Школьное образование в Израиле. Часть 4. Старшая школа. Учиться, учиться и учиться!

Школьное образование в Израиле. Часть 1. Учиться надо весело!

Школьное образование в Израиле. Часть 2. А у нас! А у вас?

Школьное образование в Израиле. Часть 3. Средняя школа или Бойся всяк сюда входящий!

Можете меня поздравить: мой сын через два месяца заканчивает среднюю школу! Надеюсь, что теперь мне станет легче. Тот, кто пережил со своим ребенком младшую и среднюю школы, уже ничего не боится.

Однако, в том, что я училась в школе вместе с сыном, а перед этим ещё и со средней дочерью есть и плюсы. Уровень моего иврита намного вырос, я могу читать и понимаю тексты по физике, химии и биологии. Мои знания по многим школьным предметам углубились, я увлеклась (в отличии от моего сына) историей, особенно средних веков. Очень интересный у него был учебник! Мне пришлось его читать перед всеми контрольными и кратко ему пересказывать. А уж по школьной математике и физике (механика и энергия) я могу давать частные уроки. Кроме того, я научилась вместе с сыном программировать на языке Scratch. Но поскольку он очень увлекся программированием (даже занял 47 место по стране в соревнованиях для школьников!), то в дальнейшем изучении Python моя помощь не потребовалась, так что у меня есть пробелы в образовании. :)) Английский он давно уже знает лучше меня, смотрит сериалы без титров и читает неадаптированные книги (фантастику конечно!).

Надеюсь, что, перейдя в старшую школу он начнет учиться самостоятельно (как и готовить утром бутерброд в школу). По крайней мере так это произошло с моей средней дочерью.


Так что же происходит в старшей школе и почему многие дети начинают там учиться с удовольствием?


Когда мы приехали в Израиль, моя старшая дочь пошла в подготовительную группу детского сада, и в течение года с ней занимался педагог по развитию речи. Так что в 1й класс она пошла с хорошим знанием иврита и в конце учебного года получила медаль как лучшая первоклассница школы. На протяжении всех 12 школьных лет она оставалась одной из лучших учениц. Я никогда не помогала ей делать уроки и не проверяла собрала ли она портфель и подготовилась ли к контрольной. Знаете, бывают такие очень правильные зубрилки- отличницы, которые никогда не прогуливают уроки и всегда выполняют домашние задания. Таким образом, в те годы я практически не интересовалась школой. Кроме того,  когда она училась в старшей школе, я занималась малышами и полностью переложила школьные вопросы на мужа.


Совсем по-другому было с моими младшими детьми. В силу разных причин, я была вынуждена погрузиться в их школьную жизнь и мне пришлось разобраться в сложной системе старшей школы.


Когда моя старшая дочь поступила на факультет биопсихологии в Иерусалимском университете, выяснилось, что ее сокурсники из столицы и Тель-Авива были намного более эрудированными во всех областях. Так что в начале учебы ей было очень тяжело. Несмотря на то, что все школьники сдают единые экзамены, количество часов на одни и те же предметы в разных школах разное. Существует обязательный минимум часов по каждому предмету. Но каждая мэрия решает сколько дополнительных средств она выделяет на школьное образование, поэтому периферия часто проигрывает центру. Например, в 11 классе должно быть не меньше 2 часов в неделю истории. Все ученики изучают все обязательные темы для сдачи гос. экзамена по истории, но дети в Иерусалиме получают не 2 а 4 часа истории и еще множество дополнительных знаний. Так что разница между образование центра и периферии иногда очень большая.


Чтобы поступить в университет абитуриент должен предъявить школьный аттестат и оценку за психометрический тест. Вступительных экзаменов нет. Психометрия (так называется этот тест) состоит из 4 частей: иврит, математика, английский и логика. Чем выше бал по психометрии, тем больший выбор специальностей у абитуриента.

Например, чтобы поступить на самые престижные специальности – медицина и адвокатура требуется минимум 720 баллов. Для сравнения, для педагогического факультета нужно набрать 450 баллов (таков уровень большинства наших учителей!). Психометрический тест не связан со школьным образованием. Существует множество курсов (платных), которые готовят к такому тесту. Самостоятельно к нему невозможно подготовиться. По крайней мере я о таком не слышала.

Вес школьного аттестата определяется средним баллом, а также количеством, и качеством выбранных предметов.

Что такое средний балл аттестата знают все, а вот как рассчитывается количество и качество предметов для аттестата?

Все школьные предметы в зависимости от количества и глубины изучаемого материала делятся на несколько уровней (которые рассчитываются в единицах). Скажем уровни математики и английского бывают 3, 4 и 5 единиц. Выпускные экзамены тоже соответствуют изучаемому уровню по сложности.

Базовый аттестат состоит из обязательного для всех набора предметов обычно самого низкого уровня (математика – 3 единицы, англ. – 3 ед., история – 2 ед, иврит – 3 ед. и т.д.).

