Шаг 12. Оптимизация + ответы на вопросы читателей

Чтобы понять, о чем речь, и почему в моих статьях фигурирует 2014г-2015г, прочитайте предыдущие шаги) Спасибо)


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Прошу прощения за долгий перерыв!

Продолжим нашу историю)


Начну с новой рубрики, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. Благодаря блогу ко мне начали обращаться читатели, которые хотят открыть кофейню. Раз уж у них возникли такие вопросы – я думаю ответы будут интересны и другим начинающим предпринимателям!

(Читатели, узнавшие свои вопросы, прошу оставить обратную связь под постом)

Поехали )))


1. Решил встать в БЦ (точка с собой) -на что в первую очередь обратить внимание

Ответ

Главное 3 вещи

- есть ли конкуренты (кофейни пекарни и даже просто киоски с едой) в этом БЦ? А вблизи? Если есть, то проанализируйте их цены и ассортимент, чтобы понимать чем и почем будете торговать

- класс БЦ. ОЧЕНЬ важно! Какой БЦ – такие там и люди. Новый БЦ – новые люди, дорогой БЦ – дорогие люди. АБСОЛЮТНО нет смысла вставать в БЦ, построенные при Хрущеве. Даже если он большой.

- Размер БЦ и количество входов выходов. Идеальный вариант – БЦ 20+ этажей с 1 входом. Это позволяет рассчитывать на вменяемый трафик.


2. Решил пойти демпингом! В соседнем БЦ цены в точке с собой 100р за чашку. А у меня будет 80! Ко мне все пойдут и оттуда и с моего собственного! Верно!?

Ответ

НЕТ, НЕ ВЕРНО. Главное и, пожалуй, единственное весомое преимущество (не считая самого кофе) точки с собой, это ее РАСПОЛОЖЕНИЕ, т.е. УДОБСТВО ДОСТУПА. Если ваша цена в рынке, то люди пойдут к ВАМ. Понятно, что если вы задерете цены вдвое, то к вам скорее всего не пойдут. Но они и в соседнее здание наверно тоже не пойдут, потому что не выполняется условия УДОБСТВА. Поэтому моя рекомендация – будьте в рынке, и ни в коем случае не демпингуйте! Вы – маленький монополист, и ваш главный конкурент это кофемашина в офисе или пакетик растворимого кофе. Но это другой класс, поэтому нет смысла биться с ними по цене. Если хотите привлечь внимание местных офисников, то лучше устройте акцию с хорошими скидками на день открытия или на всю первую неделю. Вскоре о вас будет говорить весь бизнес-центр!


3. Русских нанимать или можно людей другой национальности? Как лучше?

Ответ

Мой ответ очень субъективный. Главное, что нужно понимать, что этот человек – ЛИЦО вашей компании. Если это будет китаец с жутким акцентом – то наверно это лицо будет не то, которое Вам хотелось. Однако, у нас, например, работали милые симпатичные девчонки из Казахстана. И работали хорошо, гостям нравилось.


4. Нужно ли ставить он-лайн кассу? Какую?

Ответ

Да, нужно. Здесь не настаиваю, читайте отзывы и примеряйте бюджет. Сейчас мы используем АТОЛ, но это недешево


5. Какую систему налогообложения выбрать?

Ответ

Зависит от площади вашей точки. Скорее всего самым выходным вариантом будет ЕНВД, но также можно рассмотреть ПАТЕНТНУЮ систему. Калькуляторы расчета налога вы можете найти в интернете и заранее рассчитать налоговую нагрузку.


Как-то так)))


________________________________


А теперь вернемся к основной линии повествования.

Начался 16 год. Как я уже сказал, теперь у нас было 2 крутых точки – 2 ноги, на которых мы твердо стояли. Это ТорговыйЦентр и БольшойБЦ (где мы отвоевали поток у "магазинчика-буфета")

Кроме этого, у нас было еще 3 точки, т.к. «мертвую» точку на Химмаше мы закрыли.

Это

1. Ява

2. Восточка

3. На Карла Либкнехта

Все эти точки были офисными и имели оборот в пределах 100т.р. в мес. При этом аренда в Яве была всего 5 тыс в мес а в остальных точках 15-20 тыс. Кроме того, в восточке еще и К/У оплачивалось сверху.


