Шаг второй. Выбор ниши

Шаг второй. Выбор ниши Ниша, Стартап, Бизнес, Кофейня, Кофе, Франшиза, Длиннопост

Ну что же, я принял твердое решение. Прощай, работа в банке. Я буду работать на себя.

Сам я в предпринимательстве был полный ноль, поэтому нужно было найти человека, который хоть что-то в этом понимал. Таким человекам стал мой друг, с которым мы вместе учились. Его мать была владельцем сети магазинов сумок в нашем городе. Её компания была уже достаточно крупной – торговала оптом и в розницу, имела опыт более 10 лет, и хорошие финансовые показатели. Мой друг был ей правой рукой. Поэтому знал, что это такое – руководить предприятием, нанимать персонал, заниматься поставками и т.д.

Решили так. Делаем фирму 50\50. На нем – все «предпринимательские» штуки: договора, налоги, старт новых точек и тд. На мне – текущие дела: контроль поставок, персонала, закупки.

Т.к. у него уже было ИП, решили сэкономить – формально все будет на его ИП-шке, но все будем делить пополам.

Осталось выбрать направление:

Устроили «мозговой штурм». Кидали идеи одну за другой – пытались нащупать что получше…. Работая в банке, я видел много бизнесов, успешных и не очень в абсолютна разных сферах. Поэтому это особо не давало ориентиров. Однако я умел прогнозировать поток денег, знал финансовые показатели и хотя бы грубо мог оценить прибыльность проекта.

Критерии выбора ниши были следующие:

1. Цена входа – чем дороже старт, тем больше риски и дольше окупаемость

2. «Понятность» бизнеса. Заходить, скажем в медицину или сложенное производство, ничего не понимая, - билет в один конец. Может рассмотреть франшизу как «инструкицию»?

3. Размер рынка

4. Наличие конкурентов

5. Хотя бы примерная величина наценки и соответственно прибыли (Банковское прошлое здесь пригодилось)


И пошли МОЗГОШТУРМИТЬ! Идей было много… Напишу здесь то, что обсуждали больше всего.


Давай может банально ДЖИНСАМИ ТОРГОВАТЬ?


Мама Друга закупала сумки в Китае оптом и реализовывала их у нас. Почему бы также не сделать с джинсами?

Поразмыслив, нашли много недостатков

1. Вход вроде бы не очень большой, но торговля одеждой сейчас почти полностью ушла в торговые центры, где высокие требования к отделке помещения, да и аренда «кусается»

2. Хоть спрос и большой, но конкуренция тоже. Ими торгуют специализированные магазины, да и в любом бутике, на рынке и тд…. и чем-то выделиться будет крайне сложно

3. Наценка на вещи высокая но нужно держать большой запас размеров и моделей, что достаточно сложно + то, что «залежалось» нужно выставлять на распродажу, снижая рентабельность.

Итог: можно, но высокая конкуренция будет сильно давить… что еще?


Давай будем производить ТРУБОЧКИ ДЛЯ КОКТЕЙЛЕЙ?


Идея очень нетривиальная. Казалось бы, кому они нужны? но если задуматься, трубочки есть во всех барах, кафе, ресторанах города + они продаются в магазинах и супермаркетах. Рынок по факту ОГРОМНЫЙ. Вопрос получится ли выйти на хорошую цену Стали звонить в рестораны, представляться производителями трубочек, и выяснять у менеджеров, за какую цену они готовы брать. Кто-то не отвечал, кто-то просил коммерческое предложение, но некоторые все таки честно давали цену, говоря «сделайте дешевле, и возьмем у вас». Средняя цена за трубочку была в целом понятно. Стали считать стоимость производства. По предварительным подсчетам - вдвое дешевле! Вроде бы схема рабочая, но

1. Шагать в предпринимательство сразу в производственный цех – рискованно, да и что там таить, страшно

2. Кроме затрат на саму производственную линию, нужно было хорошее помещение, советующее всем стандартам, а также с вытяжкой и тд. Ведь эти трубочки люди, простите, будут брать в рот)

3. Себестоимость по нашим расчетам, очевидно, была очень неточной. Мы не знали особенностей производства, затраты на коммунальные услуги, процент брака и тд. Соответственно нужно было понимать, что мы не сможем делать такую наценку, которую планируем

4. Мы нашли сильного конкурента в соседнем городе, который как раз снабжал половину заведений нашего. Что увеличивало наши риски и страхи по поводу «завоевания» рынка

Вывод. Идея интересная, но нам, «зеленым салагам» пока не по зубам.


