего общества.
Международная группа экспертов ВОЗ посвятила специальные заседания медицинским аспектам сексологии. Согласно принятым экспертами положениям, концепция здоровой половой жизни в числе ряда элементов включает: способность наслаждаться половой жизнью, иметь детей и контролировать своё поведение в соответствии с общественной и личной этикой, свободу от страха, стыда, чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических факторов, подавляющих половые реакции и мешающих половым отношениям.
Для всего этого необходима система воспитания. Сексологи различают информацию и половую подготовку. Они и являются, вероятно, составными элементами сексуального воспитания, начинающегося во многих странах уже в школах. Подготовка к семейной жизни как предмет вводится в школах Венгрии с 5-го класса. В Германии сексуально-этическое воспитание стало составной частью школьных программ и себя оправдало.
У нас информацию о половой жизни подросток получает от родителей и учителей, но чаще в этих вопросах просвещают и воспитывают друзья и товарищи во дворах и на лавочках. Впрочем, умеют ли мамы, папы и педагоги говорить на эти темы? Могут ли оно воспитывать? Способны ли они ответить на задаваемые или умалчиваемые вопросы, увязывая физиологию половой жизни с нравственной ответственностью? Как решать эти вопросы в так называемых неблагополучных семьях? Как избежать того, чтобы разговоры о половой жизни не стали первым уроком лжи и ханжества, наглядно иллюстрирующим разрыв между словом и делом? Родители от этих вопросов далеки. Многие из них не знают, о чём и как говорить. Надо ли после этого удивляться, если мать свободно сводит половое воспитание дочери к формуле: « От собак бывают блохи, от мужчин бывают дети».
На этом фоне опрос 1392 человек (большинство учащиеся и студенты) показал, что в возрасте до 14 лет вступило в первую половую связь 7% из них и до 18 лет – 81 мужчин и 43% женщин. Разрыв между темпами сексуального и социального созревания за последние десятилетия увеличился. Половая зрелость молодёжи наступает сейчас на 2-3 года раньше, чем в прошлом столетии.
Продолжение следует.
СИГАРЕТА И СЕКС
Продолжение.
На ускорении полового созревания сказываются акселерация, влияние телевидения, кино, книг. В то же время социальное созревание, необходимое для создания и содержания семьи, для осознания смысла и роли в обществе, наступает позже. Это зависит от ряда факторов, в частности от удлинения сроков обучения.
Ю. Б. Рюриков в одной из своих публикаций отмечает:
«По величине познаний, по уровню антизнаний у половой сферы нет равных:
Это самая отсталая из всех областей жизни. Наше половое просвещение до крайности неразвито… У него два главных врага – отрыв от сексологии, отсутствие научной базы и сексобоязнь, ханжество».
Очень характерен диалог во время телемоста «Ленинград-Бостон». На вопрос, каково у нас отношение к сексу, одна из участниц отреагировала быстро и чётко: «Секса у нас нет, и мы категорически против него!».
Между тем польский социолог Н. Малевски, обследовав 861 женщину, пришла к заключению: между степенью информированности о сексуальной жизни, половой удовлетворённостью и отношением браков к счастливым существует отчётливая связь.
Из всего этого, наконец, последовали выводы.
В выпускных классах ряда школ ведутся уроки семейного воспитания, охватывающие медицинские, психологические, экологические и другие проблемы. Введены новые предметы: «Гигиеническое и половое воспитание», «Этика и психология семейной жизни». Говоря о более широком привлечении школы к половому воспитанию учащихся, следует подчеркнуть: не надо бояться знаний. Страшны деформированные знания. При этом нельзя половое воспитание рассматривать вне связи с нравственным и социальным становлением личности.
Продолжение следует.