К базовому аттестату ученик добавляет 2–3 предмета по своему выбору. Выбор ограничен возможностями школы. В нашей школе, например, нет отделений искусств: музыки, танцев, живописи. Очень жаль. Но есть отделения электроники, программирования, средств связи (журналистика), медицины, психологии и социологии и театральное. Вес любого из перечисленных отделений составляет 10 единиц.

Кроме того, можно выбрать математику, англ. на 5 единиц. Добавить к компьютерам, например - физику на 5 ед., а к психологии – литературу. Вариантов много.


Для поступления в один из университетов, веса базового аттестата не хватит. И чем больше ученик набрал дополнительных предметов, тем больше ценится его школьный диплом. Но тут надо не перестараться и реально оценить свои возможность, чтобы сильные нагрузки не снизили средний балл. Причем, для поступления на большинство факультетов университета абсолютно не важно, за какие специальности ученик набрал дополнительные единицы. Он может поступить на психологию имея 10 единиц по музыке и 5 по математике. Конечно, для поступления в Технион предпочтительны технические специальности и математика на 5 ед.


У моей старшей дочери был очень весомый аттестат по количеству и уровню предметов. Помимо базисных предметов, она учила математику, английский, химию и биологию и русский на 5 единиц. Добавьте сюда еще бонус за изучение второго иностранного языка (русского) и бонус за химию как сложный предмет (еще по дополнительной единичке). Так что даже не сверхвысокий средний балл (87) дал ей возможность поступить в университет на престижную специальность.

Ученик, получивший средний бал 95, но с математикой и английским на 3 единицы, не имеет шансов поступить на технический факультет. А школьник со средним баллом 85, учивший математику и англ. на 5 единиц – имеет хорошие шансы.


Чтобы вы поняли на каком уровне изучаются школьные предметы, приведу примеры.

Математика 3-х единиц – это обычная школьная математика, какая у меня была в 80-х годах в российских школах, возможно по алгебре уравнения и задачи попроще, но дифференциалы и интегралы - есть. 4 единицы – это что-то среднее между уровнем хорошей московской школы и физмат. школой. 5– это очень сложная математика (уровень физмат. школы -1-й курс технического вуза). Английский яз. 5 единиц — это свободная речь, письмо и чтение неадаптированной литературы.


Моя средняя дочь учится на медицинском отделении, т. е. учит биологию (5 единиц) и основы медицины (10 единиц), а математику и англ. на 4 единицы.

Она изучает биологию, как на 1 курсе российского мед.вуза (так мне сказал знакомый врач, у которого ребенок учится на этом отделении). Учебное пособие по эндокринологии, которое я ей распечатала, состояло из 80 страниц. Она может свободно расшифровать анализ крови и назвать возможную причину отклонения какого-либо параметра. До короны ее класс регулярно привозили в нашу больницу, где им читали лекции профессора и зав. отделениями. У нее 8 часов медицины и 4 часа биологии в неделю. При этом она не собирается после школы учиться дальше на медика. Учиться интересно, и она очень довольна. Никакой истории, литературы, географии после 9 класса у неё не было. Так же как нет биологии, физики и химии у учеников, выбравших психологию.

Т. е. с 10 класса идет очень глубокое, но одностороннее образование.


Большинство учеников при переходе из средней школы в старшую распределяются по специальностям. Небольшая часть отсеивается, не выдержав нагрузок и заканчивают школу с базовым аттестатом.

Очень слабые ученики после 9 класса не распределяются по специальным отделениям, а получают общий аттестат по обязательным базовым предметам.

Вспоминается мне одна знакомая бабушка, которая рассказывала про внучку - отличницу. После окончания школы выяснилось, что девочка не может поступить ни в один университет, так как несмотря на отличные оценки, все предметы у нее были на самом нижнем уровне – 2-3 единицы.


Поскольку у родителей существует доступ к информации об оценках только своего ребенка, я не могу сказать на каком уровне по успеваемости относительно других учеников находятся мои дети. У нас не бывает общих собраний, на которых классный руководитель отчитывает родителя двоечника или хвалит отличника. Есть родительский день, на который приглашают родителей на индивидуальную беседу с классным воспитателем.


В нашей школе примерно 1500 учеников с 10 по 12 класс. Школа представляет собой огромную территорию с несколькими 2-этажными корпусами, спортивными площадками, спортзалом, клубом, автомобильными стоянками. Директор школы имеет докторскую степень. Много русскоговорящих учителей.


Во время карантина я работала на удаленке и у меня была возможность прослушать со стороны несколько уроков моей средней дочери (обществоведение, иврит, биологию). Учителя вели уроки интересно и с большим увлечением! Дети отвечали на вопросы и сами спрашивали учителей. Мне очень понравилось.


Если кого-то заинтересует, могу немного написать в комментариях про религиозные школы, в которых учились мои племянники.