По общей ситуации


В конце 15г мы предприняли уже почти отчаянный рывок на Восточке, сделали там ремонт и провели ребрендинг, точка стала стильнее, но народу толком не прибавилось. Как говорили наши постоянники, большое количество офисов закрылось и съехало после скачка курса доллара и евро), К тому же, в этом здании открылся большой фитнес клуб с мини-баром, где делали кофе и продавали сендвичи и пр. вкусности, и все это с отдельным от нас входом, и часть потока ушла к ним. В общем говоря, перспектив к росту мы здесь также не видели


На Карла Либкнехта ситуация примерно такая же. У нас была скромная точка с 1 входа, а с другого была кофейня побольше и вроде бы всем хватало. Но сейчас между нами открылась ТРЕТЬЯ кофейня-кондитерская, приличной площади, с красивым дизайном и удобными диванчиками. Вот это да…

В итоге, взглянув на все трезвым взглядом, учитывая налоги, списания, и какую-никакую амортизацию, получалось что Восточка и Либкнехта – убыточны. И перспектив к тому, что станет лучше, просто-напросто НЕТ.

И вот, спустя полтора года (с середины 14г до начала 16) мы приняли морально тяжелое, но стратегически верное решение. Закрыть 2 кофейни.

Если с Карла-Либкнехта меня внутренне ничего не связывало, то точка на Восточной улице была моей ПЕРВОЙ. Той, с которой все и началось. И закрыть ее рука не поднималась, но, что же поделаешь, это бизнес.

Вывод очень по этому этапу очень простой: бизнес это все таки бизнес, а не романтические отношения. Здесь нужна холодная голова. Поэтому, если у вас есть точка кофе с собой, вы считаете показатели обратите внимание на следующие

1. Все ли расходы вы учли? Налоги, моющие средства, оплату интернета и телефона, транспортные издержки, потери, плату за эквайринг?

2. Есть ли у вас дополнительные издержки? например, холодильник постоянно ломается, и его нужно постоянно чинить, а это стоит 3-5 тыс каждый раз. Если есть такие расходы, то также учтите их

3. Возьмите среднее значение выручки и расходов с учетом п 1 и 2. Есть ли прибыль на данный момент?

4. Теперь проанализируйте, есть ли зона роста?

- можно ли расширить ассортимент

- можно ли сделать/добавить посадочные места

- можно ли поднять цену на 5-10 процентов?

- есть ли вероятность, что появится дополнительный трафик? (Например, это новый БЦ и он еще очень слабо заселен офисниками, или сдается новая очередь и тд)

Если ответ в п 3 и 4 НЕТ, то ЗАКРЫВАЙТЕ ТОЧКУ. Не надо слез, не надо себя обманывать. Цифры не лгут.

Лучше найдите для этой барной стойки и оборудования новое место, чем терять деньги каждый месяц..


Итак, в начале 16 года я снова стал совладельцем всего 3х мини-кофеен. Да, по оборотам они делали столько же, сколько и 5-6 старых, но все равно мы так и не дотянулись до миллиона и буксовали в районе 500-700тыс в мес.

При этом оптимизация принесла свои плоды – работ и забот стало намного меньше. Все таки 3мя точками я уже управлялся легко, особенно имея управляющего в лице Сергея.

Обратной стороной этой медали стало вновь нарастающее чувство, что что-то идет не так….

Выручка на том же уровне почти год.

Прибыль подросла, но ее почти не чувствуешь, т.к. все уходит на переделки, ремонты, переезды, да еще и кредит за покупку точек висит

Точки, казалось бы, работают так, как они в принципе могут, а желания перелопачивать бизнес-процессы, которые и так в принципе работают, не было.


Плюс все таки мы были вдвоем, а это значило, что если я даже что-то сделаю и получу дополнительную прибыль, это потом нужно делить пополам с партнером, и еще пополам, если мы будем откладывать деньги на развитие….

Пример, который я возможно писал ранее, но он остался актуальным (цифры примерные):

Покупаем мы молоко на 50р за литр. А тут в обычном супермаркете оно продается за 40р за литр по супер-скидке. Обьем закупа на неделю больше 100литров. Т.о. можно сесть в машину, доехать до супермаркета и вывезти оттуда недельный запас. Займет все это час-полтора, а в результате я сэкономлю 1000 рублей (100 л по 10р). А сэкономил – значит заработал!

1000р за час полтора – неплохая зарплата!

Но тут возникает несколько НО

Во-первых, эту тысячу я поделю пополам с партнером, т.е. мне как бы 500р

Во-вторых, это все-таки полтора часа времени, а можно его потратить более рационально

В-третьих, у меня будут пусть небольшие, но издержки, банально рублей 150 на бензин.

Итого по факту моя поездка и закуп дадут мне лично рублей 350...

350 рублей за полтора часа таскания коробок с молоком? грузчики больше зарабатывают!

Ну и нафиг оно  мне надо?

И таким образом общее мое настроение и желание работать падало, хотелось чего-то нового, масштабного, а не этих точек в углу с оборотами 3 тыщи…

Говорят, мысли материальны, так что продолжение следует!

Успехов!

Бизнес

2.6K постов32.8K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.