ШИШКОБОЙ

ШИШКОБОЙ Тайга, Кедр, Забайкалье, Кедровые орешки, Природа, Охота, Туризм, Путешествия, Длиннопост

ШИШКОБОЙ


Шишкобой – Есть два времени-«Время набивать шишки», и «Время сбивать шишки с деревьев». Мудрость, но не народная.

Чтобы Вам, мои читатели, был понятен мой рассказ, я решил сделать своеобразную вводную часть. Итак, прежде всего, шишкобой – заготовка кедровых орехов. Орехов очень вкусных, питательных и дорогих. Кроме как в пищу, сей орех употребляется в косметике.

События происходили в Забайкалье. Однажды, работая в строительной бригаде, между мной и нашим сварщиком, зашел спор. Я заявил, что в Забайкалье кедра нет, оппонент мне возразил. Поспорили на коробку шампанского. На следующий день я принес энциклопедию и показал незадачливому спорщику, что кедр произрастает только на Дальнем востоке, а на территории Забайкалья – кедровая сосна. Разница между ними огромная. При внешнем сходстве Дальневосточный кедр дает более крупные орехи, в гораздо более крупных шишках. Казалось бы, хорошо, но и скорлупа у этого ореха очень прочная, разбить можно только молотком. В связи с этим, промыслового значения данное дерево не имеет, а вот забайкальский орех ценится весьма высоко. За время проживания в Забайкалье я побывал в нескольких кедрачах: Улюлей, Ададай, Горекацан – это любительские хребты в Ленинском районе. Там добывают орех для личных нужд, заплатив немного за билет. В конце августа съездить в кедрач и привезти домой пару мешков чистого (вылущенный из шишек) ореха на зиму было в ту пору обычным делом. Собирался коллектив, заезжали в тайгу, за недельку успевали набрать шишки и домой. В любительских хребтах народу довольно много, желающих получить «нахаляву» сей продукт хватает. В промысловых хребтах все сложнее и проще, там только одна бригада, твоя, но у тебя есть разнарядка, сколько ореха ты обязан сдать государству. То есть, ты заключаешь договор с лесничеством, и становишься их временным работником. Вот именно о таком кедраче пойдет речь в моем рассказе. Я не знаю, как мой отец заключил такой договор, но он был подписан и нас ждал кедрач в месте, которое называлось «Худая падь». Хорошее название))).


ХУДАЯ ПАДЬ


Восемьдесят четвертый год, когда можно было, смело смотреть в будущее, мы знали, что будет дальше, время «застоя», время уверенности в себе, это ностальгия, и я этого не скрываю. Восемьдесят четвертый для меня, год, когда нужно было уходить отдавать долг родине, потом оказалось, что я у нее не занимал, но три года были потеряны. Год, когда я, еще будучи ребенком, большим, правда, но ребенком, обзавелся своей семьей. Девушка, с которой мы расписались, носила моего ребенка. «Свадьба» состоялась чуть позже, в сельском совете обменялись кольцами, которые взяли напрокат у сестры и зятя. Все понимали, что это свадьба «по залету», все, кроме меня, но об этом когда-нибудь в другой раз. В восемьдесят четвертом я окончил техникум и получил диплом. Много что произошло в этот год, но было еще событие, не такое значимое, но всё-таки повлиявшее на меня, на мое видение окружающего мира. Отец подписал договор с Ленинским лесничеством, договор на заготовку кедрового ореха, на прокладку дороги в падь «Худую» и на строительство зимовья, все в той же Худой пади. Средняя заработная плата на тот момент составляла сто рублей, ну, может, немного больше. А нам платили за каждый килограмм «чистого» ореха один рубль, норма сдачи была по одной тонне с каждого члена бригады, кроме этого, пятьсот рублей за прокладку дороги и пятьсот за зимовье. Дополнительно разрешалось взять по одной тонне каждому чистым орехом, если, конечно, сможем добыть. Как видите, расклад неплохой, где еще можно было заработать две тысячи за месяц в те годы. Немного позабавило, что орех мы заготавливали по заказу Канадского косметического концерна.

Итак – здравствуй, Худая падь! Сезон заготовки начинался двадцать седьмого августа, при этом было важно – именно двадцать седьмого. И дело не только в спелости шишки, насколько я помню, если кто-то начинал бить раньше, Кирка начинала пакостить. Кирка – скандальная птица, Киркой ее называли местные, а так - Кедровка. Было ее много, и, если она слышала где-то звук ударов колота, все стаи слетались туда, и начинали «спускать» шишку вниз. Они просто обрывали ее и бросали. Орех для кедровки основная пища, возможно, обрывала шишку из опасения, что ей ореха не достанется. Выехали числа двадцатого августа, дорога была неблизкой. Транспорт, на котором нам предстояло ехать, был ну очень оригинальным. Тяжелая гусеничная машина, погрузчик леса, с которого был снят щит, а на его место поставлен кузов. Пересесть в этот танк мы должны были в Николаевском, там же мы оставляли свои машины. По асфальту ему было двигаться запрещено, поэтому ехали сбоку от трассы, преодолеть нужно было двести километров до Ленинска, откуда начинался наш поход за богатством. Это были самые длинные двести километров, самые длинные, самые шумные и самые пыльные. Но сначала было село Николаевское.

ШИШКОБОЙ Тайга, Кедр, Забайкалье, Кедровые орешки, Природа, Охота, Туризм, Путешествия, Длиннопост