Давай КУПИМ ЭкСКАВАТОР JCB и будем сдавать его в почасовую аренду?


На 2014г такой экскаватор стоил около 3 млн руб (помните, доллар 30, евро 40?). Аренда такой машины на час стоила 1500 руб. Минимальный заказ 4 часа = 6000 руб. Если в день делать хотя бы 2 заказа, то получается 12 000 руб в день, т.е. 360 000р в месяц выручки. Из затрат – зарплата водителя (можно в принципе первое время работать самому), бензин, амортизация. Однако эти цифры не так уж велики, окупаемость при таком сценарии однозначно вписывалась в 2 года. Проблемы было 2

1. Своих денег мы с трудом наскребали примерно на половину стоимости экскаватора. Э то при том что мне пришлось бы продать машину. Следовательно, нужно было влазить в кредит (или лизинг, что практически тоже самое) почти на 2 млн руб. Даже при максимальном сроке это было порядка 50+ тысяч в месяц 5 лет подряд. И этот кредит нужно было еще взять, а не факт что нам его дадут.

2. У меня был один знакомый прораб, который мог дать нам немного часов работы, но это даже не заказ в день, это заказ в неделю. А остальное время нужно было как-то занимать самим. И ладно бы у нас долгов не было, но ведь 2 млн кредита нужно еще отдавать… блин…

Вообще эта идея казалось самой интересной поскольку 50 тыс кредита, это по сути 10 заказов, если работать самому. На дворе было начало весны, так что впереди строительный сезон, есть шанс успеть поймать заказы. + в отличие от первых двух вариантов, здесь все прозрачно, нужно было получить права на экскаватор, купить его и звонить во все компании подряд с продолжением аренды. 1 сотрудник, 1 единица техники и все. Бизнес модель готова.


Решили давай – дерзаем. Чтобы достать деньги мне нужно было продать свой авто, другу нужно было убедить мать-предпринимателя в успехе нашей идеи. Остатки денег нужно было взять в кредит … погнали!


Я выставил машину на продажу. Через месяц она успешно была продана.


Мы созвонились с партнером чтобы обсудить детали нашего «дела».

На встрече он сообщил мне, что у него не вышло достать деньги на столь рисковое мероприятие.

Я чуть не взорвался. «ЧТОООО? Блин! Ты с ума сошел? Я тачку продал! Не мог раньше сказать?»

Друг просто ответил, что у него есть отличная идея – КОФЕ С СОБОЙ. Да не просто, а по франшизе!


После того, как я немного остыл, мы обсудили детали новой идеи

1. Вход очень дешевый, нужно взять в аренду от 5 кв м, воткнуть туда барную стойку (кусок мебели), купить планшет, небольшой холодильник, и взять в аренду кофемашину с условиями выборки определенного объёма кофе.

2. Рынок кофе переживал «бум». Можно было успеть залезть на «волну хайпа»

3. Франшиза давала, казалось бы, все необходимое для открытия. Рецепты, обучение, маркетинг, СРМ-систему, которая ставится в планшет на андройде или айпад. «Делай как мы и окупишься за 3 месяца» говорил богач-основатель на фоне Порше на главной странице франшизного сайта

4. Наценка на кофе выходила очень большая, в 3-4 раза. Даже при том, чтобы давать каждый 6ой кофе бесплатно, выходило очень прилично зарабатывать. При низких постоянных затратах нужно было продавать всего 40 чашек в смену, чтобы выйти в окупаемость. А 40 чашек в 12-часовую смену, это меньше 4 чашек в час! Т.е. если наш бариста (спец по приготовлению кофе, кто не в курсе) будет раз в 15 минут варить 1 чашку, то мы уже окупаемся. Круто!

5 Денег хватало чтобы открыть даже 2 точки БЕЗ КРЕДИТОВ. Т.е наши шансы на успех удваиваются. Даже если прогорим на 1 точке, скорее всего что-то получится на 2ой.


В итоге решили. Будем заниматься «кофе с собой»! Вперед!

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.