Школьные учителя выгорают, как спички: терпеть унижения устают даже те, кто влюблен в свою работу

В Московском государственном психолого-педагогическом университете провели исследование учительниц в возрасте от 23 до 62 лет и с разным стажем работы

- Профессиональное выгорание у российских женщин-педагогов чаще развивается не из-за возраста, стажа работы в школе и сложностей с учениками, а из-за токсичной среды в коллективе, - подытожила руководитель исследования - профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Березина.

Неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами или недостаток уважительного отношения к себе отметили в анкетах 25% педагогов. Почти половина (40%) указали низкую защищенность от публичного унижения в коллективе, угроз в свой адрес или принуждения делать что-либо против своего желания.

В своих группах в соцсетях учителя не меньше жалуются на действия администрации учебных заведений: «После того, как сообщила руководству школы о беременности, нагрузка без моего согласия значительно увеличилась. Возможно, администрация намеренно создала тяжелые условия, чтобы я уволилась до декрета».

Пользуясь тем, что педагоги - люди ответственные, начальство нередко заставляет их работать сверхурочно: «Я учитель в селе. Нагрузка небольшая, и зарплата соответственно. Сейчас в райцентре начинают проводить олимпиады, на которые необходимо сопровождать детей. Меня поставили в график на две субботы подряд, при этом у нас 5-дневная рабочая неделя. Проезд не оплачивается, выходной отгулом не компенсируется».

С них даже требуют оборудовать за свой счет рабочее место: «У меня сломался школьный принтер, которому примерно лет 20. Мне намекнули, что, если требуется новая техника, магазин через дорогу. Принтер на работе нужен постоянно, пришлось снимать зарплату и покупать».

Попавшие в исследование педагоги с высоким уровнем выгорания чаще, чем коллеги-ровесники с низким его уровнем, отмечали у себя признаки биологического старения. Жаловались на хронические заболевания и усталость. Что интересно: интенсивность профессионального выгорания не зависела от возраста или стажа работы: и молодые, и бывалые рискуют «испепелить себя на службе» одинаково. В соцсетях о чувстве опустошенности нередко пишут «молодые специалисты» - то есть педагоги, работающие свои первые три года.

Психологическая обстановка в значительной степени зависит от действий администрации - ведь именно она организует работу в школе и способна принуждать педагогов, уточнил декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ Дмитрий Деулин, тоже участвовавший в исследовании. Психологически нездоровая атмосфера в педколлективе, равнодушие коллег, ощущение безуспешности и незащищенности - все это снижает чувство безопасности у педагогов, способствует эмоциональному истощению и вызывает отторжение к своей работе и коллегам.

Нагрузка у современных учителей сейчас большая, с этим не поспоришь. Помимо собственно часов, проведенных в классе, и подготовки к урокам, классным руководителям приходится быть на связи с детьми и родителями едва ли не круглосуточно. Лет тридцать назад такой проблемы в профессии просто не стояло. И если за спиной у учителя нет мудрого поддерживающего директора школы/завуча, борьба за обучение и воспитание наших детей кажутся многим сражениями с ветряными мельницами.

«Пожалуйста, проголосуйте за благоустройство нашей улицы, с нас администрация требует пофамильный отчет!», «Завтра от класса нужно трое детей с папами в спортивной форме - устраиваем флеш-моб в поддержку здорового образа жизни», «Все, даже двоечники, должны принять участие в олимпиаде - с нас спрашивают 100-процентную посещаемость!» Такие просьбы классруков валом сыплются в классный чат. Родителям непонятно, почему они в рабочий день должны участвовать в бессмысленном флешмобе. Они не рвутся активничать. А педагогов прессуют на педсоветах.

Да и мы, родители, далеки от идеала. Очень типичный крик души: «Я классный руководитель, у одного ученика неадекватный отец. В сообщениях мне грубит, хамит, может позволить нецензурную лексику, «тыкает», хочет что-то предъявить всегда и т. д. Вызывала в школу - не пришел. Могу ли я отказаться от общения с ним по телефону?» Педагог настолько не уверен в своем праве на уважение и соблюдение личных границ, что спрашивает совета у коллег. Причем в интернете, потому что в своем коллективе пыталась узнать у начальства, что делать, но понимания не нашла...

В МГППУ говорят, что профессиональное выгорание - это тяжелый клинический синдром. Терапия после такого психологического опустошения - долгая и сложная. Иногда единственным выходом остается сменить профессию. Но образовательную среду, то есть обстановку в коллективе, по мнению исследователей, можно корректировать. Это и будет профилактикой выгорания.

Правда, как ее корректировать - вопрос отнюдь не простой. Сплетни со стороны коллег, давление начальства - это все есть в любом коллективе, людскую природу не исправить.

Министр просвещения Сергей Кравцов заявил на минувшей неделе, что в школах создадут комиссии, которые будут контролировать защиту прав учителей и отстаивать их авторитет. Под новостью об этом - сотни комментариев педагогов: «Неужели наш статус поднимут из-за плинтуса?!», «Наконец-то!», «Защитите, пока еще есть кого защищать!».


В учительских чатах о выгорании упоминают очень часто.

В числе причин часто фигурирует большая загруженность отчетами и прочими делами, не имеющими прямого отношения к урокам. Пишут, что вынуждены брать полторы, а то и две ставки. Причем не всегда по своей воле: администрации школы выгодно показывать, что работники имеют не мизерный доход. Ну а что они при этом перерабатывают вдвое - это тайна, скрытая в табелях, она в статистику не подается... В итоге у предметников по 37 часов вместо нормативных для одной ставки 18. У людей не остается времени ни к урокам нормально готовиться, ни повышать свой культурный и образовательный уровень, отслеживать новую литературу... Для собственной семьи не хватает времени, признаются многие.

Именно этот набор называл «выгоранием учителя» классик педагогики Василий Сухомлинский в своей последней книге и говорил, что, если учитель работает действительно профессионально, то провести 5 - 6 уроков в день - уже большая нагрузка.

А вот интересные подсчеты провел телеграм-канал «РавенствоМедиа», основываясь на данных Росстата и Минпросвещения. За последние 10 лет школьников в России стало на 31% больше (18,1 млн), а учителей - всего на 2% (1,08 млн). В результате нагрузка выросла на треть только за счет роста числа учеников. Оплата труда в реальном исчислении (за вычетом инфляции) выросла всего на 2% (в среднем по стране зарплаты увеличились на 26%). Стремительный рост был в 2010 - 2013 г., когда учителям накинули 51%, потом затишье и новое повышение в этом году.

На 1 учителя приходится сейчас 16,7 ученика. Если взять за норму 14 учеников на учителя, как в 1990 году, то дефицит кадров составляет не менее 190 000 человек. Больше всего учителей не хватает в Тюменской обл., Краснодарском крае и Калининградской обл.


https://www.kp.ru/daily/27580.5/4850473/

Школьные учителя выгорают, как спички: терпеть унижения устают даже те, кто влюблен в свою работу Длиннопост, Образование, Преподаватель, СМИ и пресса, Учитель

Лига Педагогов

1.7K постов5.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;