Съедобная экономика (5)
Заканчиваем знакомиться с книгой Ха-Джун Чанга "Съедобная экономика. Голодный экономист объясняет мир".
Лайм
Успех Британской империи напрямую опирался на способность контролировать океаны непревзойденным флотом. Наибольшие потери на флоте она несла не из-за нападений неприятеля, и не из-за пиратов. И даже не из-за непогоды. Главным убийцей английских матросов была цинга. Когда-то по её причине потери персонала в дальних плаваниях достигали 50%. Сегодня мы знаем, что её вызывает недостаток витамина С, который содержится в соке цитрусовых. И название этому витамину выбрали подходящее: аскорбиновая, то есть «противоцинговая» кислота (scorbutus – по-латински «цинга»). Королевский флот был первым, кто стал систематически применять лекарство: начиная с 1795 года, матросов стали принудительно кормить лимонами, которых быстро заместил лайм. Цинга канула в небытие менее, чем за десяток лет. А за англичанами в США закрепилась кличка: „limeys“.
Бразильцы мешают лайм в водку. Алкоголя у них – залейся. Ещё в Великую Депрессию Бразилия столкнулась с дефицитом топлива, который она стала «лечить» этанолом. Потом вернулась дешёвая нефть, но после нефтяного шока 1973 года тема снова встала в полный рост. Подтянулись с новыми моторами автопроизводители. Были взлёты и падения. Но и сегодня спирт обеспечивает 15% энергетических потребностей страны. Этанол – биотопливо. Его мы делаем, по сути, из солнечной энергии. Это – одно из комплекса решений проблемы изменения климата. Но лишь одно. Нужны ещё.
Во-первых, нужны новые технологии. Альтернативные источники энергии, улавливание углекислого газа и т.д. Снизить энергопотребление в промышленности. Адаптироваться к уже происходящим изменениям климата. Во-вторых, нужно изменить стиль жизни: меньше перемещаться, улучшить энергоэффективность. И в-третьих, изменить пищевые привычки (меньше мяса и больше сезонной еды).
Всем этим должны согласованно заниматься мировые правительства. Они должны продвигать зелёные технологии и в богатых, и в бедных странах. Кто не может себе их позволить – тому помочь. В любом случае, без соответствующих налогов и субсидий не обойтись. Цингу победил британский Королевский флот, а современные проблемы победят большие решительные действия правительств.
--------------------------------
Звучит благородно, но на практике ключевой проблемой остаётся согласие многих стран на принимаемые меры. Легко написать, как автор: «изменить» привычки. Но трудно на самом деле меньше ездить, меньше есть и больше мёрзнуть. Изменение климата – с нами. К нему нужно привыкать. И, конечно, стараться ограничить. Главное при этом – не переборщить с ценой.
Специи
Автор признаётся, что в молодости корил своих предков за то, что они не пользовались широким арсеналом специй, делающих нашу пищу богатой ощущениями. Потом поостыл, рассудив, что гвоздичное дерево не растёт в Корее. Оно не растёт и в Европе, но там его продукт очень ценили. Ценили и другие специи, и потому вкладывали гигантские суммы в экспедиции на Восток. Мореплавание в те годы было далеко не самым безопасным занятием. Гигантское вложение могло легко разорить инвестора, который отвечал за него и домом, и кровом. И личной свободой.
Решение было найдено в виде ограниченной ответственности в пределах уставного фонда. Так начались британская и голландская Ост-Индские компании. Колонизация стала частным делом. И очень успешным притом. Это сегодня ОО в порядке вещей, а четыреста лет назад это была привилегия, дарованная короной. Многие, в том числе Адам Смит, относились к идее со скептицизмом, не одобряя «азартную игру» с чужими деньгами. Тем не менее, это оказалось замечательным средством мобилизации капитала. Настолько замечательным, что на заре индустриализации из привилегии сделали право.
