Шахматист-энтузиаст

Погожим воскресным днем в Горячем появился уютный пост о герое-одиночке, на голом энтузиазме создавшем в маленьком городе успешную шахматную школу для детей, который быстро насобирал плюсы, немного не добрав до гроссмейстерских 10 тысяч.  История изобиловала деталями, которые создавали видимость правдивого рассказа из первых (ладно, вторых) рук, однако, на проверку оказалась плохо слепленной фантазией.

Дисклеймер: ничего не имею против выдуманных историй, и почти всегда пройду мимо даже при отсутствии тега «авторский рассказ», особенно если лампа светит добром, позитивом и какой-никакой моралью, и особенно если автор — отдадим ему должное — не просит донаты и не рекламирует какой-нибудь мудацкий телеграм-канал. Однако, когда в деталях обнаруживаются нестыковки, но автор упорно продолжает гнуть в комментариях линию «клянусь мамой, все так и было, но герой не хочет славы, поэтому пруфы предоставить не могу» хрупкие крепления моего забрала не выдерживают. Так что поехали.

По существу история выглядит так. Энтузиаст и друг автора открыл в Северо-Казахстанской области в городе с населением в 12000 жителей частную шахматную школу «Цейтнот», набрал туда 52 школьника (не 50, а именно 52) от 5 до 12 лет, беря за занятия по 2000 рублей в месяц (автор для удобства читателей перевел тенге в рубли), и на прошлой неделе триумфально выступил с командой младшего возраста на турнире в областном центре, после чего местная газета выпустила статью с фотографией, а в школу захотели записаться еще 100 детей. Там еще про то, что друг автора — школьный учитель в селе, и специально ездит на выходные в город проводить занятия, и про чиновников, которые сначала насмехались над планами энтузиаста, а потом жали на журналисткие камеры ему руку и обзывали молодцом, но это уже не существенно.

Школа «Цейтнот» действительно гуглится, только не в Казахстане, а в подмосковном поселке Щапово на 2700 душ, что нам никак не подходит. На просьбу назвать город, чтобы аудитория щедро сыпанула плюсов за крутую историю крутого мужика, автор начинает рассказывать, что друг его не хотел бы публичности, поэтому пруфов не будет. На вопрос с чего бы другу, который неделю назад красовался в местной газете, бояться признания на популярном ресурсе, следует ответ «а вот» и предложение написать в ватсап, и тогда он проведет переговоры с другом на предмет возможности добавить доказательств. Взаимосвязи между двумя событиями я не уловил, и в ватсап, каюсь, не написал.

Ладно, придется чуть копнуть. В Северо-Казахстанской области всего 5 городов. Петропавловск, с населением  217 тысяч человек, Тайынша (11 406), Булаево (7 695), Сергеевка (7415), Мамлютка (6999). Похоже, нам подходит только Тайынша. Однако, даже по запросам «Тайынша шахматы» и «Тайынша шахматная школа», не говоря уже о «Цейтноте», ничего не находится. С городами поменьше история та же. Допустим, конечно, детской школе из маленького города не до сайта, а локальным новостным изданиям, кроме застрявшей в эпохе типографских клише и пленочных фотографий газеты, — не до шахмат. Но чтобы даже странички в ВК или какой другой соцсети не было? Чтобы ни одного упоминания от восторженных родителей недавних чемпионов?

Зайдем с другой стороны. В Казахстане 19.5 миллионов жителей, из них младше 15 лет — 21%. Пусть город, о котором говорит автор, репрезентативен (хотя в реальности в городах детей меньше, чем в сельской местности, и значит в городе их меньше средних по стране 21%). То есть из 12к жителей, младше 15 там 2500 человек. Нынешняя половозрастная пирамида Казахстана такова (картинка легко гуглится), что если у вас 2500 детей младше 15, то старше 5 и младше 12 из них будет процентов 40, то есть 1000. Дальше, шахматы — спорт преимущественно для мальчиков, которых получается 500 потенциальных шахматистов на весь 12 тысячный город. Ладно, будем считать что из 150 желающих заниматься в городе шахматами детей аж 50 девочек (в реальности, думаю, 10 от силы) и 100 мальчиков. Таким образом, автор сообщает, что каждый пятый мальчик (другой комментатор дает похожую оценку) в небогатом казахском городе собирается заниматься шахматами за 2000 рублей в месяц. В городе, где, как следует из поста, есть «бесплатные школы волейбола, борьбы, баскетбола и куча других».

Отдельного внимания заслуживают комментарии, из которых следует, что имея по 2000 рублей с 50 детей, а в ближайшем будущем — со 150, друг автора не собирается бросать работу учителя в сельской школе, ведь там он зарабытавает в разы больше, а шахматы это — так, для души.

И финальный штрих. Автор имеет привычку оценивать комментарии, которые его поддерживают (возможно, конечно, минусить, но думаю, что все-таки плюсовать). И вот появляется комментатор, который в попытке поддержать автора предполагает, что тот ошибся, написав про 2000 рублей, и возможно речь идет о 2000 тенге (примерно 300 рублей), что звучит уже куда правдоподобнее. Что делает автор, который двумя тредами выше прямо пишет, что имел ввиду рубли? Правильно: плюсует комментарий про тенге.

Шахматист-энтузиаст Шахматы, Разоблачение, Обман, Казахстан, Текст