Прошли столетия. Ограниченная ответственность стала бременем в свете дерегулирования мировых финансов. Акционер сегодня буквально играет с огромными суммами, подвергая мировую экономику риску кризиса. Он не смотрит на долгосрочные перспективы своего вложения. Вложился, снял прибыль, свалил. Полсотни лет назад среднее время держания акции в Великобритании составляло пять лет. Сегодня – меньше года. Потакая акционеру, руководства компаний занимаются обратным выкупом акции и прочими фокусами, чтобы почище выдоить предприятие. В таких условиях заниматься долгосрочным инвестированием становится всё труднее.
Настало время для реформ в этой области. Среди предложений автора – привязать право голоса к сроку владения акцией, ограничить права акционера в пользу других заинтересованных сторон (работников, поставщиков, местных общин), а также подрезать крылья акционерам в законодательном плане (усилить финансовое регулирование).
Клубника
В строгом ботаническом смысле клубника – не ягода, в отличие от баклажана или огурца. Но для большинства из нас она остаётся главным воплощением этого понятия. Мы любим клубнику в свежем и консервированном виде, бросаем варенье в чай (так говорит про русских автор) и начиняем ею всякие вкусности.
Но собирать её – то ещё «удовольствие». Нагибаться-разгибаться десять часов в день – тяжкий труд, для которого богатые страны завозят иностранную рабочую силу. Давно бы придумали комбайн, но это непростая задача – разыскать спелую ягоду среди листьев и сорвать её так, чтобы не раздавить. И всё же прогресс идёт вперёд. Не за горами время появления коммерческих роботов, способных справиться с этой задачей. Что уж говорить, когда искусственный интеллект готов оставить не у дел целые профессии, начиная с шофёра и заканчивая журналистом.
Потеря рабочих мест по причине автоматизации – неразлучный спутник капитализма. Бизнес-пресса десятилетиями морщила нос в ответ на жалобы синих воротничков. Но теперь под угрозой воротнички белого цвета, и тон изменился. Журналюги почуяли, что без них могут обойтись.
Автор не видит причин для паники. История эта длится уже два с половиной столетия, и ничего, мы по-прежнему трудоустроены в большинстве своём. Станет меньше сборщиков клубники, зато больше операторов комбайнов. С удешевлением продукта вырастет спрос и понадобится нарастить выпуск, так что теоретически операторов завтра может быть больше, чем сборщиков сегодня. Рабочие места могут создаваться в смежных отраслях. Например, интернет обанкротил многие бюро путешествий, но обеспечил доходом владельцев недвижимости в курортных областях. А главное – автоматизация повышает производительность труда. Будет общественный доход – можно будет создать рабочие места там, где робот всё ещё не справляется и там, где они нужны. Например, в уходе за больными и престарелыми.
В свете вышесказанного невозможно знать заранее, приведёт ли автоматизация к массовой безработице. До сей поры не привела, и это обнадёживает. Многие скажут, что сейчас – совсем другая история. Но, оглянувшись назад, придётся констатировать: мы не можем предвидеть даже ближайшее будущее, в котором фантастическая техника станет обыденным делом.
Но, конечно, потери рабочих мест в отраслях из-за автоматизации – реальны. Чтобы сгладить стресс, государство должно вкладываться в переобучение и платить пособия тем, кому не повезло иметь не ту профессию. Ну и трудоустраивать их там, куда не добрались роботы, конечно.
---------------------------------------------
Не стоит закрывать глаза на неудобные факты. До индустриализации рабочие руки были в дефиците. Сегодня во всех странах есть безработица. Особенно там, где происходит деиндустриализация. Там, где производить стало невыгодно. Да, большинство ещё трудоустроено. Но посмотрите на доходы трудящихся – по ним не скажешь, что на их труд большой спрос. И всё же я, подобно автору, смотрю в будущее с оптимизмом. Главное, что обнадёживает – это рост производительности труда. Если меньшее число работников может обеспечить тот же продукт – дело лишь в его перераспределении. По той же причине не стоит бояться и старения населения. Будет общественный продукт – будут и пенсии.
Шоколад
Шоколад в Европу привезли испанцы, и они же приучили к нему европейцев, выбросив из рецепта перец и добавив сахар. Новый продукт пришёлся по душе, и его пили с удовольствием. Да, пили, потому что он был жидким. Излюбленной добавкой было молоко. А вот в твёрдом виде сделать молочный шоколад не получалось. Прорыва добился Генри Нестле, основатель одноимённой компании. Он в вместе со своим партнёром по бизнесу стал мешать какао не с жидким молоком, а с молочным порошком собственного изобретения. Через четыре года ещё одна швейцарская фирма Lindt & Sprngli изобрела конширование, и мы получили шоколад в нынешнем виде. А Швейцария стала синонимом хорошего шоколада.
Сегодня эта страна превозноситься многими как модель постиндустриальной экономики, зарабатывающей деньги экспортом услуг. Постиндустриальный дискурс, зародившийся полвека назад, говорит о том, что по мере роста благосостояния люди станут покупать больше услуг, чем товаров. Ну не хлебом единым жив человек, в конце концов. Постепенно промышленное производство начинает замещаться индустрией услуг. Когда начался промышленный взлёт Китая, апологеты постиндустриализма стали вещать о вывозе «низких» технологий в страны с низкими зарплатами, в то время, как золотой миллиард концентрируется на «высоких» услугах, за которыми будущее: финансы, IT, консалтинг. При этом нахваливали именно Швейцарию и Сингапур. Были страны (Индия, Руанда), которые в это поверили и попытались сразу перескочить в экономику услуг, минуя индустриализацию.
Проблема в том, что Швейцария на самом деле – самая индустриализированная страна в мире, если учесть размер её населения. Оно понятно, что у них есть мощные банки, но кроме этого, есть и что-то ещё. И это что-то ещё обеспечивает своим технологическим экспортом благосостояние страны. Этот экспорт не так заметен потому, что он сбывается в основном компаниям, а не физическим лицам: машины, высокоточное оборудование, химические продукты…
Деиндустриализация многих стран Запада вызвана на самом деле изменениями не в спросе, а в производительности. Люди платят больше за услуги потому, что они не дешевеют так быстро, как товары. Потому что производительность труда товарного производства быстрее растёт. В то же время способность производить промтовары остаётся решающим фактором, влияющим на благосостояние страны. Многие из высокопроизводительных услуг, включая финансы, транспорт и инжиниринг, вообще не могут существовать без производящего сектора, являющегося их главным потребителем. Более того, промышленное производство продолжает оставаться главным источником инноваций. Даже в Британии и США, где оно даёт всего лишь 10% общего выпуска экономики, на него приходится 60-70% НИОКР. Именно по этим странам потеря деиндустриализация ударила больнее всего. Они пренебрегали развитием промышленности в пользу банковского сектора и стали пожинать плоды, начиная с кризиса 2008 года, после которого значительного роста так и не достигли. Когда случилась пандемия, это стало видно всем. Люди сидят по домам, реальная экономика стагнирует, а на бирже фейерверк невиданных рекордов.
Не давайте себя одурачить, даже если единственный потребляемый вами швейцарский продукт – это шоколад. Швейцарцы зарабатывают не столько финансами и туризмом, сколько своим умом: изобретая и производя что-то новое. Одним из примеров успешной инновации и является любимый нами шоколад. Вера же в постиндустриальное общество в лучшем случае вводит в заблуждение, а в худшем – причиняет вред.
--------------------------------------------
Если выбросить политику из предпоследней части, то была бы отличная книга, очень похожая на «23 вещи», с парой новых тем. Однако в этом случае было бы мало смысла заниматься её написанием. Вставки про еду привлекают обывателя, но политика сделала книгу похожей на агитку. Жаль.
Книжная лига
27.1K постов81.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.